Усиление влияния западной культуры на культуру России

Культура России в XVII в. находилась в условиях переходного периода от Средневековья к Новому времени. С одной стороны, в ней сохранялись

- преемственность,

- национальная самобытность,

- многонациональностъ и

- религиозная основа,

характерные для куль­туры предшествующих веков.

С другой стороны, обозначились новые черты:

— углубился процесс обмирщения культуры — во всех ее сфе­рах усилились светские элементы;

— началось изменение мировоззрения— в нем появились эле­менты прагматического объяснения общественных явлений дея­тельностью отдельных лиц;

— расширение культурных связей с западными странами и

— куль­турного взаимодействия с родственными славянскими народами Украины и Белоруссии привело к проникновению «латинства» (элементов западной культуры) и «грекофилии» в образование, литературу, обычаи и повседневный быт.

В образованиичерты новизны проступали особенно наглядно. Расширилось количество и номенклатура образовательных учреж­дений. Изменился характер образования — оно постепенно при­обретало светский характер.

Начальное образование дети получали не только вучилищах при монастырях и церквах, но и в государственных и частных школах. Грамотных среди монашеской, дворянской и посадской частей населения было от 0,5% до 0,75%. Уровень грамотности среди купцов доходил до 9/10.

Специальное образование давали государственные школы, го­товившие служащих для Печатного двора, Аптекарского и других приказов.

Высшее образованиепереживало период становления: в1687 г.на основе училища при Богоявленском монастыре в Москве с помощью и под руководством патриарха братья Софронийи Иоанникий Лихуды(ученые греки) организовали Славяно-греко-латинскую академию. Вней изучали богословие и ряд светских дисциплин — грамматику, классические языки, философию, пии­тику, риторику, физику. (В XVIII в. здесь учился М. В. Ломоносов.)

Расширению образования способствовало развитие книго­печатания. Печатный двор выпускал массовыми тиражами (до 2,5 тыс. экземпляров) необходимые учебные пособия: «Бук­варь» Василия Бурцева, «Грамматику» Мелетия Смотрицкогои таблицу умножения.

В XVII в., как и раньше, накапливались практические знания,необходимые для организации производства, строительства, ме­дицины и торговли.

Первый шаг в теоретическом осмыслениинакопленных прак­тических знаний сделал в 1621 г. Анисим Михайлов,создавший «Устав ратных, пушечных и других дел». Это сочинение содержало множество сведений по математике, механике, физике и химии.

Расширению знаний по разным отраслям (медицине, истории, риторике) способствовало распространение в России иностран­ной литературы, привезенной из-за рубежа русскими путеше­ственниками и послами.

Географические знаниянакапливались благодаря деятельности землепроходцев. Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Андрей Булыгин, Владимир Атласовизучили побережье Тихого океана от про­лива между Азией и Северной Америкой до Камчатки, Куриль­ских островов и Приамурья. Их исследования составили эпоху Великих русских географических открытий.

Исторические знания оформлялись в летописях и исторических повестях:

— «Новый летописец»описывал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени с целью доказать за­конность избрания нового царя из рода Романовых;

— «Описание Новых земель Сибирского государства», состав­ленное в Сибирском приказе, повествовало о походе Ермака Ти­мофеевича;

— цикл исторических повестей отражал борьбу русского на­рода против польско-шведских интервентов: «Сказание...» кела­ря Троице-Сергиевого монастыря Авраамия Палицына, «Времен­ник дней и царей...» дьяка Ивана Тимофеева, «Повесть...» князя И. М. Катырева-Ростовскогои др.

В1674 г.по инициативе архимандрита Киево-Печерского мо­настыря создан первый печатный труд по истории — «Синопсис, или Краткое собрание из разных летописцев». Онстал и первым учебникомпо истории. Изложение материала от времен Киевской Руси до 70-х гг. XVII в. было нацелено на доказательство право­мерности воссоединения Украины с Россией.

Первый русский библиографический труд «Оглавление книг, кто их сложил» составил Сильвестр Медведев.

Исторические сочинения XVIIв. имели публицистический ха­рактер, так как откликались на актуальные проблемы того времени.

Литературатоже приобретала все более публицистические черты. В XVIIв. традиционные литературные жанры наполни­лись новой стилистикой и содержанием. «Житие протопопа Авваку­ма, им самим написанное» внесло в житийный жанр автобиогра­фические черты, присущие мемуаристике. Автор в красочной форме описал те мучения, которым его подвергла официальная церковь в борьбе со старообрядчеством.

Под влиянием проникновения в литературу светских начал сложился жанр сатирической повести с вымышленными героя­ми, помещенными в типичную бытовую ситуацию. Произве­дения этого жанра имели демократический характер: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Сказание о куре и лисе», «Калязинская челобитная» высмеивали казнокрадство, волокиту и продажность судей, обжорство и пьянство монахов.

Бытовые повести: «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе и Злосчастии»— отражали реальную жизнь, быт и мировоззре­ние представителей разных социальных слоев и имели нравоучи­тельный характер.

Родоначальник русской драматургии и поэзии — белорусский ученый и просветитель Симеон Полоцкий— написал на русском языке оригинальные пьесы в стихах «О Навуходоносоре царе» и «Притча о блудном сыне». Как поэт Симеон Полоцкий был сто­ронником силлабического стихосложения. В этом размере он пе­реложил на стихи «Псалтырь», а также создал два сборника «Вер­тоград многоцветный» и «Рифмологион», в которых воспевал Рос­сийское государство и его правителей.

Элементы светского начала явственно проявлялись в перевод­ных литературных произведениях — рыцарских романах, бытовых и авантюрно-приключенческих повестях, юмористических рассказах.

- С польского языка была переведена «Повесть об Оттоне цесаре Римском и о супруге его цесаревне Олунде»;

- с Востока попала в Россию «Повесть о Еруслане Лазаревиче»;

- большой популярнос­тьюпользовалась «Повесть о Бове королевиче», в основе которой лежал французский рыцарский роман. При переводе эти произ­ведения под влиянием традиций русского фольклора приобрета­ли новую стилистику, что отразилось вих названиях и интерпре­тации сюжета.

Устное народное творчествосохранило свой героико-патриотический характер. Устные рассказы отражали события Смутно­го времени, а исторические песни — перипетии народных выступ­лений («Смерть Разина»).

Особой любовью пользовались представления скоморохов, главный герой которых — Петрушка — высмеивал представите­лей царской администрации и купечества. Бродячий театр Пет­рушки надолго сохранился в народном творчестве, несмотря на преследования со стороны властей и церкви.

Театрстал новым явлением в культурной жизни России XVIIв.

Придворный театр появился в 1672-1676 гг.В нем играли не­мецкие актеры мужского пола (даже для женских ролей), стави­лись пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Создание придворного театра явилось еще одним свидетельством проникновения светских начал в культуру России. Однако он сущест­вовалнедолго и не оказал заметного влияния на становление в Рос­сии театрального искусства.

Архитектураразвивалась благодаря деятельности Приказа ка­менных дел, объединившего лучших отечественных мастеров и возродившего после Смутного времени каменное строительство.

При постройке храмов сохранялись традиции шатрового зод­чества. Шатры вместо четырехскатных крыш украсили и башни Московского Кремля.

Невиданный прежде размах приобрело гражданское каменное строительство, не только государственное (Печатный и Монет­ный дворы в Москве), нои частное (палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова).

Отличительной чертой каменных сооружений XVII в. стали, их нарядность и праздничность, тщательная отделка всех деталей декора и интерьера. Отделку стен многоцветными изразцами (плиткой) и/или украшениями из резного камня называли ка­менным узорочьем («дивным узорочьем»). Такой стиль был харак­терен как для культовых сооружений (церковь Троицы в Никитни­ках, церковь Николы в Хамовниках, собор Вознесения в ВеликомУстюге), так и для гражданского строительства (Теремный дворец Московского Кремля, палаты московских, костромских и псков­ских бояр).

В XVII в. сложился новый архитектурный стиль, получивший свое название по фамилии главных заказчиков — нарышкинское (московское) барокко. Характерные черты: четкость и симметрич­ность композиции, многоярусность и устремленность зданий вверх, сочетание красного и белого цветов, тщательная прора­ботка всех деталей и декоративная резьба по белому камню. Луч­ший образец — церковь Покрова Богородицы в Филях.

В древнерусских традициях продолжало развиваться деревянное зодчество. Затейливый, сказочно-нарядный внешний вид имел дво­рец Алексея Михайловича в селе Коломенское. Огромное многоярус­ное сооружение, напоминавшее древнерусские терема, включало 270 комнат, украшенных 3 тыс. оконцев. Строили его русские мастера Семен Петрови Иван Михайлов.Современники назвали дворцовый комплекс «восьмым чудом света».

В церковной живописигосподствовали два стиля: годуновский и строгановский (по фамилиям заказчиков).

Для первого харак­терно строгое следование рублевско-дионисьевским канонам.

Строгановский стиль более всего проявился в иконной мини­атюре — тонкое и изысканное письмо, богатая орнаментация, тщательная проработка деталей, полихромный колорит, исполь­зование золота и серебра.

К середине XVIIв. наметилось слияние этих стилей, повлияв­шее на творчество Симона Федоровича Ушакова.Его иконы («Спас Нерукотворный», «Троица»), фрески и миниатюры отлича­лись сочетанием традиционных приемов и новаторских исканий — объемность и реалистичность в изображении лица, прямая перс­пектива.

Портретный жанр, зародившийся в конце XVI в., получил но­вое развитие в XVIIв. — еще одно проявление обмирщения ис­кусства. Первые парсуны создавались в традициях старой иконопи­си (плоскостное письмо), поэтому портреты реальных историче­ских лиц (царя Федора Иоанновича, князя М. В. Скопин-Шуйского) имели условное сходство.

Однако во второй половине XVII в. техника письма изменилась. Живописцы добивались подлинного сходства, объемного изобра­жения и передачи внутреннего мира человека (портреты царей Алексея Михайловичам Федора Алексеевича, боярина К. Нарыш­кина и др.).

Выводы:

1.В культуре России XVII в. старые, средневековые тра­диции сочетались с новыми элементами, отражавшимися в идей­ном содержании, технике и приемах создания письменных сочи­нений, произведений изобразительного искусства.

2. Обмирщение культуры вело к изменению мировоззрения лю­дей, к переоценке ценностей, стремлению творцов к реализму, повышению интереса к индивидууму и к результатам его практи­ческой деятельности.

3.Старое, теологическое объяснение мира сменялось прагмати­ческим, что подготовило новый расцвет культуры в XVIII в.

Наши рекомендации