Участие олимпийских богов в конфликте
В гомеровском эпосе тесно переплетены миф и историческая действительность. Не случайно, что вначале подвергалась сомнению даже реальность существования в древности самого города Трои. Но вот, в 70-х годах прошлого века немецкий археолог-энтузиаст Генрих Шлиман обнаружил на севере Малой Азии развалины древнего города Илиова (Трои).
Основанные на древнегреческих мифах, «Илиада» и «Одиссея» густо населены олимпийскими богами. Олимп и земля живут в тесном единении. В поэмах Гомера в мифологическом виде мир предстает как единая родовая община во главе с Зевсом.
Древние греки верили, что бессмертные небожители сполна наделены всей гаммой человеческих чувств, что они вмешиваются в жизнь героев, определяют судьбы тех, кто живет на земле.
Помимо достоинств, боги обладают и всеми человеческими недостатками, которые безжалостно высмеивает Гомер. Они, так же как и люди ссорятся, бранятся, даже иной раз дерутся. Боги злопамятны и мстительны. Но они озабочены и судьбами сражающихся под стенами Илиона героев. Ведь, согласно представлениям древних греков, поколения героев ведут свой род от Зевса, который именуется у Гомера «отцом людей и богов», или от его родичей. Некоторые герои связаны с богами прямым родством. Как, например, Ахилл – сын морской богини Фетиды, ликийский царь Сарпедон, являющийся сыном Зевса и богини Европы и другие.
Эпос всегда имеет дело с настолько значительными для судеб целых народов событиями, что, волею древних певцов – аэдов (Гомера считали тоже слепым певцом) в эти события обязательно вмешиваются боги. Явно космический характер носят и события, послужившие причиной Троянской войны. В мифе рассказывается, что Земля, обремененная огромным человеческим населением, обратилась к Зевсу с просьбой сократить человеческий род. Зевс внял просьбе Земли и развязал войну между греками и троянцами. Поводом к войне послужило похищение жены спартанского царя Менелая Елены троянским царевичем Парисом. Разгневанный Менелай вместе со своим братом Агамемноном собирает греческое войско и отплывают на кораблях к Илиону.
В «Илиаде» и «Одиссее» так же как и во всем троянском цикле, боги принимают непосредственное участие в событиях. Мотивировка всех личных поступков героев идет извне. Что, например, послужило причиной гнева Ахилла на предводителя греческого войска Агамемнона? Гнева, принесшего ахейцам, как сказано в поэме: «страданий без счёта» и «много сильных душ героев» пославшего к Аиду. Поводом к ссоре двух героев послужила пленница, дочь жреца Хриса, Брисеида, которую Агамемнон отобрал у Ахилла. Свою пленницу Хрисеиду он, по воле Аполлона, вынужден был отдать ее отцу Хрису. Таким образом, виновником ссоры Ахилла с Агамемноном оказался бог Аполлон, который наслал на ахейскую рать злую болезнь и тем вынудил Агамемнона вернуть жрецу храма Аполлона в Трое Хрису захваченную у него дочь.
Также, волей богов мотивируются и другие поступки героев и жизненные ситуации. Когда, например, во время поединка Менелай схватил Париса за шлем и потащил в лагерь ахейцев («Илиада», песнь 3), богиня Афродита порвала ремень шлема и освободила Париса. Но ремень мог порваться и сам по себе, без вмешательства покровительствующей Парису Афродиты.
Боги не только вмешиваются в человеческую жизнь, они направляют мысли и поступки людей в нужное им русло. Вследствие решения богов и прямого воздействия Афины Паллады, сочувствующей ахейцам, троянец Пандар стреляет в греческий лагерь, вероломно нарушив недавно заключенное перемирие. Когда троянец Приам является в палатку к Ахиллу просить тело своего сына Гектора, тот идет ему навстречу. Здесь все поступки Приама и Ахилла внушены им богами.
Однако, гомеровский эпос не следует понимать так, что будто бы человек сам по себе ничего не значит, а истинными героями являются боги. Гомер вряд ли понимал мифологию буквально и представлял человека всего лишь жалкой игрушкой богов. Без сомнения, Гомер на первое место в своих поэмах выдвигает именно героев-людей, а боги у него являются только обобщением человеческих чувств и поступков. И если мы читаем о том, как божество вложило в того или иного героя какой-нибудь поступок, то это следует понимать так, что данный поступок – результат собственного решения человека. Но решение это столь подсознательно пришло к нему в голову, что даже сам герой считает его божественным предопределением. И хоть строгий эпический стиль подразумевает, что все мысли, чувства и поступки человека внушены ему богами, Гомер на этой строгой эпической основе приводит бесконечно разнообразные типы взаимоотношения героев с богами. Здесь есть и полная подчиненность человека божественной воле, и гармоническое объединение божественной и человеческой воли, и грубое нападение человека на того или иного олимпийского бога.
В гомеровских поэмах нет почти ни одного эпизода, где бы не действовали боги, являющиеся как бы главными виновниками событий в жизни героев. Боги враждуют друг с другом также как и ахейцы с троянцами, разделившись на два лагеря. Троянцам постоянно покровительствуют Аполлон, Арес, Афродита, ахейцам – Афина Паллада, жена Зевса Гера, Фетида. Это происходит не случайно. Дело в том, что в троянской мифологии древних греков отразился происходивший в то время сложный процесс взаимной ассимиляции культур балканских и малоазиатских греков. В результате этой ассимиляции в пантеоне олимпийских божеств появились боги, так сказать, азиатского происхождения. Это Аполлон, Артемида, Арес, Афродита, постоянно симпатизирующие троянцам. Когда Зевс разрешает богам вступить в войну, все они сразу же становятся на сторону защитников Илиона. Это естественно для психологии древних. Ведь по их понятиям боги тоже являются членами своих родовых общин и подчиняются требованиям общинной этики, которая, прежде всего, обязывает защищать родину.
Гомер очень часто смеется над богами. Даже знаменитую битву богов он рисует не в героическом, а, скорее, в юмористическом плане. И действительно, разве можно серьезно воспринимать подобную битву богов, когда Аполлон и Посейдон так заколебали сушу и море, что аж…
«В ужас пришёл под землею Аид, преисподних владыка,
В ужасе с трона он спрыгнул и громко вскричал, чтобы сверху
Лона земли не разверз Посейдон, земли сотрясатель...»
Комизм достигает степени бурлеска, когда возвышенное изображается в качестве низменного. В стиле бурлеска Гомер почти всегда описывает сцены, происходящие на Олимпе. Боги у него большей частью пируют и хохочут. В качестве примера можно привести первую песню «Илиады», где обрисована супружеская ревность Геры. Зевс намеревается побить свою ревнивую супругу, а кривоногий уродец Гефест смешит пирующих богов, мечась с кубком вина по дому.
Сильны в поэмах Гомера и сатирические мотивы. Так, циклопы в поэме «Одиссея» изображены как карикатура и сатира на людей, живущих без всяких законов. Сатиричны и образы некоторых богов и героев. И хотя юмористические и сатирические тенденции – всего лишь штрих в многообразной палитре оттенков, которыми Гомер обрисовывает богов и героев, именно за это ему и досталось в свое время от критики. Уже в то время Гомера порицали некоторые современники с точки зрения религии и морали. Многих древних греков коробило то, как им казалось, легкомыслие, с которым Гомер наделил своих богов и героев чуть ли не всеми человеческими слабостями и пороками. Критически оценивал произведения Гомера Ксенофан. Он писал: «Всё, что есть у людей бесчестного и позорного, писали богам Гомер и Гесиод: воровство, прелюбодеяние и взаимный обман». Платон также считал гомеровские мифы о богах всего лишь худой ложью, а Гераклит, вообще, призывал изгнать Гомера из общественных собраний и даже наказать розгами!
Увы, такова, наверное, участь всех гениев, из века в век оправдывающая утверждение, что «нет в своем отечестве пророка». Иудеи не приняли Христа, на Руси сожгли на костре протопопа Аввакума, да что далеко ходить, в XX веке у нас в стране был выдворен за границу или посажен за решетку не один пророк. Хотя бы тот же Солженицын.
Но не будем сгущать краски, у Гомера, конечно же, были и почитатели. Они считали его поэмы средоточием мудрости, переписывали и заучивали их наизусть. Гомера они воспринимали как идеал и образец для подражания. Под влиянием Гомера развивалась и римская героическая поэзия, в частности, поэзия Вергилия. Однако, еще не известно кто бы одержал верх, будь в те времена книгоиздательства подобно нашим. Боюсь, что «Илиаду» и «Одиссею» тогда не напечатали бы, а если бы и напечатали, то, наверняка, с большими купюрами. Но у Гомера, к счастью, имелся иной выход – он свои поэмы пел [9].
В довершении, хотелось бы отметить тот факт, что греческие и троянские божества всегда таили в себе сакральный смысл, как для тех, так и для других. Сам конфликт не вошел бы в историю таким, каким он является, если бы в нём не «принимали участие» олимпийские боги. Потому что в то время, божествам уделялась едва ли не центральнейшее место в войне. И сама война, тяготы воинов и полководцев в той войне были бы настолько невыносимыми, что конфликт закончился бы тихо и скромно. Победой ахейцев. Но вера в богов придавала героям и участникам войны веру в себя. А без неё не было бы десяти лет героической осады. Без богов, война теряла бы ощутимый вес в истории. И посему, резонно утверждать, что Троянская война вошла в анналы истории, в том числе благодаря религиозным взглядам греков и троянцев.
Вопросы датировки Троянской войны
Версия христианская. В Библии описаны Иудейское и Израильское царства, возникшие при Иеровоаме I. Его непосредственными предшественниками Библия называет знаменитую «великую тройку» правителей — Саула, Давида и Соломона. Согласно скалигеровской хронологии, годы их правления таковы: Саул якобы 1020–965 или 1004 годы до н. э., Давид якобы 1004–965 годы до н. э., Соломон якобы 965–928 годы до н. э.
Нам говорят, что Давид правил якобы в X веке до н. э. Но в таком случае как же согласовать это с указанием троянских летописей, что Троянская война была при царе Давиде? Вот, например, название одной из троянских хроник: «Повесть о создании и о пленении Трои и о последнем её разрушении, случившемся при Давиде, царе иудейском». Или вот следующее название: «Итако разорися Троя во Царство Давида, царя, иже во Иерусалиме над Израилем». Но ведь Троянская война была, якобы, в XIII веке до н. э. — в 1225 году до н. э., а Давид жил якобы в X веке. В скалигеровской хронологии здесь получается разрыв примерно в 250 лет. В нашей новой хронологии это противоречие исчезает. Иудейское и Израильское царства — это религиозно — окрашенное описание средневековой Священной Римской империи якобы X–XIII веков. Следовательно, «великая тройка» царей — Саул, Давид и Соломон — это, скорее всего, персонажи из XIII–XV веков н. э. Это согласуется с нашей новой датировкой Троянской войны XIII веком н. э.
Датировка Троянской войны Геллаником и Дамастом. «Античные» авторы Гелланик и Дамаст утверждают, что Троянская война произошла за одно — два поколения до основания Рима. Согласно новой хронологии основание итальянского Рима произошло, вероятно, в XIV веке н. э., см. книгу А. Т. Фоменко «Истину можно вычислить. Хронология глазами математики». Отсчитывая от этой даты вниз одно — два поколения, то есть примерно полстолетия, мы оказываемся в XIII веке н. э. Когда и произошла, по нашей реконструкции, Троянская война Она же — Готская — Тарквинийская. Таким образом, Гелланик и Дамаст были, скорее всего, правы. Сами они жили, следовательно, в XV–XVI веках н. э. Разные летописцы могли принимать за «оригинал» Троянской войны различные ее фантомные отражения внутри «скалигеровского учебника по истории». Отметим, что таких отражений насчитывается, по крайней мере, тринадцать! Они изображены на глобальной хронологической карте А. Т. Фоменко (см. книгу «Истину можно вычислить») черными треугольниками. Неудивительно, что в датировке Троянской войны у средневековых летописцев был большой разнобой.
Иудейская датировка Троянской войны. В средневековой «Повести о создании и о пленении Трои и о последнем ее разрушении, случившемся при Давиде, царе Иудейском», сказано: «В 4016 году была взята Троя».
По-видимому, здесь мы сталкиваемся с позднесредневековой «научной деятельностью» хронологов XVI–XVII веков, пытавшихся упорядочить и датировать древние события. Расположив древние события в неправильной последовательности и искусственно растянув хронологию, «эксперты» вроде Матфея Властаря и Иосифа Скалигера начали затем замерять расстояние в годах между различными событиями и вписывать получающиеся (ошибочные!) цифры в редактируемые ими старые подлинные хроники, летописи, документы. Тем самым они, может быть, даже из лучших побуждений, сильно портили достоверные документы, внося в них неверные даты. Вернемся к летописной дате: «в 4016 году пала Троя». От какого «сотворения мира» она была отсчитана? Так как в названии книги фигурирует Давид — царь иудейский, то естественно предположить, что хронист исчисляет годы от иудейского сотворения мира, бывшего — согласно скалигеровской хронологии — якобы в 3761 году до н. э. Но тогда, откладывая вверх 4016 лет, мы очевидно получаем 255 год н. э. Эта дата прекрасно ложится внутрь интервала 235–251 годы н. э., куда хронологи ошибочно поместили фантомное отражение войны XIII века н. э. (Готской = Троянской), то есть в конец Второй Римской империи. При этом 255 год н. э. практически совпадает с 251 годом и. э. — концом Готской войны якобы III века н. э. Таким образом, если кто-то из хронологов XVI–XVII веков ошибочно использовал для датировки Троянской войны ее фантомный дубликат, попавший в III век н. э., он просто обязан был вписать в свою хронику слова: «в 4016 году пала Троя». Что мы и видим [10].
Таким образом, можно заметить и сделать вывод о том, что на основании вышеперечисленных версий, вопросы датировки военного конфликта остаются открытыми, так как противоречий и вариаций у ученых достаточно. Расхождения между различными версиями датировки конфликта обусловлены, прежде всего, разнообразием толкований этого события с политической, религиозной или же художественной точек зрения. Ведь, по сути, в этой войне, принимали участие многие нации и народности Балканского полуострова и Малой Азии. А это, разные религиозные убеждения, иная политическая ситуация, несогласованность исторических источников. Все это выливается не только в расхождениях в вопросе установления точных рамок войны, но и к открытому противостоянию сразу нескольких мнений, без возможности выявления более точных сведений. Сам автор склонен полагать, что истинные сроки войны следует искать в художественном источнике «Илиада». Посему как именно гомеровское произведение наиболее близко по давности к самой войне, а, следовательно, «Илиада» содержит наиболее точные данные о датировке конфликта. Но вместе с тем, автор не основывается только лишь на художественном источнике. В главе взяты во внимание как религиозная трактовка данного события, так и исторически подтвержденные данные. То есть, комбинирование нескольких точек зрения в главе сохранено.