Деятельность Ивана III по собиранию земель вокруг Московского княжества

Задача, стоявшая перед Иваном III при проведении его национальной политики, имела две стороны: во-первых, он должен был присоединить к Москве до сих пор независимые русские государства, а во-вторых, ограничить власть своих братьев и других удельных князей. Как нам известно, он при любой возможности избегал скоропалительных решений, предпочитая продвигаться постепенно и концентрировать внимание в каждый отдельный момент на одной конкретной проблеме. Поэтому процесс объединения Великороссии продолжался весь период правления Ивана III, а некоторые менее значительные задачи были даже оставлены для решения его сыну и преемнику Василию III.

Напомним, что в 1462 г. - году восшествия Ивана III на престол - Великороссия была еще далека от политического единства. Кроме Великого княжества Московского существовало еще два великих княжения (тверское и рязанское), два княжества (Ярославль и Ростов) и три города-республики (Новгород, Псков и Вятка).

К началу правления Ивана III великое княжество Московское было самым крупным, но не единственным. За четверть века московский князь существенно изменил политическую карту Северо-восточной Руси, присоединив огромные территории. Для средневековых темпов развития это был подлинный взрыв в политических отношениях, превращавший Ивана III в глазах подданных в государя всея Руси.

Идя по тому же пути феодального развития, что и вся русская земля, Господин Великий Новгород жил своей особой жизнью. Он управлялся боярской олигархией, использовавшей в своих интересах вече – народное собрание, пережиток старых, дофеодальных и раннефеодальных времен. Важнейшие должности посадских и тысяцких были привилегией немногочисленных боярских родов, постоянно соперничавших между собой. . На бескрайних просторах Новгородской земли, протянувшейся до самого Белого моря, жили в своих погостах неполноправные смерды. Они не имели голоса на вечевых собраниях, но именно они кормили огромный город, доставляли богатство феодалам, несли на своих плечах все повинности в пользу республики, от которых были освобождены свободные граждане. Новгородское боярство захватило землю смердьих общин и превратило ее в свои вотчины. Посадники и тысяцкие и послушное им вече санкционировали эти захваты.

Вся эта сложившаяся на протяжении веков политическая и экономическая организация, крепкая своими традициями, своим богатством, хотя подточенная изнутри неизбежно растущими противоречиями, противостояла власти великого князя Московского.

Все договоры, заключенные ранее, не решали конкретных вопросов московско-новгородских отношений. признав формально власть великого князя, новгородское боярство и не думало менять свою политику.

Покорение Новгорода

Борьба со своенравным и привыкшим к независимости Новгородом длилась особенно долго. Новгородцы никак не могли принять решение, чьё покровительство им принять: Москвы или Польско-Литовского государства. Ивану III пришлось два раза пойти на Новгород с войсками (в 1471 и 1478 г.г.), прежде чем новгородцы поняли, что их судьба зависит от Москвы. Результатом второго военного похода стало - навечно уничтоженное знатное новгородское вече, а вечевой колокол был увезен в Москву.

Новгородцы издревне ненавидели Москву, но самостоятельно вступать в войну им казалось крайне опасным. Поэтому они призвали на княжение Литовского князя Михаила Олельковича. Вместе с этим был заключен договор и с польским королём Казимиром, по которому Новгород вступал под его верховную власть, отрекался от Москвы, а Казимир обязался оберегать его от нападений великого князя. Узнав об этом, Иван III отправил в Новгород послов с кроткими, но твёрдыми речами. Послы напомнили, что Новгород – отчина Ивана, и он не требует от него больше того, что требовали его предки. Но все же мирные речи не оказали должного эффэкта – новгородцы прогнали московских послов с бесчестием.

Таким образом было принято решение начать войну.

13 июля 1471 года на берегу реки Шелони новгородские полки были наголову разгромлены московскими. Иван III, прибывший уже после сражения с главным войском, отправился самостоятельно брать Новгород. В то же время из Литвы не было никакой помощи. Народ в Новгороде заволновался и отправил своего архиепископа просить пощады у великого князя. Противники заключили договор: Новгород отрёкся от отношений с литовским государем, отдал великому князю часть Двинской земли и обязался выплатить «копейное». Во всём остальном договор этот был повторением того, какой заключили при отце Ивана III Василии Тёмном.

Однако гораздо более важным событием было окончательное покорение Новгорода. В 1477 году в Москву приехали два чиновника новгородского веча – подвойский Назар и дьяк Захар. В своей челобитной они называли Ивана и его сына государями, тогда как прежде все новгородцы именовали их господами. Великий князь ухватился за это и 24 апреля отправил своих послов спросить: какого государства хочет Великий Новгород? Новгородцы на вече отвечали, что не называли Великого князя государем и не посылали к нему послов говорить о каком-то новом государстве. Иван III пришёл к митрополиту с вестью о клятвопреступлении новгородцев. То же Иван объявил матери, братьям, боярам, воеводам и по общему благословению и совету вооружился на новгородцев. Московские отряды распущены были по всей новгородской земле и должны были жечь людские поселения и истреблять жителей. Для защиты своей свободы у новгородцев не было ни материальных средств, ни нравственных сил. Они отправили владыку с послами просить у великого князя мира и правды. Условия, которые были им выдвинуты, означали полный отказ от былой воли. Послам объявили волю Ивана III: «Вече и колоколу не быть, посаднику не быть, государство Новгородское держать великому князю так же, как он держит государство в Низовой земле, а управлять в Новгороде его наместникам». За это новгородцев обнадёжили, что великий князь не станет отнимать у бояр землю и не будет выводить жителей из Новгородской земли. Новгородцы должны были поневоле согласиться на всё. 15 января 1478 года все горожане были приведены к присяге на полное повиновение великому князю. Вечевой колокол был снят и отправлен в Москву.

В марте 1478 года Иван III благополучно вернулся в Москву, завершив своё дело. Но уже осенью 1479 года ему дали знать, что многие новгородцы пересылаются с Казимиром Польским, зовут его к себе, и король обещает явиться с полками, причём сносится с Ахматом, ханом Большой Орды, и зовёт его на Москву. К заговору оказались причастны братья Ивана III. Положение было сложным, и, вопреки своему обычаю, Иван стал действовать быстро и решительно. Он утаил своё настоящее намерение и пустил слух, будто идёт на немцев, нападавших тогда на Псков. Новгородцы между тем, понадеявшись на помощь Казимира, прогнали великокняжеских наместников, возобновили вечевой порядок, избрали посадника и тысяцкого. Великий князь подошёл к городу с Аристотелем Фиораванти, который поставил против Новгорода пушки; начался обстрел города. Тем временем великокняжеская рать захватила посады, и Новгород очутился в осаде. В городе начались волнения. Многие сообразили, что нет надежды на защиту, и поспешили заранее в стан великого князя. Новгородцы отворили ворота и сдались на полную волю великому князю. На этот раз условия мира оказались намного тяжелее: были казнены многие участники мятежа, более тысячи семей купеческих и детей боярских было выслано и поселено в Переславле, Владимире, Юрьеве, Муроме, Ростове, Костроме, Н.Новгороде. Через несколько дней после того Московское войско погнало более 7 тысяч семей из Новгорода в Московскую землю, новгородские земли были "взяты на государя" и розданы московским служивым людям, которых московский князь в большом числе поселил в новгородских пятинах. Таким образом, новгородская знать полностью исчезла, а с нею исчезла и память о новгородской вольности.

Расправившись с Новгородом, Иван III поспешил в Москву. Присоединение Новгорода можно отнести к одному из важнейших итогов деятельности великого князя, но положение его оставалось очень затруднительным – со всех сторон приходили вести, что на Русь надвигается хан Большой Орды.

Присоединение Твери.

Из всех русских земель формальную независимость к середине 80-х годов сохраняла только Тверь. Между Тверью и Москвой шла своего рода малая пограничная война, в которой участвовали феодалы обеих сторон, спорящие о землях. Но за спиной московских землевладельцев стоял государь всея Руси, а Тверские никакой реальной помощи от своего великого князя получить не могли. И не удивительно, что они стали переходить на службу к наиболее могущественному сеньору. Не располагая могучими внутренними ресурсами, не имея надежной поддержки даже у собственных феодалов, великий князь Тверской мог рассчитывать только на помощь короля Казимира. Зимой 1484-1485 годов он принял решение жениться на внучке короля. Это означало вступление Твери в союз с Литвой. Фактически, это было нарушением московско-тверского договора, крупным поворотом в тверской политике, возвращением традиционной ориентации на Литву. Союз с Казимиром был последним шансом для Михаила Борисовича, если только он не хотел разделить судьбу ярославских и ростовских князей, превратиться в вассала государя всея Руси.

Реакция Москвы последовала молниеносно. Войска великого князя вторглись в Тверскую землю. Михаил Борисович вынужден был просить мира. По-новому договору ему приходилось признать себя "младшим братом" и "подручным" Ивана Васильевича. Тверь впервые формально присоединилась к Москве, но Михаил Борисович не терял надежды на помощь Казимира и продолжал с ним тайные переговоры. В Августе 1485 года последовал новый поход великокняжеских войск. Тверь, "город святого Спаса", была обложена со всех сторон. В ночь на 12 сентября Михаил Борисович бежал в Литву. Тверская земля во главе со своим "великим князем" стала частью единого Русского государства.

Подчинение Вятки.

Отделенная сотнями километров от основной части Руси, окруженная полуязыческими племенами, Вятская земля среди своих бескрайних лесов дольше всех сохраняла архаические раннефеодальные черты. Создание единого государства, объединившего все русские земли к востоку от литовского рубежа, с необходимостью ставила вопрос о дальнейших судьбах этого реликта старых времен. Правящие круги Вятки, как в свое время Новгорода, старались сохранить монопольное положение на своей земле.

Но конфликт с Москвой был неизбежен, а исход его было нетрудно предугадать.

11 июня 1489 года на вятчан "за их неисправление", великий князь посылает большую рать во главе с воеводой князем Даниилом Васильевичем Щеней. В числе воевод, перечисленных в разрядных записях, много тверичей - вчерашние вассалы тверского великого князя идут в поход во главе войск государя всея Руси. Полки со всех сторон окружают Вятскую землю. 16 августа рать подошла к Хлынову. Начались переговоры. "Большие люди"(от имени "всей земли Вятской") согласились давать дань и служить

службу, что означало, по существу, признание вассальной зависимости от Москвы - и только. Это совсем не удовлетворило московских воевод. Они потребовали от вятчан целования креста "за великого князя от мала до

“велика" и выдачи "коромольников". Речь шла не о вассалетете, а о полном и безоговорочном включении Вятской земли в состав русского государства.

Судьба города, взятого таким образом, была всем хорошо известна. Вятчане не стали ждать штурма и его неотвратимых последствий – приняли все требования воевод. "Торговые люди" из Вятки поселились в Дмитрове и вошли в состав торгового сословия Русского государства. С особенностью Вятской земли было покончено.

Формально самостоятельными оставались только Псков и великое княжество Рязанское. Однако они находились в зависимости от Москвы, т.к. часто нуждались в помощи великого князя.

Таким образом, успешно осуществленное Иваном III объединение русских земель содействовало не только развитию производительных сил государства, но и укрепило международное положение Руси.

Точно сказано у Н. М. Карамзина : «Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествие монголов; Россия нынешняя образована Иоанном; а великие державы образуются не механическим слеплением частей, как тела минеральные, но превосходным умом державных»3

В результате присоединения Новгородской и Вятской областей пределы Московского государства расширились более чем вдвое.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время правления Великого князя Ивана III были решены две важнейшие национальные задачи, заключавшие в себе весь смысл предшествовавшей истории Руси: завершение собирания русских земель вокруг Московского княжества и освобождение от оков золотоордынской зависимости.

Результаты деятельности Ивана III за время его правления:

-Брак с византийской царевной Софьей значительно укрепил международное положение Ивана III и самого русского государства.

-Построен каменный Успенский собор, начато строительство Кремля (современный вид), Грановитой палаты, Колокольни Ивана Великого, крепости Ивангород.

-Создан и приведен в действие первый со времен Киевской Руси Судебник.

-Положен конец золотоордынскому игу.

-Прекращены феодальные распри внутри Московского государства.

-Завершено объединение русских земель вокруг Московского княжества.

К концу своего княжения Иван III становится совершенно независимым государем. Казань лежала у его ног, и остатки Золотой Орды стремились к его двору. Новгород и другие народоправства были приведены к повиновению. Литва была ущерблена, и великий князь ее оказался игрушкой в руках Ивана III. Ливонские рыцари были побеждены.

Значительные изменения были достигнуты Иваном III в сфере преобразования русской армии и законодательства.

Наши рекомендации