Форма государственного устройства: понятие, виды
Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства, выражаемый во взаимосвязи (соотношении) государства как целого с его составными частями. Или: форма государственного устройства — совокупность устойчивых взаимоотношений между центральными и региональными органами государственной власти.
Говоря о государственном устройстве, выясняется вопрос о том, как организована территория государства, какова внутренняя структура государства, каким образом осуществлено внутреннее деление государства. В этой связи в юридической литературе термин «государственное устройство» нередко включает такие смысловые аспекты, как национально-государственное устройство, территориальное устройство. По-видимому, при любом подходе имеется в виду территориальная организация государственной власти, раскрываются особенности территориального деления страны и взаимоотношения центральной и региональной власти.
Государственное устройство может быть простым и сложным.В этой связи по форме территориального устройства все государства делятся на унитарные (простые) и федеративные (сложные).
Унитарное государство. Термин «унитарное» имеет латинское , происхождение - от слова unitas - «единство». Соответственно, унитарное государство — это единое, цельное государство, не имеющее в своем составе каких-либо государственных образований, обладающихэлементами суверенности. Унитарные государства организованы по административно-территориальному принципу, не включают иных государственных образований.
Признаки унитарного государства:
-единство и однородность территории;
-отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (например, республик);
-деление страны исключительно по административно-территориальному признаку;
-равный правовой статус административно-территориальных частей государства;
-одна общегосударственная конституция, единое законодательство;
-наличие единых для всей страны высших органов государственной власти;
-парламент, как правило, имеет однопалатную структуру;
-единое гражданство;
-единая денежная система;
-общая для всех административных единиц финансово-кре- дитная и налоговая политика.
Унитарными в большинстве случаев являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением. В настоящее время унитарными государствами являются Англия, Франция, Италия, Япония, Египет, Финляндия и др.
Разновидностью унитарных государств можно считать унитарные государства, в которых имеются автономные образования. Это Китай (имеет в своем составе ряд автономий — Тибет, Внутренняя Монголия, Гонконг и др.), Испания (Страна Басков), Украина (Автономная Республика Крым), Узбекистан (Республика Каракалпакстан) и др.
2. Федеративное государство. Федерация (от лат. foedus — «союз») — сложное союзное государство, части которого обладают признаками государственности. Или: федерация — это сложное государство, в состав которого входят несколько государств или государственных образований, называемых субъектами федерации. Например, в составе США 50 штатов, ФРГ — 16 земель, Швейцарии — 23 кантона, Российской Федерации — 21 республика и иные субъекты.
Федерации могут быть образованы разными путями: в результате договора между ранее независимыми государствами; посредством присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной самостоятельности; вследствие развития стремлений к обретению государственности в административно-территориальных или автономных единицах унитарных государств.
Признаки федеративного государства:
-территорию федерации составляют территории ее субъектов;
-субъекты федерации обладают признаками государства: имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику;
-система государственных органов — двухуровневая, объединяет органы государственной власти федерации и органы государственной власти субъектов федерации. Их взаимодействие осуществляется в соответствии с принципом разграничения предметов ведения;
-государственный суверенитет сосредоточен на федеральном уровне. Субъекты федерации не являются суверенными образованиями и не обладают правом на односторонний выход из состава федерации;
-двухуровневая система законодательства — законодательство федерации и законодательство субъектов федерации. Законодательство субъектов федерации не должно противоречить федеральному. Высшей юридической силой обладает федеральная конституция, являющаяся ядром законодательства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации;
-двухпалатная структура высшего законодательного органа федерации: нижняя палата представляет интересы населения всей страны (в Российской Федерации — Государственная Дума Федерального Собрания РФ), верхняя — интересы субъектов (в Российской Федерации — Совет Федерации Федерального Собрания РФ);
-две системы суда (субъекты федерации имеют свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации);
-двухканальная система налогов, включающая наряду с обшефедеральными налогами налоговую систему субъектов федерации;
-возможность установления двойного гражданства, например гражданства определенной республики и гражданства федерации;
-наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, подчиняющихся центральному правительству.
В современных федерациях запрещается сецессия, т. е. односторонний выход субъекта из состава федерации.
Вопрос о соотношении суверенитета федеративных государств и субъектов федерации относится к дискуссионным. Суверенность государственной власти, по определению, означает ее верховенство и независимость на какой-либо территории, в принципе — неограниченность и неделимость. Убедительным в этой связи представляйся* следующее суждение: если мы называем государствами и федерацию. и субъект федерации, то нарушается логика умозаключения. Получается, что на одной и той же территории будут действовать две суверенные организации власти, а это не согласуется с понятием единой государственной власти1.
Кстати говоря, большинство зарубежных конституций не называют субъекты федераций суверенными.
Различаются территориальные, национально-территориальные, национальные федерации.
В основу территориалнюй федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку (например, США, Германия. Мексика). Это делается в целях удобства управления, как правило, в больших по территории государствах.
Национально-территориалъные федерации отличаются тем, что в основу их формирования положен и национальный, и территориальный принцип. Примером национально-территориальной федерации является Российская Федерация. Как видно, ее субъекты сформированы и по национальному принципу (республики, входящие в состав Российской Федерации), и по территориальному принципу (края, области и др.).
В национальных федерациях (например, Индия) субъекты создаются с учетом национального принципа. В качестве исторических примеров национальной федерации можно привести: Союзную Республику Югославию (союз Сербии и Черногории), Чехословакию (союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году).
Выделяют также симметричные и асимметричные федерации в зависимости от особенностей правового статуса ее субъектов. В симметричных федерациях все субъекты в отношении с федеральной властью юридически равноправны (США, Австралия, Бразилия. Мексика), в асимметричных федерациях статус субъектов различен (Бельгия, Испания, Индия, Канада, Российская Федерация).
В зависимости от принципов установления взаимоотношений федеральной и региональной властей различают федерации конституционные (основы взаимоотношений определены единой конституцией страны) и конституционно-договорные (принципы отноше ний отражены также в двусторонних договорах федеральной власти с отдельными субъектами федерации). Первый вариант взаимоотношений действует, в частности, в США, ФРГ, второй - в Российской Федерации.
Конфедерация
Конфедерация (лат. confoederatio — «союз», «объединение») - форма объединения государств, сохраняющих свою самостоятельность и суверенитет. При этом новое государство, в отличие от федерации, не создается. Главное отличие конфедерации от федерации в том, что федерация — союзное государство, в то время как конфедерация — союз государств.
Признаки конфедерации:
-создается для достижения определенных целей (экономических, политических, военных), которые отвечают интересам государств, образовавших конфедерацию;
-ее создание закрепляется, как правило, договором;
-каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет;
-члены конфедерации обладают правом выхода из нее на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нулификации, т. е. отмены действия актов органов конфедерации на своей территори и;
-имеет свои органы управления, координирующие действия членов конфедерации; й^
-у конфедеративного объединения государств нет общей конституции, единых государственных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежных единиц;
-отличается переходным характером: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство.
Конфедерацией были штаты Северной Америки, которые в 1787 году создали федеративное государство — США. В 1958 году в конфедерацию объединились Египет и Сирия и образовали Объединенную Арабскую Республику, которая в дальнейшем распалась.. В справочной литературе (юридические словари и др) содержаться понятия «империя», «уния». Что означают эти понятия?
Империя — это объединение под одной короной различных государств. подчиненных императору и законам империи. Например, в состав Российской империи входили Королевство Польское, Великое княжество Финляндское, а также Бухарский эмират и Кокандское ханство. Империи обычно создаются насильственным путем, но возможно и добровольное вхождение государств в состав империи (добровольно вошли в состав Российской империи Украина и Грузия).
Монархические государства могут быть объединены вунии личные или реальные. Они возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице. Если это происходит в силу случайных совпадений различных способов престолонаследия, то имеет место личная уния. Реальная уния возникает как результат
соглашения государств. В качестве исторического примера унии можно привести Австро-Венгрию.