Зная основные признаки феодализма, рассмотреть общинное государственное, княжеское землевладение
Федеральное агентство по образования
Пермский Государственный Технический Университет
Контрольная работа по курсу
Отечественна история
Работу выполнил
студент: Сирик .А.И
группы: ЭСз-07у
Проверил преподаватель: Поварницын Б. И.
Пермь 2007
Таблица землевладение и отношения собственности в Древней Руси.
Начало деятельности | Лидеры | Главная цель деятельности | Тактика | Итоги деятельности |
? - 912г. | Князь Олег | Объединение земель, образование Киевской Руси | Главным делом его правления являлся захват всех днепровских земель и надзор над водным путем в богатую Грецию. | Объединил Новгородскую, Киевскую, Смоленскую земли и территорию прилегающую к торговому пути из России в Грецию, то есть образовал Киевскую Русь – раннефеодальное Древнерусское государство. |
? - 945г. | Князь Игорь | Защита границ государства | Отражал набеги на Русские земли | Сбор дани с подвластных территорий (полюдье) Родоначальник династии Рюриковичей |
? - 969г. | Княгиня Ольга (Жена князя Игоря) | Сохранить целостность и независимость государства. | Обеспечение внутреннего порядка в государстве | Ею фактически упразднена система сбора « полюдье » и заменена централизованным сбором фиксируемой дани – уроком, установив время и место сбора. В годы ее правления состоялся обмен посольствами с Германским императором Оттоном I. В 957г. Приняла христианство от греческого патриарха. |
? - 972г. | Князь Святослав (сын князя Игоря и Ольги) | Завоевания земель | Воинские походы, борьба с дунайскими болгарами | В первые на Руси он предоставил своим сыновьям особенные уделы, старшему сыну Ярополку достался Киев, Олегу – древлянская земля, Владимиру – Новгород. Разбил Хазаров, Ясов, Касогов, жителей предкавказья. |
988г. | Князь Владимир I (младший сын Свято слава) | Реформированием язычества | создав в Киеве языческий пантеон (капища) – на холмах были установлены языческие идолы. Язычески культ сопровождался жертвоприношениями, часто человеческими. Он искал утверждения единобожия и принял решение креститься 988г. В Греческом городе Херсоне он обвенчался с сестрой греческих императоров Анной. | Принятие единой религии было необходимо князю Владимиру, чтобы подтвердить и закрепить «божьею властью» свои права великого князя киевского. Возвратившись в Киев, он крестил своих сыновей и народ 1 августа988г. В 988 — 989 гг. христианство было провозглашено государственной, религией.. По всей Руси на местах бывших языческих идолов воздвигались христианские храмы. Из Византии были приглашены священники, привезены иконы, церковная утварь. Владимир заботился о бедных и больных, в благодарность народ прозвал князя Красное Солнышко. В целях защиты русских пределов от чужеземцев возводились оборонительные линии, крепости и города с расселением на южных границах части славян, кривичей, чуди и вятичей. Еще при жизни великий князь раздал своим двенадцати сыновьям в управление отдельные земли. |
978—1054г. | Ярослав Мудрый(Сын князя Владимир I) | Единый правитель Киевской Руси | При нем бала принята "Русская Правда" (XIв.) – свод русских законов, в котором запрещалась месть за убийство, увечья и побои. А за нарушение закона виновник платил князю виру, размер которой был дифференцированным. За убийство свободного человека — 40 гривен, княжего мужа — 80 гривен | Ярослав мудрый положил начало Русской метрополии. Он поставил метрополитом русского священника. Со смертяю Ярослава, съезд Ярославичей в городе Любече (1097г.) утвердил наследование земель своих отцов. |
1053 - 1125г. | Князь Владимир II Мономах ( Внук Ярослава Мудрого) | Князь –полководец, собиратель Русских земель | Возглавил 80 крупных военных походов по Руси, Европе и Половецким степям. Владимир II собирал княжеские съезды для управления страной и передал княжеские столы свои сыновьям. | Дополнил «Русскую Правду» спец. «Уставом» -система взимания процентов (резов), положение крестьян (холопов, закупов). При нем была составлена первоначальная летопись государства (1115г.) Мономах получил дары деда : Крест животворящего древа, чашу сердоликовую Августа кесаря, венец, золотую цепь. Был венчан императорским венцом и провозглашен Царем Русским. |
Зная основные признаки феодализма, рассмотреть общинное государственное, княжеское землевладение.
С развитием Древнерусского государства сложился строй раннефеодальной монархии. "Это" была своеобразная федерация княжеств, во главе которой стоял князь киевский, сначала носивший восточный титул каган, а с XI в. — "великий князь. Местные князья, возглавлявшие племенные союзы, участвовали во внешнеполитических акциях великого князя, а для решения общих вопросов собирались на феодальные съезды. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето». Князь совещался («думал») с дружиной по важнейшим вопросам: опоенных походах, заключении договоров, издании законов, рассмотрении судебных и финансовых дел и строительстве крепостей и пр. Старшие дружинники получали наиболее почетные и ответственные должности: воевод, тысяцких, сотских и пр. «Кормление» (содержание) дружины составляло заботу князя и зависело от военной добычи, отчислений от дани, судебных сборов и др. Дружинники жили на дворе князя или вокруг него, составляя компактные поселения, Знатные дружинники оставались полными хозяевами на своей земле и имели менее знатных вассалов. Земельная община на Руси продолжалась значительно дольше, чем в Западной Европе. Она сумела избавить от массового рабства, заметно тормозила социальную дифференциацию, хотя и не предотвратила формирование зависимых отношений.
Крестьяне-общинники составляли большую часть населения Руси. Постепенно они попадали в зависимость от господствующего меньшинства в силу внеэкономических (захват, насилие) или экономических (кабала, дань) обстоятельств. Феодально зависимое население было представлено различными категориями. Так, рядовичи за полученные в долг орудия труда или продукты брали ряд, то есть заключали договор на отработку. Закупы брали в долг деньги, или купу. Издольщики арендовали пашню за четверть полученного урожая. Старожильцы — длительное время не сумевшие вернуть долг своему феодалу. Погорельцы или беженцы, принятые монастырем на условиях отработки, назывались изгоями. Патриархальные, используемые на домашних или вспомогательных работах рабы, зачастую пленники, составляли категорию холопов. В X—XI вв. в Киевской Руси начинают складываться крупные частные землевладения. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т.е. отцовское владение), не только не отчуждаемая (с правом купли-продажи, дарения), но и передаваемая по наследству. Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но становились поземельно зависимыми от феодалов (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину.