VII. Марксистская теория
- К. Маркс
- Ф. Энгельс
- В.И. Ленин
Согласно марксистской концепции право есть выражение и закрепление воли господствующего класса в законе, его содержание носит классово-волевой характер.
Основные положения теории
1. Сущность и развитие права, как и государства, обусловлены в конечном счете материальными условиями жизни общества, прежде всего, типом производственных отношений.
Эти отношения в свою очередь определяются господствующими формами собственности. Правовые отношения, также, как и формы государства, не могут быть поняты из самих себя. Они коренятся в материальных общественных отношениях.
Право не может быть выше, чем культурный строй общества.
2. Право, как и государство, по своей природе является классовым. Это означает, что право может иметь место только в классовом обществе, появляется в связи с делением общества на классы, выражает, в конечном счете, институты экономически господствующего класса.
3. Право, хотя и обусловлено экономическими отношениями, вместе с тем обладает относительной самостоятельностью, т.е. способно оказывать обратное воздействие на экономику (установление цен, налоговая, кредитная политика и т.д.).
4. Со сменой типа производственных отношений изменяется и классовая сущность права.
5. Существование права, как и государства, исторически ограничено рамками классового общества.
Право – исторически преходящее явление, которое необходимо обществу лишь на определенном этапе его развития. С исчезновением классов в рамках коммунистической формации право полностью утратит свою социальную ценность. Право постепенно отмирает вместе с государством. На смену государству и праву придут другие социальные образования.
6. Право – явление производное от государства, в полной мере определяемое волей правящей верхушки.
Таким образом, материалистическая теория видит сущность права в его классовости и материальной обоснованности.
Сущность и назначение права в современном понимании
Сущность права
Сущность – это философская категория, определяющая главное, основное в каком-либо предмете, явлении.
Марксистское понимание сущности права
Право есть выраженная в законе воля экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса.
Акцентирование на классовой сущности права было актуально для XIX века. Для XX века такой подход является ограниченным. В 60-70 гг. XX века в советском правоведении развернулась дискуссия об определении сущности и понятия права.
Сформировалось два типичных подхода к пониманию права.
1. "Узкое" понимание права (И.С. Самощенко, С.С. Алексеев, А.С. Пиголкин).
Право рассматривается как система норм. Нормативность – самое существенное свойство права.
а) Нормативность права предполагает государственное принуждение;
б) право связано с государством как источником правовых установлений;
в) подчеркивается определенное единство права и закона.
Закон рассматривается как юридическая форма, важнейший источник права.
2. "Широкое" понимание права (Д.А. Керимов, В.А. Туманов, Г.В. Мальцев, В.С. Нерсесянц, Р.З. Лившиц, Е.И. Лукашева).
а) Право не тождественно законодательству, оно не сводимо к системе норм, установленных либо санкционированных государством.
В понятие права включаются:
- правовые нормы,
- правоотношения,
- правосознание,
- субъективные права граждан.
Норма права, взятая вне регулируемых общественных отношений, лишается своих регулятивных свойств, утрачивает свою сущность.
Нормы – важнейший, но не единственный элемент права как сложного, единого, целостного явления.
Нормы, если они действующие, не могут застыть в кодексах, законах. Они воплощаются в правоотношениях.
Таким образом, право выражается двояко: в предписаниях закона и в правоотношениях.
Позитивное право вырастает из общественного правосознания, в том числе из имеющихся в обществе правовых идей и представлений, устоявшихся жизненных правил и обычаев.
б) Право есть мера свободы, получившей благодаря законодательному признанию официальную государственную защиту.
Право есть объективно обуславливающее и выражающее требование справедливости, общая мера (форма, норма) свободы и равенства.
Закон (право в форме закона) – это официальное, формально определенное и нормативно-обязательное выражение права. Право есть нормативно закрепленная справедливость.
Закон, не соответствующий справедливости, не есть право, а справедливый закон – это правовой закон.
в) Право есть система норм свободы справедливости, которые объективно обусловлены и приобретают юридическую силу посредством их официального признания.
Право формируется в обществе и законодатель формирует лишь то, что уже сложилось (или складывается) в обществе.
Официальный закон должен быть справедливым, то есть правовым.
Таким образом, правопонимание состоит в попытке установить различие между правом и законом.
Право есть объективное явление общественной жизни.
Закон есть форма выражения права.
Закон может полностью, частично выражать или вообще не выражать сути права как объективного мерила человеческой свободы.
Признаки правового закона:
1) правовой закон есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей;
2) правовой закон воплощает в себе принципы формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости. Его требования в одинаковой мере распространяются на государственную власть и граждан;
3) он учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства (больных, престарелых, безработных);
4) он не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права.
Законодатель не создает содержания права. Он только фиксирует его в нормах, отражая объективные потребности развития общества;
5) он – антипод произволу.
Реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства.
Таким образом, концепция современного правопонимания исходит из естественно-правовых, материалистических и других прогрессивных взглядов. В ее рамках объединены формальные признаки права и те объективные факторы, которые придают праву качество справедливого регулятора общественных отношений, обеспечивающего всеобщий масштаб и равную меру свободы для всех, кто находится в сфере правового регулирования.
Изложенное позволяет сделать вывод о современном понимании сущности права: право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех людей, обеспечивает порядок в обществе. Общесоциальная сущность права конкретизируется в понимании его как меры свободы. Право - это свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода.
Назначение права
Демосфен видел социальное назначение права в том, что оно призвано способствовать установлению порядка в обществе.
Цицерон видел назначение права в том, что оно предписывает необходимые действия и запрещает нежелательные, противоправные.
Маркс социальное назначение права видел в том, что оно выступает в качестве классового регулятора общественных отношений.
Современное понимание назначения права
Право является инструментом упорядочения общественных отношений, посредством которого в обществе обеспечивается определенная стабильность, устойчивость, организованность и вместе с тем обеспечивается динамизм общественных отношений.
"Высшее общественное предназначение права – обеспечивать, гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни" (С.С. Алексеев).