Способ разрешения юридических конфликтов
Переговоры – процесс урегулирования конфликта (спора), осуществляемый самими конфликтующими сторонами в целях достижения взаимоприемлемого соглашения.
Использование переговоров для разрешения конфликтов имеет столь же давнюю историю, что и сами конфликты. Однако объектом широкого научного исследования они становятся лишь во второй половине XX в., когда искусству ведения переговоров стали уделять особое внимание. Пионер таких исследований – французский дипломат XIII в. Франсуа де Кальер, автор первой книги о переговорах «О способе ведения переговоров с монархами».
В сравнении с другими способами разрешения конфликтов преимущества переговоровсостоят в следующем:
· в процессе переговоров происходит непосредственное взаимодействие сторон;
· участники конфликта имеют возможность максимально контролировать различные аспекты своего взаимодействия, в том числе самостоятельно устанавливать временные рамки и пределы обсуждения и др.;
· участники конфликта могут выработать такое соглашение, которое удовлетворит каждую из сторон и позволит избежать длительного судебного разбирательства;
· принятое решение имеет неофициальный характер, являясь частным делом договаривающихся сторон.
Функции переговорного процесса могут быть сведены к следующим:
а) поиск совместного решения – это то, ради чего затеваются переговоры. Сложное переплетение интересов и неудачи в односторонних действиях могут подтолкнуть к началу переговорного процесса даже откровенных врагов, чье конфликтное противостояние насчитывает не один десяток лет;
б) информационная функция, которая заключается в том, чтобы в ходе переговоров получить информацию об интересах, позициях, подходах к решению проблемы исходя из собственных убеждений и мнений противоположной стороны. Значимость этой функции определяется тем, что невозможно прийти к взаимоприемлемому решению, не понимая сути проблемы, которая вызвала конфликт, не разобравшись в истинных целях, не выяснив взаимных позиций;
в) коммуникативная функция, которая связана с налаживанием и поддержанием связей и отношений конфликтующих сторон;
г) пропагандистская функция, которая заключается в том, что стороны стремятся оказать влияние на общественное мнение с целью оправдания собственных действий, предъявления претензий оппонентам, привлечения на свою сторону союзников и т. п.
От умения вести переговоры зависит очень многое. Успешность переговоров зависит от того стиля, в котором они ведутся.
1. Если конфликтующие стороны рассматривают переговоры как продолжение борьбы другими средствами, то в этом случае переговоры будут проходить на уровне позиций (позиционный торг), ориентированных на конфронтационный тип поведения. В этом случае стороны «торгуются», т.е. каждая сторона видит ситуацию как «выигрыш–проигрыш», т.е. чтобы ей выиграть другая сторона должна проиграть.
2. Если конфликтующие стороны рассматривают переговоры как процесс разрешения конфликта с учетом интересов друг друга, то тогда переговоры будут происходить на уровне принципиальных интересов (интегративные переговоры), ориентированных на партнерский тип поведения. Эта стратегия построена по принципу «выигрыш–выигрыш».
Позиционный торг | Интегративные переговоры |
Намерение добиться своей цели любыми средствами, не учитывая интересы другой стороны | Намерение добиться своего с учетом интересов других |
Цель – только победа | Цель – поиск компромиссного решения, устраивающего обе стороны |
Поведение: игнорирование интересов других людей; разговорный тон, не терпящий возражений; идет напролом к поставленной цели. Основной упор на «я». Громкий голос, резкая интонация, человек не дослушивает до конца, постоянно перебивает партнера | Поведение: учет интересов других людей; желание услышать и понять мнение других; терпеливое обсуждение общей проблемы. Спокойный, доброжелательный тон, отсутствие агрессии и колких замечаний |
Чтобы успешно вести переговоры с установкой на сотрудничество, необходимо знать, что этот процесс включает в себя несколько этапов, каждый из которых очень важен.
I этап. Подготовка к переговорам
Эта стадия включает в себя решение ряда вопросов:
Определение времени и места проведения переговоров.
Необходимо убедиться в том, что стороны одинаково понимают, где и в какое время пройдут переговоры. Например, фраза «Договорились, встречаемся в понедельник в 8 у меня» может быть понята участниками по-разному. Не ясно, в какой понедельник, следовало указать конкретную дату. Чтобы устранить двусмысленность следовало сказать, что встреча состоится в 20.00. В-третьих, где именно у меня – на квартире, в офисе, на даче и т.п. Не лишним было бы также указать и адрес места предполагаемой встречи. Фраза о договоренности должна звучать так: «Договорились, встречаемся в понедельник 19 декабря в 8.00 утра, в моем офисе по адресу __».