Государственное устройство. Вьетнам - унитарное государство
Вьетнам - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 61 провинция и 4 города центрального подчинения - Ханой, Хошимин (быв. Сайгон), Хайфон и Дананг.
Действует Конституция 1992 г. По форме государственного устройства Вьетнам - социалистическая республика. Основным законом (ст.4) руководящая роль в государстве и обществе закреплена за Коммунистической партией Вьетнама. Идеология последней "марксизм-ленинизм и идеи Хошимина" носит официальный характер.
Высший представительный орган и высший орган государственной власти однопалатное Национальное собрание (395 депутатов, избираемых всеобщим, равным и прямым голосованием на 5 лет). Национальное собрание осуществляет верховный контроль за всей государственной деятельностью. Это единственный орган в стране, правомочный принимать Конституцию и законы.
Национальное собрание решает вопрос о принятии плана законодательной деятельности и издания указов; контролирует соблюдение Конституции, законов и постановлений Национального собрания; рассматривает отчеты о работе Президента, Постоянного комитета Национального собрания, Правительства, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры; утверждает план социально-экономического развития страны, проект государственного бюджета и отчет о его исполнении; устанавливает, изменяет или отменяет все виды налогов.
Национальное собрание формирует основные органы государства; оно наделено правом избирать, освобождать, отзывать Президента, Вице-президента, председателя Национального собрания и его заместителей, членов Постоянного комитета Национального собрания, Премьер-министра, председателя Верховного народного суда и Главного прокурора Верховной народной прокуратуры; утверждать предложение Президента о создании Комитета национальной обороны и государственной безопасности; утверждать предложение Премьер-министра о назначении, освобождении и отзыве вице-премьера, министров и других членов Правительства.
Как верховный орган власти Национальное собрание может отменять акты Президента, Постоянного комитета, Правительства, Премьер-министра, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры, противоречащие Конституции, законам и постановлениям Национального собрания.
К числу других полномочий относится принятие решения об общей амнистии; установление военных, дипломатических и других званий и рангов; учреждение орденов, медалей и почетных званий государства; решение вопросов войны и мира; определение условий введения чрезвычайного положения, других особых мероприятий для обеспечения национальной обороны и государственной безопасности; определение основной политики в области внешних отношений; ратификация или денонсация международных договоров или договоров, в которых принимает участие Вьетнам (по предложению Президента); решение вопроса о всенародном референдуме.
Право законодательной инициативы имеют Президент, Постоянный комитет Национального собрания, Совет национальностей и постоянные комиссии Национального собрания, Правительство, Верховный народный суд, Верховная народная прокуратура, Отечественный фронт Вьетнама и организации, входящие в состав Фронта. Депутаты Национального собрания имеют право вносить в Национальное собрание предложения о принятии законопроекта, а также об изменении или дополнении закона. Законы и постановления Национального собрания должны быть одобрены более чем половиной голосов общего числа депутатов, а поправки к Конституции- не менее чем 2/3 голосов. Законы и постановления должны быть опубликованы не позднее чем через 15 дней после их принятия.
Постоянно действующим органом Национального собрания является его Постоянный комитет. Он вправе объявлять выборы в Национальное собрание и руководить ими; организовывать подготовку, созыв сессий Национального собрания и председательствовать на них; толковать Конституцию, законы и указы; издавать указы по поручению Национального собрания; осуществлять контроль за соблюдением Конституции, законов и постановлений Национального собрания, указов и решений Постоянного комитета; контролировать деятельность Правительства, Верховного народного суда, Верховной народной прокуратуры; приостанавливать действие актов Правительства, Премьер-министра, Верховного народного суда, Верховной народной прокуратуры, противоречащих Конституции, законам, постановлениям Национального собрания, и вносить в Национальное собрание предложение об их отмене; отменять акты Правительства, Премьер-министра, Верховного народного суда, Верховной народной прокуратуры, противоречащие указам и решениям Постоянного комитета; контролировать и направлять деятельность Народных Советов; отменять ненадлежащие решения Народных Советов провинций, городов центрального подчинения, распускать Народные Советы провинций, городов центрального подчинения в случае нанесения ими серьезного ущерба правам граждан; руководить деятельностью Совета национальностей и постоянных комиссий Национального собрания, регулировать и координировать ее; направлять деятельность депутатов Национального собрания и обеспечивать условия для ее осуществления; принимать решение об общей или частичной мобилизации, о введении чрезвычайного положения в стране или в отдельных ее частях.
В период между сессиями Национального собрания Постоянный комитет вправе утверждать предложение Премьер-министра о назначении, освобождении и отзыве вице-премьера, министров, членов Правительства и докладывать об этом Национальному собранию на его ближайшей сессии; решать вопрос объявления состояния войны (и вносить его на утверждение Национального собрания).
Указы и постановления Постоянного комитета должны быть одобрены более чем половиной общего числа его членов и опубликованы не позднее чем через 15 дней после их принятия, за исключением случаев, когда Президент вносит в Национальное собрание предложение о пересмотре этих актов.
Национальное собрание избирает Совет национальностей в составе председателя, его заместителей и членов. Совет изучает национальные вопросы и вносит по ним предложения в Национальное собрание; осуществляет право контроля за соблюдением национальной политики, программ и планов социально-экономического развития в горных районах и регионах, где проживают малые народности. Перед тем как принимать решения о национальной политике, Правительство должно консультироваться с Советом национальностей.
Глава государства - Президент, избираемый сроком на 5 лет Национальным собранием из числа депутатов и отчитывающийся перед ним за свою деятельность.
Президент уполномочен: опубликовывать Конституцию, законы, указы; вносить в Национальное собрание предложения о назначении, освобождении и отзыве Вице-президента, Премьер-министра, председателя Верховного народного суда и главного прокурора Верховной народной прокуратуры; на основе решений Национального собрания или его Постоянного комитета назначать, освобождать, отзывать вице-премьера и других членов Правительства; назначать, освобождать и отзывать заместителей председателя Верховного народного суда и его народных заседателей, а также заместителей и членов Верховной народной прокуратуры.
В области внешних сношений Президент назначает и отзывает полномочных дипломатических представителей СРВ; ведет переговоры и заключает от имени СРВ международные договоры с главами других государств; решает вопрос о ратификации или присоединении к международным договорам, за исключением случаев, когда необходимо представить их на рассмотрение Национального собрания.
В области обороны и безопасности Президент является главнокомандующим вооруженными силами страны, руководит Комитетом национальной безопасности и государственной безопасности, на основании решений Национального собрания или его Постоянного комитета объявляет состояние войны, принимает решение об общей амнистии; на основе решений Постоянного комитета принимает приказ об общей или частичной мобилизации, объявляет военное положение в стране или в отдельных ее частях.
Как глава государства Президент может учреждать звания и ранги для народных вооруженных сил, дипломатической службы, а также других званий, рангов; награждать орденами, медалями и почетными званиями государства; принимать в гражданство СРВ, решать вопросы о выходе из него и лишении гражданства; принимать решения о помиловании.
Президент издает приказы и решения.
Исполнительным органом Национального собрания, высшим распорядительным органом СРВ является Правительство. Оно несет ответственность за свою деятельность и отчитывается перед Национальным собранием, его Постоянным комитетом и Президентом.
Правительство состоит из Премьер-министра, нескольких вице-премьеров, министров и других членов. Члены Правительства, кроме Премьер-министра, не обязательно должны быть депутатами Национального собрания.
На основе Конституции, законов, постановлений Национального собрания, указов, постановлений Постоянного комитета Национального собрания, приказов, решений Президента Правительство издает постановления и решения, а Премьер-министр - решения и директивы.
Важные вопросы, находящиеся в ведении Правительства, должны обсуждаться коллективно и приниматься большинством голосов.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Вьетнама сформировалась в результате длительного и сложного процесса взаимодействия различных правовых культур и нормативных систем: феодального вьетнамского права (обычного и писаного), французского права и концепций социалистической правовой семьи. В 1990-е гг. Вьетнам оставался одной из немногих стран мира, где сохранялась социалистическая правовая система, хотя и модернизированная.
В доколониальный период правовая культура Вьетнама была во многом близка китайской. В этой системе законодательство отступало на второй план, отводя основную роль морально-этическим нормам. Право применялось субсидиарно и исключительно для решения вопросов государственного значения. Взаимосвязи между индивидами законодатель оставлял на усмотрение семьи или общины, наделяя их правом применять уголовные санкции. Считалось также, что основной источник права содержится не столько в законе, сколько в сердце человека. И поэтому "управление с помощью людей должно иметь приоритет над управлением с помощью законов".
С установлением в 1884 г. французского господства в стране начали постепенно внедряться западные юридические нормы и институты, чуждые традициям и правосознанию местного населения.
В колониальное время территория Вьетнама была разделена на 3 зоны: северную, центральную и южную, в которых действовало различное законодательство. Южный Вьетнам, названный Кохинхином, получил статус колонии и полностью подчинялся французскому законодательству. Как следствие этого, в Южном Вьетнаме оно действовало в соответствии с декретами Президента Франции, которые требовали для своего применения санкции Генерал-губернатора Индокитая. Статус колонии и соответственно аналогичный правовой режим имели также три города на севере страны: Ханой, Хайфон и Турань. Центральный Вьетнам, или Аннам, был французским протекторатом и формально законодательную власть в этом регионе осуществлял местный Король. По договору, заключенному между Вьетнамом и Францией в 1925 г., Король Аннама делегировал свои административные и законодательные полномочия французскому Верховному комиссару, представлявшему в Северном Вьетнаме одновременно Францию и Короля Аннама. Северный Вьетнам также находился под протекторатом Франции, но подчинялся непосредственно французскому правлению.
В Южном Вьетнаме и 3 перечисленных выше городах действовало гражданское законодательство (по Декрету 1883 г.). Оно, однако, было неполным и касалось лишь частично семейного права. Область же обязательственного и наследственного права и все, что связано с коммерческой деятельностью, этим законодательством урегулированы не были. В этих случаях суды обращались к принципам, признанным в Гражданском кодексе Центрального Вьетнама (т.е. фактически к французскому праву), или к обычному праву, нормы которого содержались в изданном в 1815 г. Кодексе Gia Long (династии Нгуен), Кодексе Hong Due (династии Ле), изданном в период 1460-1497 гг.
В Южном Вьетнаме действовали также приказ от 16 марта 1910 г., установивший правила гражданской и торговой процедуры, Уголовный кодекс 1912 г.; постановления (decrets) от 16 февраля 1921 г. и от 18 декабря 1906 г., содержавшие нормы торгового права и уголовной процедуры.
Центральный Вьетнам (Аннам) имел значительно более полные кодексы: Гражданский, принятый по частям в 1936-1939 гг.; Кодекс гражданского и торгового процесса 1912 г.; Уголовный кодекс 1933 г.; Уголовно-процессуальный кодекс и Торговый кодекс 1942 г.
В Северном Вьетнаме в 1931 г. был принят Гражданский кодекс. Он содержал и право коммерческих компаний.
После победы над французскими колонизаторами в 1954 г. Вьетнам обрел независимость. Но его территория была разделена (по 17-й параллели) на две части: Северную и Южную. Политическое и правовое развитие этих частей пошло различными путями. На севере, в Демократической Республике Вьетнам, практически все колониальное законодательство было заменено новым, отражающим требования народно-демократической революции и (с начала 1960-х гг.) социалистических преобразований. Основы правовой системы социалистического типа были закреплены в Конституции ДРВ 1959 г. В качестве образца использовалось главным образом советское право. Северовьетнамское законодательство развивалось крайне хаотично, важнейшие отрасли права (включая уголовное и гражданское) за все время существования ДРВ так и не были кодифицированы. В Южном Вьетнаме, где была создана буржуазная Республика Вьетнам, сохранилось сильное влияние французского законодательства. После 1954 г. действие всех иностранных актов было отменено, разработаны собственные ГК, ГПК, Торговый и Семейный кодексы.
Падение сайгонского режима в 1975 г. и провозглашение единой Социалистической Республики Вьетнам в 1976 г. позволили провести унификацию правовой системы страны на социалистических принципах.
В 1986 г. во Вьетнаме был провозглашен курс на переход к рыночным отношениям в рамках социалистической системы. Отказ от многих прежних идеологических догм потребовал существенной перестройки всей правовой системы Республики, которая фактически была создана заново. В 1992 г. принята новая Конституция, а в 1995 г. - первый общевьетнамский Гражданский кодекс, закрепившие новые экономические устои СРВ.
Нынешнее политическое руководство страны, проводя курс на дальнейшее углубление реформ в экономической сфере, в то же время решительно выступает против политического плюрализма, который, по его мнению, не способствует поддержанию стабильности как условию продолжения крупномасштабных экономических преобразований. Правительство ориентируется на дальнейшее развитие рыночных отношений при сохранении регулирующей роли государства и мощного госсектора, многоукладности в социально-экономической жизни.
Таким образом, несмотря на весьма радикальные реформы, во Вьетнаме сохранились основные черты социалистической правовой системы, монопольное руководство Коммунистической партии, официальный характер марксистско-ленинской идеологии, приоритет социалистической (общенародной и коллективной) собственности, а также общественных и государственных интересов над частными.
Основной источник права - законы и другие нормативные акты. Иерархию нормативных правовых актов составляют Конституция, законы и постановления Национального собрания, указы (декреты) и постановления Постоянного комитета Национального собрания, приказы (ордонансы) и решения Президента Республики, решения и директивы Правительства, подзаконные акты министерств и ведомств, местных органов власти.
В сельской местности, особенно в труднодоступных районах, многие вопросы повседневной жизни регулируются обычным правом (согласно ст.5 Конституции каждая национальность имеет право "сохранять и развивать свои прекрасные нравы, обычаи").