Действия органов управления ГОЧС и КЧС при проведении АСДНР
Для управления силами и средствами РСЧС при ликвидации ЧС создается система управления - совокупность функционально связанных органов и пунктов управления, систем связи, оповещения, комплексов средств автоматизации, а также автоматизированных систем, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации.
Ликвидацию ЧС и непосредственное руководство проведением АСДНР осуществляют комиссии по ЧС, являющиеся координирующими органами:
· при локальных ЧС, распространение последствий которых не выходит за пределы территории объектов производственного или социального назначения - объектовые комиссии по ЧС с участием, при необходимости, оперативных групп комиссий по ЧС органов местного самоуправления и ведомственных комиссий по ЧС;
· при местных ЧС, распространение последствий которых не выходит за пределы территории населенного пункта, города, района - комиссии по ЧС органов местного самоуправления;
· при территориальных ЧС, распространение последствий которых не выходит за пределы территории субъекта РФ - комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;
· при региональных ЧС, распространение последствий которых ограничено территорией нескольких субъектов РФ (не более двух) - региональные центры МЧС России и комиссии по ЧС субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;
· при федеральных ЧС, распространение последствий которых охватывает территорию нескольких субъектов РФ, а также при трансграничных ЧС, когда поражающие факторы ЧС выходит за пределы Российской Федерации, либо ЧС произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации - Межведомственная (Правительственная) комиссия по ЧС.
Правительственная комиссия может создаваться решением Правительства РФ для ликвидации крупномасштабных ЧС. Основной задачей комиссии будет являться руководство и координация действий федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ при ликвидации ЧС и ее последствий.
Руководителем Правительственной комиссии может быть Председатель Правительства РФ - Начальник Гражданской обороны РФ или Первый заместитель Начальника Гражданской обороны РФ - Министр МЧС России и председатель Межведомственной комиссии по ЧС, а также другое руководящее лицо из состава Правительства РФ.
Элементами органов управления в районах ЧС в зависимости от их масштаба и характера могут быть:
· оперативные группы МВК;
· оперативные группы МЧС России и его региональных центров;
· оперативные группы министерств и ведомств Российской Федерации, возглавляющих функциональные подсистемы РСЧС, и их региональных (территориальных) органов управления;
· оперативные группы министерств и ведомств РФ, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты в зоне ЧС, и их региональных (территориальных) органов управления;
· оперативные группы Минобороны, МВД, Федеральной службы безопасности и других министерств и ведомств, имеющих войска и воинские формирования, и их региональных (территориальных) органов управления;
· оперативные группы КЧС субъектов Российской Федерации;
· оперативные группы КЧС муниципальных образований, действующих на территории, где произошла ЧС;
· оперативные группы потенциально опасных объектов, на которых произошла ЧС или которые оказались в зоне ЧС;
· органы управления других сил, участвующих в ликвидации ЧС.
Для оценки характера ЧС, выработки предложений по их локализации и ликвидации, защите населения и окружающей среды непосредственно в район бедствия высылается оперативная группа МЧС России, в которую, при необходимости, включаются специалисты заинтересованных министерств и ведомств РФ.
В пункте постоянного размещения МЧС России создается оперативный штаб ликвидации чрезвычайной ситуации (далее именуется - ОШ ЛЧС), при котором организуются оперативные группы заинтересованных министерств и ведомств РФ. Одновременно ОШ ЛЧС является рабочим органом МВК.
Наращивание элементов системы управления в зоне ЧС осуществляется поэтапно, по мере их прибытия в зону ЧС, а также с учетом сложности складывающейся обстановки.
В повседневной деятельности и при угрозе возникновения ЧС управление действиями сил обычно организуется из мест постоянной дислокации органов управления или с городских пунктов управления (центров управления в кризисных ситуациях).
Для руководства мероприятиями по защите населения, проведению АСДНР в районах ЧС развертываются вспомогательные пункты управления (ВПУ - стационарные и подвижные), предназначенные для работы оперативных групп (ОГ), высылаемых комиссиями по ЧС.
Стационарные ВПУ в районе ЧС развертываются на базе пунктов управления подчиненных органов или же размещаются в сохранившихся помещениях и убежищах.
Подвижные пункты управления (ППУ) обычно развертываются на специальных или приспособленных автомобилях и других транспортных средствах - вертолетах, самолетах (ВзПУ), поездах (ЖдПУ), кораблях (КПУ).
На ВПУ оборудуются рабочие места для оперативных групп, устанавливаются необходимые средства связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающие поддержание постоянной связи с вышестоящими органами управления ГОЧС, подчиненными и взаимодействующими органами управления, оперативными и другими группами, развернутыми в районе ЧС.
В одном из рабочих помещений (мест) пункта управления оборудуется Центр управления, в котором осуществляется сбор данных об обстановке и ее обобщение, проводится работа по принятию решения, планированию действий, постановке задач подчиненным и непосредственному управлению ими.
Центр управления предназначен для работы руководящего состава РСЧС (комиссии по ЧС). Он оснащается средствами связи, автоматизации, пультами управления и оповещения, экранами (табло) для отображения обстановки и другими техническими средствами.
Порядок работы и режим на пунктах управления устанавливается решением начальника ГО (председателя комиссии по ЧС).
На пунктах управления могут также размещаться и совместно работать представители (оперативные группы) различных министерств, ведомств РФ, штабы воинских частей МО РФ и других органов управления, привлекаемых к ликвидации ЧС.
Порядок развертывания пунктов управления и их занятия оперативными группами, комиссиями по ЧС, функциональными подсистемами (службами ГО) и другими органами определяется решением начальника ГО (председателя комиссии по ЧС) и требованиями вышестоящего органа управления. В целях обеспечения непрерывности управления на пунктах управления организуется круглосуточное дежурство. Для этого создаются дежурные смены, которые обычно состоят из старшего дежурной смены, оперативного дежурного и его помощника, рабочих групп, а также дежурных смен узла связи, спецсвязи, секретного делопроизводства, вычислительного центра, представителей служб и другие, обеспечивающие деятельность комиссий по ЧС и органов управления ГОЧС.
На дежурную смену расчета ПУ (ВПУ) возлагается: сбор, обобщение и первоначальный анализ обстановки и ее доклад начальникам; отображение обстановки на картах, планах городов и других рабочих документах; своевременное доведение распоряжений, команд до подчиненных и контроль за их выполнением.
Состав рабочих групп определяется руководителями органов управления ГОЧС с учетом содержания и объема выполняемых задач, штатной структуры и обеспечения круглосуточной работы.
В органах управления ГОЧС и на их пунктах управления создаются рабочие группы: обобщения обстановки и подготовки предложений (планирования); направлений (на субъекты РФ, органы местного самоуправления, министерства, ведомства, органы военного командования и другие), информации, эвакотранспортная и другие группы.
С возникновением крупных аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий или с установлением признаков опасного радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения окружающей природной среды и других видов опасности (наводнений, пожаров, ураганов и других) органы управления ГОЧС, функциональных подсистем (служб ГО), оперативные и дежурно-диспетчерские службы и другие органы управления, силы РСЧС приводятся в готовность. Вводятся планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Принимаются экстренные меры по защите населения, спасению материальных и других ценностей.
О факте ЧС или ее угрозе немедленно докладывается по команде и оповещаются органы управления ГОЧС соседних субъектов РФ (местного самоуправления), органы военного командования и другие.
Руководство работой органов управления ГОЧС осуществляют начальники ГО (председатели комиссий по ЧС) через начальников подчиненных и взаимодействующих органов управления, которые готовят им необходимые данные, расчеты и предложения для принятия решения и обеспечивают организацию устойчивого управления.
Начальники органов управления ГОЧС при возникновении ЧС докладывают старшему органу управления:
· о факте ЧС, ее масштабах с указанием районов (объектов), где сложились наиболее опасная обстановка, об ориентировочных потерях населения и нанесенного материального ущерба;
· о мерах, принимаемых органами местного самоуправления, объектами экономики по защите населения, персонала, материальных ценностей;
· предложения по принятию экстренных мер.
По указанию начальника ГО (председателя комиссии по ЧС) начальник органа управления ГОЧС отдает распоряжения:
· на оповещение и сбор комиссии по ЧС, органов управления ГОЧС, служб ГО и других;
· о переводе органов управления и служб ГО на непрерывный режим работы и установление в них круглосуточного дежурства ответственных должностных лиц;
· о проведении оповещения населения, персонала объектов, которым угрожает опасность, и информирует их об обстановке, режимах поведения;
· о приведении в готовность сил и средств РСЧС и порядок их развертывания к действиям; по организации разведки и ее задачах;
· по подготовке к эвакуации населения, вывозу материальных и других ценностей из района опасности;
· о доведении информации о ЧС и сложившейся обстановке подчиненным органам управления, органам военного командования (военному округу, флоту, начальникам гарнизонов), другим взаимодействующим органам и соседям;
· об уточнении и вводе в действие ранее разработанных планов;
· о высылке оперативных групп в район ЧС, об организации с ними связи и управления;
· о подготовке расчетов и предложений начальнику ГО (председателю комиссии по ЧС) для принятия решения;
· о порядке подготовки и сроках представления донесений вышестоящим органам управления и об осуществлении информационного обмена с взаимодействующими органами;
· о подготовке решения, порядке разработки, планирующих и других документов и своевременном доведении задач подчиненным;
· об организации контроля и оказании помощи подчиненным в выполнении поставленных задач.
После доклада начальнику ГО (председателю комиссии по ЧС) о факте ЧС и получении от него указаний, начальник органа управления ГОЧС организует:
· доведение через дежурную службу и другие органы распоряжений исполнителям;
· контроль развертывания работы в подчиненных органах управления, оперативной группе и других органах, приведения в готовность формирований ГО, соединений и воинских частей Войск ГО РФ, а также привлекаемых инженерных, химических и других войск военного округа (сил флота), сил министерств, ведомств, организаций РФ, выделяемых по плану взаимодействия или по распоряжению соответствующих начальников;
· связь с органами управления, действующими в районе ЧС, уточняет обстановку и принимаемые на местах меры, ставит задачи по приему и размещению оперативной группы и других органов управления, развертываемых в зоне опасности;
· сбор и обобщение данных об обстановке, подготовку расчетов и предложений для принятия начальником ГО (председателем комиссии по ЧС) решения.
Докладывает начальнику ГО (председателю комиссии по ЧС) о приведении в готовность органов управления, служб ГО, оперативных и других групп, подготовленных расчетах и предложениях для принятия решения.
Участвует в выработке и принятии начальником ГО (председателем комиссии по ЧС) решения, организует доведение задач до подчиненных.
Представляет на подпись начальнику ГО (председателю комиссии по ЧС) донесение в вышестоящий орган управления о факте ЧС, принимаемых экстренных мерах и другие разработанные документы.
С прибытием в район ЧС начальник органа управления ГОЧС (оперативной группы):
· развертывает работу, устанавливает связь с органами управления, действующими в районе ЧС и вышестоящим органом (комиссией по ЧС);
· осуществляет сбор начальников подчиненных и взаимодействующих органов управления, развернутых в районе ЧС, уточняет обстановку, состав сил, план действий, заслушивает их доклады и предложения по ликвидации ЧС;
· участвует в выработке и принятии начальником ГО (председателем комиссии по ЧС) решения, докладывает выводы из оценки обстановки, расчеты и предложения;
· обеспечивает своевременность доведения задач до подчиненных и взаимодействующих органов управления;
· организует постоянный информационный обмен об обстановке, принимаемых мерах с взаимодействующими, соседними органами управления (комиссиями по ЧС).
К исходу первого и каждого последующего дня начальник органа управления организует сбор и обобщение данных об обстановке, уточняет объем выполненных АСДНР. Готовит расчеты и предложения начальнику ГО (председателю комиссии по ЧС) для принятия решения по действию сил РСЧС и других сил на следующие сутки их действий.
Представляет доклады и донесения вышестоящему органу управления в соответствии с табелем срочных донесений и указаниями начальника ГО (председателя комиссии по ЧС).
Командиры соединений и воинских частей Войск ГО РФ, начальники аварийно-спасательных формирований и других сил, привлекаемых для ликвидации ЧС, по прибытии в район действий: организуют разведку; определяют порядок защиты личного состава при проведении работ и другие меры обеспечения; уточняют обстановку и полученную задачу, принимают решение, определяют и ставят задачи подчиненным.
Штабы и другие органы управления сил РСЧС обеспечивают командирам и начальникам поддержание непрерывного управления при организации и проведении экстренных мер по защите и оказанию помощи пострадавшему населению, спасению материальных и других ценностей.
Войска ГО РФ и другие силы РСЧС в практических действиях руководствуются соответствующими уставами, наставлениями, руководствами и другими документами, определяющими порядок и способы проведения АСДНР.
В ходе проведения АСДНР комиссия по ЧС совместно с другими органами управления ГОЧС обязана:
· поддерживать устойчивую связь с вышестоящими, подчиненными органами управления, в том числе с оперативными группами, развернутыми в районе ЧС, взаимодействующими и соседями;
· постоянно осуществлять сбор, анализ и оценку обстановки, своевременно докладывать начальникам расчеты, выводы и предложения;
· осуществлять оценку объема и характера предстоящих АСДНР, вести учет их выполнения;
· вносить уточнение в разработанные планы и своевременно доводить задачи до подчиненных, взаимодействующих органов управления, контролировать правильность их выполнения;
· обеспечивать повседневную деятельность начальника ГО (председателя комиссии по ЧС) по организации и руководству проводимыми работами, готовить необходимые данные и расчеты для уточнения им решения или принятии нового;
· обеспечивать поддержание непрерывного взаимодействия между органами управления, силами РСЧС, а также с взаимодействующими и соседними органами управления;
· вести учет потерь населения, личного состава и техники, принимать меры по созданию (восстановлению) резерва сил и средств;
· своевременно докладывать в вышестоящий орган управления (комиссию по ЧС) о принятых решениях, поставленных подчиненным задачах и их выполнении;
· постоянно информировать об обстановке, принимаемых мерах взаимодействующие и соседние органы управления;
· принимать меры для повышения устойчивости и непрерывности управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Почти ежедневно средства массовой информации сообщают о происходящих в различных странах катастрофах, вызванных стихийными бедствиями или крупными производственными авариями.
При этом наблюдается тенденция к росту различных чрезвычайных ситуаций, в том числе и в нашей стране. Защита населения от последствий аварий и стихийных бедствий, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ стали главной задачей РСЧС в мирное время. Эта проблема требует коренной реорганизации штатной структуры сил и средств РСЧС, принятию самых действенных мер по повышению готовности органов управления и сил РСЧС. Всестороннее изучение опыта проведения АСДНР в значительной степени будет способствовать успешному решению любых задач не только в мирное, но и в военное время.
Приложение 1