Русь в период раздробленности

В первые десятилетия XII в. на Руси наступает полоса феодальной раздробленности. Местные князья все более тяготились властью Киева, склоняясь к политическому сепаратизму. В 1097 г. в городе Любече состоялся съезд князей, принявший историческое решение: «Каждо да держит отчину свою» (т. е. каждый правит землей, которой правил его отец и не претендует на иные земли). Последними князьями, которым удалось удержать под своей властью все русские земли, были Владимир Мономах и его сын Мстислав Великий. После смерти Мстислава Киевская Русь как единое политическое целое перестала существовать. Начался новый исторический период – существование удельной Руси. Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности и ее дальнейшего развития. В середине XII в. насчитывалось 15 княжеств, в начале XIII в. их стало уже около 50 [1, c. 26-27; 42].

Раздробленность была закономерным процессом в истории Руси. Она была обусловлена целым комплексом социально-экономических и политических причин. Следует подчеркнуть, что этот период сопровождался бурным экономическим ростом. С развитием земледелия, ремесла и торговли росли поступления не только в киевскую казну, но и в казну удельных княжеств. Происходило обособление крупных городов. Обогащалась верхушка удельной знати. Княжеские и боярские вотчины имели натуральный характер. Они стремились максимально удовлетворить свои потребности за счет внутренних ресурсов. Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. Так в рамках единого государства сложились самостоятельные экономические районы.

Одной из причин феодальной раздробленности было перемещение основных торговых путей. Значение Киева как крупного торгового центра постепенно падало. Упадок могущества столицы был связан и с постоянными набегами кочевых племен, ведь Киевское княжество находилось в непосредственной близости от южных степей.

Распаду русских земель способствовало также отсутствие четкого механизма передачи княжеской власти, что, в свою очередь, порождало постоянные распри и междоусобные войны. Этот фактор также способствовал ослаблению могущества центральной власти, росту сепаратизма.

Несмотря на распад единого Древнерусского государства, развитие центробежных настроений, сохранялись и центростремительные факторы. Оставались общими язык, вера, обычаи, нравы. Сохранялась, хоть и призрачная, власть великих князей. За единство русских земель выступала Церковь [1, c. 40-41; 32].

Наиболее сильными и влиятельными из русских государств периода раздробленности были Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества, Новгородская земля.

Киевское княжество в ранний период раздробленности оставалось по-прежнему столицей, «матерью городов русских», церковным центром. Мягкий теплый климат и наличие плодородных земель способствовали активному развитию сельского хозяйства. Кроме того, через Киев проходили важные торговые пути, относительно близкими были границы с соседними странами. Основными противниками Киева были половцы, а также Владимиро-Суздальское княжество. В ходе борьбы враждующих сторон Киев неоднократно переходил из рук в руки. Несмотря на политические потрясения, город оставался одним из наиболее красивых и величественных на Руси, а княжество в целом – одним из центров культурной жизни. Здесь писалась общерусская летопись, и было создано «Слово о полку Игореве».

Новгородская земля на севере Руси занимала особое место среди других русских княжеств. Она занимала огромную территорию от Балтийского моря до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки. Новгород занимал выгодное географическое положение. Он возник прежде всего как торгово-ремесленный центр. Здесь появились объединения купцов и ремесленников, развивалась кредитная система. Улицы города нередко носили названия ремесленных специальностей: Кузнечная, Гончарная, Щитная. Находясь в значительном отдалении от южных степей, Новгород долгое время не знал внешней опасности (рыцари-крестоносцы появились здесь в XIII в.). Это создавало условия для ускоренного развития хозяйства и роста культуры. Огромные таежные лесные массивы были богаты пушниной. Правда, суровый климат не позволял активно заниматься земледелием. Новгород зависел от поставок хлеба из соседних княжеств. Последние, пользуясь положением, иногда оказывали на Новгород политическое давление.

В политической жизни Новгород сначала подчинялся Киеву. Но в ходе развития вечевого строя в XII в. стал самостоятельной феодальной республикой и принимал князей по собственному выбору. Крупное политическое событие в истории Новгорода произошло в 1136 г. Князь Всеволод Мстиславич, внук Владимира Мономаха, втянул город в противоборство с Суздалем. Новгородцы потерпели поражение, затем созвали вече и арестовали князя; его обвиняли в слабом управлении войском, недостаточной заботе о смердах и др. В результате к власти окончательно пришла аристократия в лице крупного боярства, богатого купечества и архиепископа. Сложилась аристократическая республика. Высшим органом власти являлось вече, главными правительственными лицами были посадник и тысяцкий. В пределы полномочий вече входило: рассмотрение важнейших вопросов внутренней и внешней политики; избрание должностных лиц – посадника, тысяцкого; приглашение князей и заключение с ними договоров и др. Новгород был городом высокой культуры быта. Повсеместно строились деревянные мостовые, власти проявляли заботу о чистоте улиц. Найденные археологами берестяные грамоты свидетельствуют о высоком уровне развития грамотности среди рядового населения города [1, c. 46].

В конце XII в. с объединением двух ранее независимых княжеств образовалось достаточно сильное Галицко-Волынское княжество на Юго-Западе Руси. На его развитие оказали влияние следующие особенности и условия: плодородные земли для земледелия и обширные лесные массивы для промысловой деятельности; значительные залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны; выгодное географическое положение (соседство с Венгрией, Польшей, Чехией), позволявшее вести активную внешнюю торговлю; находившиеся в относительной безопасности от кочевых племен земли княжества; наличие влиятельного местного боярства, которое вело борьбу за власть не только между собой, но и с князьями. Галицкое княжество значительно усилилось в правление князя Ярослава Осмомысла (1153–1187). Его преемнику, волынскому князю Роману Мстиславичу в 1199 г. удалось объединить оба княжества. Сын Романа, Даниил Галицкий (1221–1264) сломил боярское сопротивление и в 1240 г., заняв Киев, сумел объединить юго-западную и Киевскую земли. Князь проводил политику централизации власти, подавлял боярский сепаратизм, содействовал развитию городов. Однако в том же 1240 г. Галицко-Волынское княжество было разорено монголо-татарами, а спустя столетие эти земли оказались в составе Литвы и Польши [1, c. 48-49].

На Северо-Востоке Руси сформировалось могущественное Владимиро-Суздальское княжество (ранее называлось Ростово-Суздальским). На его становление повлияли следующие факторы: удаленность от степных кочевников на юге; обладание верховьями водных артерий (Волга, Ока), через которые шли богатые новгородские купеческие караваны; благоприятные возможности для экономического развития; значительный приток населения с южных земель; развитая сеть городов (Ростов, Суздаль, Муром, Рязань, Ярославль и др.); активная и честолюбивая политика местных князей. Существовала прямая зависимость между географическими особенностями Северо-Восточной Руси и становлением сильной княжеской власти. Регион осваивался по инициативе князей. В результате земли рассматривались как собственность князя, а население, включая бояр, – в качестве его слуг. Вассально-дружинные отношения, характерные для периода Киевской Руси, сменились княжеско-подданническими. Сложилась вотчинная система власти.

Становление Владимиро-Суздальского княжества связано с именем Юрия Долгорукого (1125–1157), отличавшегося стремлением расширить свою территорию и подчинить Киев (за что и получил прозвище). Он захватил древнюю столицу и стал великим князем киевским, активно вмешивался в дела Новгорода Великого. Под влияние ростово-суздальских князей попали Рязань и Муром. Долгорукий вел широкое строительство укрепленных городов на границах своего княжества (с его именем связывают основание Москвы, первое упоминание о которой относится к 1147 г.). Политика по укреплению княжества была продолжена его сыновьями. Андрей Боголюбский (1157–1174) стремился объединить русские земли, перенес центр политической жизни из богатого боярского Ростова в стремительно растущий город Владимир-на-Клязьме. Возводились величественные храмы и внушительные крепостные стены. Всеволод Большое Гнездо (1177–1212) вел довольно активную политику, – вмешивался в дела Новгорода, овладел землями на Киевщине, подчинил Рязань. Владимиро-Суздальское княжество стало сильнейшим на Руси и одним из крупных феодальных государств в Европе. Заметно укрепилась княжеская власть. Ее опорой в большей мере становится дворянство, которое составляли служилые, военные, дворовые люди, прислуга, зависевшие от князя и получавшие от него землю во временное пользование (поместье), денежно-натуральную плату или право сбора княжеских доходов [1, c. 43-44].

Таким образом, на территории Руси к середине ХIII в. складываются два типа цивилизационного развития. Если в Новгороде, Галиции, Волыни стала преобладать частная собственность, сохранилось народное самоуправление, то на Северо-Востоке Руси утвердилась государственно-общинная собственность, а вечевые порядки ушли в прошлое.

Русь и Орда

В конце XII–начале XIII вв. в Центральной Азии возникло обширное Монгольское государство под предводительством Чингисхана. Монголы переживали период распада родового строя и становления феодальных отношений. Кочевой образ жизни толкал монгольскую знать к расширению степных пастбищ и организации грабительских походов на соседние земледельческие народы, которые переживали период раздробленности.

Начались грабительские походы конных армий. Монголы завоевали значительную часть Сибири, Северный Китай, опустошили Среднюю Азию. Первая встреча русских с монголами произошла в мае 1223 г. в половецких степях на реке Калке, где половецко-русские войска были разбиты: сказалось отсутствие единого командования, межкняжеские распри. Поражения равного этому Русь не знала ранее. Это было последнее крупное совместное военное выступление русских князей накануне монгольского вторжения на Русь.

В 1237 г. внук Чингисхана Батый во главе огромного войска вторгается на территорию Руси. Первым подверглось опустошению Рязанское княжество. Просьба рязанского князя к другим русским князьям о помощи осталась без ответа. Разорив рязанские земли, монголы опустошили Владимиро-Суздальское княжество. В битве на реке Сить в 1238 г. погиб владимирский князь Юрий Всеволодович. Русские княжества защищались героически, но раздробленная Русь не могла противостоять дисциплинированной и строго организованной армии монголов.

В 1240 г. пал и был разграблен Киев. Монголы захватили Галицко-Волынские земли. Однако мужественное сопротивление Руси смягчили монгольские удары по Западной Европе. Потерпев ряд неудач в Чехии и Венгрии, монголы повернули назад. В 1243 г. на Нижней Волге Батый основал государство Золотая Орда [35; 47].

Отсутствие на Руси благоприятных ус­ловий для экстенсивного кочевого скотоводства побуждало монголов вернуться в открытые степи. Русь сохранила свою государственность, чему способствовало наличие на Руси и собственной администрации и церковной организации. Тем не менее, разоренные русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Сложившаяся ранее на Руси территориально-политическая система была нарушена. Русь более чем на два столетия оказалась под монголо-татарским (ордынским) игом. Русские земли вынуждены были платить дань («выход») Ор­де, а князья получать в ханской ставке подтверждение прав на свой престол – ярлык. Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков, следивших за деятельностью русских князей. Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя к хану, либо карательным походом в непокорную землю [1, c. 58; 14].

В политике русских князей по отношению к завоевате­лям просматривается две линии. Одна из них заключалась в стремлении к немедленному освобождению путем вооружен­ной борьбы. Однако сил свергнуть власть захватчиков было еще не достаточно. Вторая заключалась в поддержании мирных отношений с ханами Золотой Орды, в укреплении собственной власти и постепенном накоплении сил, строилась с учетом опасности не только с Востока, но и Северо-Запада, откуда распространялась агрессия рыцарских католических орденов. Эта линия наиболее отчетливо нашла свое отражение в действиях Александра Невского, разбившего в 1240 г. шведских рыцарей и в 1242 г. крестоносцев Ливонского ордена, но ездившего на по­клон к золотоордынскому хану. Не имея в то время сил освобо­диться от зависимости, князья искали возможность для выжива­ния. Эту политику поддержала и русская церковь, которая видела бóльшую опасность в католической экспансии, а не в веротерпимых правителях Золотой Орды (до XIV в. ордынцы были язычниками, впоследствии приняли ислам) [28].

По-разному в этих условиях складывались судьбы земель, которые некогда составляли Киевскую Русь. Княжества юго-западных и западных земель постепенно теряли свой суверенитет и в течение XIV–XV вв. вливались в состав Великого княжества Литовского и Польского королевства. Северо-Восточная Русь (Владимиро-Суздальское княжество) стала цен­тром формирования будущего единого государства со столицей в Москве. (Причины такой роли Северо-Восточной Руси тради­ционно объясняются силой и авторитетом, приобретенными Владимиро-Суздальским княжеством в домонгольский период в результате деятельности его первых князей – Юрия Долгоруко­го, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо.)

В результате политического обособления частей некогда единого государства прекратила свое существование древне­русская народность, и в разных регионах бывшей Киевской Руси начали складываться русская (великорусская), украин­ская и белорусская народности [1, c. 57].

Уста­новление монголо-татарского ига обернулось тяжелейшими последствиями для русского народа. Серьезный удар был на­несен хозяйству страны. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Массовому разорению и уничтожению подверглись русские города. Упростились, а порой и исчезали многие ремесла. Усилились политическая раздробленность и разобщен­ность русских земель. Но главное заключалось в том, что ордынское иго изменило темпы и характер развития русских земель, предопределило огромное влияние восточно­го фактора на все стороны жизни общества. Замедлился про­цесс феодализации, в рамках формирующейся системы фео­дальной иерархии начали утверждаться отношения поддан­ства. Усиливалась и становилась более жестокой княжеская власть, ибо русские князья познакомились с властью, требую­щей безоговорочного повиновения. Углублению этих тенден­ций, определивших и основные черты, и общественный строй будущего Московского государства, способствовала изоляция Северо-Восточной Руси от Западной Европы, ставшая следст­вием монгольского владычества [1, c. 63-64; 42].

Возвышение Москвы.

Наши рекомендации