Организация занятия проституцией (ст.241 УК РФ)
Объектом преступления является общественная нравственность.
Факультативный объект - отношения по охране здоровья человека.
Объективная сторона выражена несколькими альтернативными действиями: 1) действия, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами; 2) содержание притонов для занятия проституцией; 3) систематическое предоставление помещений для занятия проституцией. Уголовный кодекс РФ в ст. 33 определяет, что "организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими".Исходя из этого определения можно выделить две формы действий организаторов притона: действия, вследствие которых притон возникает (например, выбор места и т.п.); действия, дающие возможность использовать притон в соответствии с целями его создания (подбор проституток, поиск клиентов, покупка продуктов и спиртных напитков и т.п.).
Организация притонов для занятий проституцией - это деятельность одного или нескольких лиц, направленная на создание притона и его функционирование.
Организация притона является оконченным преступлением не с того момента, когда в нем фактически начали заниматься проституцией, а с момента, когда притон создан и готов к функционированию независимо от того, будет ли реализована цель его создания. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком состава преступления является цель - занятие проституцией.
Субъект преступления общий - вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет.
Квалифицирующие признаки : В ч. 2 ст. 241 УК РФ установлена ответственность за те же деяния, совершенные: а) лицом с использованием своего служебного положения; б) с применением насилия или с угрозой его применения; в) с использованием для занятия проституцией заведомо несовершеннолетнего.
1. К лицам, использующим свое служебное положение для организации занятия проституцией, относятся должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, а также руководители и служащие коммерческих и некоммерческих организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями.
2. Понятия применения насилия или угрозы его применения аналогичны соответствующему понятию, рассмотренному применительно к составу вовлечения в занятие проституцией (ст. 240 УК РФ). Угроза применения насилия (психическое насилие) означает высказывания, жесты или демонстрацию намерения применить физическую силу. Такая угроза должна быть реальной и может касаться не только лиц, занимающихся проституцией, но и иных лиц, препятствующих деяниям, направленным на организацию занятия проституцией, содержание притонов, систематическое предоставление помещений для занятия проституцией.
3. Использование для занятия проституцией заведомо несовершеннолетнего предполагает вовлечение в занятия проституцией лица, заведомо для виновного не достигшего восемнадцати лет (см. также комментарий к ст. 240 УК РФ). Предполагает, что действия, связанные с организацией занятия проституцией, заведомо совершаются в отношении несовершеннолетнего, т.е. лица, не достигшего 18-летнего возраста. Термин "заведомо" означает, что на момент совершения действий, образующих объективную сторону данного преступления, виновный достоверно знал о несовершеннолетнем возрасте лица, занимающегося проституцией.
4. Деяния, предусмотренные ч. 1 или ч. 2 рассматриваемой статьи, совершенные с использованием для занятия проституцией лиц, заведомо не достигших четырнадцатилетнего возраста, влечет ответственность по ч. 3 ст. 241 УК РФ. Предполагает, что действия, связанные с организацией занятия проституцией, заведомо совершаются в отношении малолетнего, т.е. лица, не достигшего 14-летнего возраста. Термин "заведомо" означает, что на момент совершения действий, образующих объективную сторону данного преступления, виновный достоверно знал о малолетнем возрасте лица, занимающегося проституцией.
27. Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий. Понятие. Проблемы квалификации.
Злоупотребление должностными полномочиями(ст. 285 УК РФ). Основным объектом злоупотребления должностными полномочиями является осуществляемая в соответствии с законом деятельность публичного аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объектавыступают конституционные права человека и гражданина, охраняемые законом экономические и иные интересы граждан, организаций и государства.
Объективная сторона преступления состоит из трех обязательных признаков: 1) совершения деяния (действия либо бездействия) - использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинно-следственной связи между деянием и последствием.
Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий следует понимать совершение им незаконно, вопреки интересам службы действий, входящих в круг его служебных обязанностей, либо несовершение действий, которые должностное лицо обязано было совершить в силу занимаемой должности. Однако в случаях, когда действия должностного лица, связанные с нарушением своих служебных полномочий, были совершены в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем фактически причиненный вред, когда этого нельзя было сделать другими средствами, такие действия в соответствии с законодательством о крайней необходимости не могут быть признаны преступными.
С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины в виде как прямого, так и косвенного умысла. Виновное должностное лицо осознает, что использует предоставленные ему служебные полномочия вопреки интересам службы, предвидит существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, желает наступления этих последствий (прямой умысел) либо сознательно допускает последствия или относится к их наступлению безразлично (косвенный умысел).
Обязательным признаком субъективной стороны является мотив - корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстная заинтересованность выражается в стремлении получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного изъятия и обращения чужого имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, при строительстве дома должностное лицо незаконно эксплуатирует труд своих подчиненных, освобождаясь тем самым от расходов на оплату подрядных работ; обладая полномочиями по распределению государственного (муниципального) жилищного фонда, должностное лицо незаконно устанавливает внеочередной порядок получения квартиры своему родственнику; в целях избежать материальной ответственности скрывает недостачу материальных ценностей и т.п.).