Коммерческие права в международных воздушных сообщениях

Коммерческий характер международных воздушных сооб­щений связан с тем, что перевозка пассажиров, багажа, грузов и почты осуществляется за плату. Коммерческая деятельность в данной сфере имеет различные объемы. В зависимости от ее объемов выделяются семь "свобод воздуха" — различного уровня коммерческих прав:

1) право на транзитный полет без посадки на территории государства, которое предоставило это право;

2) право на транзитный полет через территорию иностран­ного государства с посадкой на его территории без коммерче­ских целей, т. е. для заправки топливом, технического обслу­живания и т. п.;

3) право государства на то, чтобы зарегистрированные им воздушные суда, высаживали на иностранной территории пас­сажиров, выгружали почту и грузы, взятые на его территории;

4) право государства принимать на своей территории воз­душные суда с пассажирами, почтой и грузом, следующие на территорию государства, национальность которого имеет дан­ное воздушное судно;

5) право государства принимать на своей территории пас­сажиров, почту и груз, которые должны быть доставлены на территорию любого третьего государства, а также право выса­живать пассажиров и выгружать почту и грузы, следующие с любой такой территории;

6) право государства осуществлять перевозки пассажиров, почты и груза между двумя иностранными государствами че­рез собственную территорию;

7) право государства посредством воздушных судов, имею­щих его национальность, осуществлять перевозки пассажиров, почты и груза между иностранными государствами, минуя свою территорию.

Предоставление коммерческих прав — прерогатива госу­дарства как субъекта международного права. Коммерческие права, подобно праву на выполнение полетов, тесно связаны с суверенитетом государства над своим воздушным пространст­вом.

Такая взаимосвязь нашла закрепление в Воздушном ко­дексе РФ, согласно которому коммерческая деятельность в об­ласти гражданской авиации иностранных авиационных пред­приятий, международных эксплуатационных агентств и ино­странных индивидуальных предпринимателей при выполнении в пределах территории Российской Федерации международ­ных воздушных перевозок и (или) авиационных работ опреде­ляется правилами, установленными законодательством и меж­дународными договорами Российской Федерации. В основе дея­тельности указанных субъектов лежит обязанность получения соответствующих лицензий и оформления судовых докумен­тов. Судовые документы, имеющиеся на борту гражданских воздушных судов иностранных государств, признаются дейст­вительными на территории Российской Федерации при усло­вии их соответствия международным авиационным стандартам, признаваемым РФ. Перевозчик, согласно договорам воздушной перевозки, обязуется доставить пассажира и его багаж, а так­же почту и груз в пункт назначения и осуществить выдачу багажа, почты и груза. Воздушный кодекс РФ закрепляет прин­цип ответственности перевозчика перед пассажиром воздуш­ного судна и грузовладельцем. Эксплуатант, т. е. гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собст­венности, на условиях аренды или на ином законном основании, обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации этого воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследст­вие неопределимой силы или умысла потерпевшего.

Литература

Бордунов В. Д., Котов А. И., Малеев Ю. Н. Правовое регу­лирование международных полетов гражданских воздушных судов. М., 1988.

Верещагин А. Н. Международное воздушное право: Про­блемы международно-правового регулирования воздушных со­общений. М., 1966.

Грязное В. С. Международные авиаперевозки (Правовые вопросы). М., 1982.

Даниленко Г. М. Граница между воздушным и космиче­ским пространством в современном международном праве // Сов. государство и право. 1984. № 9.

Дежкин В. Н. Правовое регулирование международных воз­душных сообщений. М., 1987.

Малеев Ю. Н. Международное воздушное право: Вопросы теории и практики. М., 1986.

Мезенцев А. В. Современные международно-правовые во­просы управления воздушным движением // Московский жур­нал международного права. 1997. № 2.

Международное воздушное право. Кн. 1—2 / Отв. ред. Д. Л. Мовчан. М„ 1980—1981,

Глава 23

Международное космическое право

Понятие, источники

Международное космическое право — одна из новых от­раслей современного международного права, сформировавшая­ся в процессе освоения государствами космического простран­ства и включающая нормы, которые регулируют междуна­родные правоотношения применительно к статусу космиче­ского пространства как особой, внеземной среды и к деятель­ности государств по исследованию и использованию этого про­странства.

Исследование и использование космического пространства служит интересам не только того государства, которое осуще­ствляет подобную деятельность, но и глобальным интересам всего человечества. Международное космическое право можно опре­делить как совокупность международно-правовых норм, уста­навливающих режим космического пространства и небесных тел и регулирующих отношения, субъектами которых выступают государства, а также международные организации в связи с исследованием и использованием космоса.

Источниками международного космического права являются международные договоры и международно-правовые обычаи. Принципы Устава ООН действуют и в космическом праве.

Главным источником этой отрасли является Договор о прин­ципах деятельности государств по исследованию и использова­нию космического пространства, включая Луну и другие небес­ные тела, от 27 января 1967 г.

Другими многосторонними договорами, закрепляющими основные положения космического права, являются: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в кос­мическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., Согла­шение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и воз­вращении объектов, запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г., Конвенция о международной ответствен­ности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 г., Конвенция о регистрации объектов, запускае­мых в космическое пространство, от 14 января 1975 г., Соглаше­ние о деятельности государств на Луне и других небесных те­лах от 18 декабря 1979 г. Страны, входящие в Содружество Независимых Государств, 30 декабря 1991 г. заключили Согла­шение о совместной деятельности по исследованию и использо­ванию космического пространства, а позднее создали Межгосу­дарственный совет по космосу.

Широко применяются двусторонние соглашения о сотруд­ничестве в космосе. Такие документы Российская Федерация имеет с США, КНР, Мексикой, Францией, Австралией, многи­ми другими странами, а также с Европейским космическим агентством.

До заключения Договора 1967 г. основные правила косми­ческой деятельности имели статус обычных норм. Норма, опре­деляющая границу между воздушным и космическим простран­ством на уровне низших перигеев искусственных спутников Земли, до сих пор является правовым обычаем.

На формирование международного космического права большое влияние оказали резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, прежде всего Декларация правовых принципов, регули­рующих деятельность государств по исследованию и использо­ванию космического пространства, 1963 г. Можно также отме­тить резолюцию Генеральной Ассамблеи 1982 г. "Принципы ис­пользования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания", а также резолюцию 1966 г. "Декларация о международном со­трудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран".

Существенное значение для реализации норм международ­ного космического права имеет Закон РФ "О космической дея­тельности", принятый 20 августа 1993 г., с изменениями и до­полнениями, внесенными Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. Раздел VI Закона регламентирует вопросы международ­ного сотрудничества.

Наши рекомендации