Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на труд
Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют с ними профессиональную ориентационную работу, обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.
Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров, регулирующих их отношения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе [45].
Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, подготовку и трудоустройство лиц данной категории.
Работникам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством.
Если не представляется возможным трудоустроить детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, то им может быть предложено пройти профессиональную подготовку (переподготовку) по направлению органов службы занятости.
В период выплаты детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте РФ, стипендии в повышенном размере органы службы занятости при необходимости могут запрашивать у органов опеки и попечительства сведения, подтверждающие право данной категории граждан на дополнительные гарантии по социальной защите. Финансирование расходов, связанных с выплатой детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте РФ, и стипендии в повышенном размере, выплачиваемой в период профессиональной подготовки (переподготовки) по направлению органов службы занятости, осуществляется в порядке, установленном ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ [38; 76].
В целях содействия занятости выпускников учреждений для детей-сирот в субъектах Российской Федерации реализуются вариативные меры: осуществляется работа по их профессиональной ориентации, диагностике их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья, постоянному и временному трудоустройству, в которой активно используются возможности Центров занятости, молодежных бирж труда, создаются ресурсные центры, предоставляющие выпускникам учреждений для детей-сирот первичные рабочие места, способствующие их закреплению на рабочих местах при трудоустройстве, формированию трудовой мотивации и снижению риска безработицы. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы о квотировании рабочих мест для лиц этой категории [38; 98].
К решению проблем социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот привлекаются промышленные предприятия, которые выступают в качестве попечителей, спонсоров этих учреждений, учредителей негосударственных учреждений для детей-сирот.
Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по оказанию содействия в трудоустройстве выпускников учреждений для детей-сирот должно быть связано с совершенствованием системы учебно-воспитательной и профессионально-ориентационной работы в учреждениях для детей-сирот, образовательных учреждениях профессионального образования, созданием дополнительных рабочих мест для таких лиц, совершенствованием законодательной базы, регулирующей вопросы квотирования рабочих мест для выпускников учреждений для детей-сирот, предоставления соответствующих льгот предприятиям и организациям, принимающим их на работу [45].
Правительство Пермского края уделяет большое внимание работе по содействию занятости молодежи из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Робота с данной категорией молодежи проводится в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и Федеральным Законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с законодательством о занятости безработными могут быть признаны незанятые граждане, достигшие 16-летнего возраста. Безработные из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 6 месяцев получают пособие по безработице в размере средней заработной платы, сложившегося в крае [38; 99].
Работа Центров занятости населения по содействию трудоустройства данной категории молодежи осуществляется совместно с инспекторами по охране прав материнства и детства, социальными педагогами учебных заведений, где обучаются сироты. Сложилась практика совместной работы с администрациями районов, комиссиями по делам несовершеннолетних, взаимодействия с органами образования, органами опеки и попечительства.
В целях содействия трудоустройству молодежи администрации муниципальных районов области принимают распоряжения (постановления) по резервированию рабочих мест для трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Центры занятости населения привлекают к сотрудничеству школы-интернаты, коррекционные школы, детские дома и другие учреждения, где проживают и обучаются подростки в возрасте от 14 до 18 лет, являющиеся сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей. Существует положительный опыт в Пермском крае, где функционирует программа «Дорога в 21 век», в рамках которой ежегодно трудоустраивается около 38 % всех детей-«статусников» [45].
Вывод: для органов занятости населения одним из приоритетных направлений деятельности является трудоустройство граждан из лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как данная социальная категория людей является наиболее уязвимой частью общества, которой необходима поддержка государства и общества.
Глава 2. Анализ деятельности государственного казённого учреждения «Центр занятости населения г. краснокамска» с гражданами из лиц, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей