Усиление влияния западной культуры на культуру России
Культура России в XVII в. находилась в условиях переходного периода от Средневековья к Новому времени. С одной стороны, в ней сохранялись
- преемственность,
- национальная самобытность,
- многонациональностъ и
- религиозная основа,
характерные для культуры предшествующих веков.
С другой стороны, обозначились новые черты:
— углубился процесс обмирщения культуры — во всех ее сферах усилились светские элементы;
— началось изменение мировоззрения— в нем появились элементы прагматического объяснения общественных явлений деятельностью отдельных лиц;
— расширение культурных связей с западными странами и
— культурного взаимодействия с родственными славянскими народами Украины и Белоруссии привело к проникновению «латинства» (элементов западной культуры) и «грекофилии» в образование, литературу, обычаи и повседневный быт.
В образованиичерты новизны проступали особенно наглядно. Расширилось количество и номенклатура образовательных учреждений. Изменился характер образования — оно постепенно приобретало светский характер.
Начальное образование дети получали не только вучилищах при монастырях и церквах, но и в государственных и частных школах. Грамотных среди монашеской, дворянской и посадской частей населения было от 0,5% до 0,75%. Уровень грамотности среди купцов доходил до 9/10.
Специальное образование давали государственные школы, готовившие служащих для Печатного двора, Аптекарского и других приказов.
Высшее образованиепереживало период становления: в1687 г.на основе училища при Богоявленском монастыре в Москве с помощью и под руководством патриарха братья Софронийи Иоанникий Лихуды(ученые греки) организовали Славяно-греко-латинскую академию. Вней изучали богословие и ряд светских дисциплин — грамматику, классические языки, философию, пиитику, риторику, физику. (В XVIII в. здесь учился М. В. Ломоносов.)
Расширению образования способствовало развитие книгопечатания. Печатный двор выпускал массовыми тиражами (до 2,5 тыс. экземпляров) необходимые учебные пособия: «Букварь» Василия Бурцева, «Грамматику» Мелетия Смотрицкогои таблицу умножения.
В XVII в., как и раньше, накапливались практические знания,необходимые для организации производства, строительства, медицины и торговли.
Первый шаг в теоретическом осмыслениинакопленных практических знаний сделал в 1621 г. Анисим Михайлов,создавший «Устав ратных, пушечных и других дел». Это сочинение содержало множество сведений по математике, механике, физике и химии.
Расширению знаний по разным отраслям (медицине, истории, риторике) способствовало распространение в России иностранной литературы, привезенной из-за рубежа русскими путешественниками и послами.
Географические знаниянакапливались благодаря деятельности землепроходцев. Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Андрей Булыгин, Владимир Атласовизучили побережье Тихого океана от пролива между Азией и Северной Америкой до Камчатки, Курильских островов и Приамурья. Их исследования составили эпоху Великих русских географических открытий.
Исторические знания оформлялись в летописях и исторических повестях:
— «Новый летописец»описывал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени с целью доказать законность избрания нового царя из рода Романовых;
— «Описание Новых земель Сибирского государства», составленное в Сибирском приказе, повествовало о походе Ермака Тимофеевича;
— цикл исторических повестей отражал борьбу русского народа против польско-шведских интервентов: «Сказание...» келаря Троице-Сергиевого монастыря Авраамия Палицына, «Временник дней и царей...» дьяка Ивана Тимофеева, «Повесть...» князя И. М. Катырева-Ростовскогои др.
В1674 г.по инициативе архимандрита Киево-Печерского монастыря создан первый печатный труд по истории — «Синопсис, или Краткое собрание из разных летописцев». Онстал и первым учебникомпо истории. Изложение материала от времен Киевской Руси до 70-х гг. XVII в. было нацелено на доказательство правомерности воссоединения Украины с Россией.
Первый русский библиографический труд «Оглавление книг, кто их сложил» составил Сильвестр Медведев.
Исторические сочинения XVIIв. имели публицистический характер, так как откликались на актуальные проблемы того времени.
Литературатоже приобретала все более публицистические черты. В XVIIв. традиционные литературные жанры наполнились новой стилистикой и содержанием. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» внесло в житийный жанр автобиографические черты, присущие мемуаристике. Автор в красочной форме описал те мучения, которым его подвергла официальная церковь в борьбе со старообрядчеством.
Под влиянием проникновения в литературу светских начал сложился жанр сатирической повести с вымышленными героями, помещенными в типичную бытовую ситуацию. Произведения этого жанра имели демократический характер: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Сказание о куре и лисе», «Калязинская челобитная» высмеивали казнокрадство, волокиту и продажность судей, обжорство и пьянство монахов.
Бытовые повести: «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе и Злосчастии»— отражали реальную жизнь, быт и мировоззрение представителей разных социальных слоев и имели нравоучительный характер.
Родоначальник русской драматургии и поэзии — белорусский ученый и просветитель Симеон Полоцкий— написал на русском языке оригинальные пьесы в стихах «О Навуходоносоре царе» и «Притча о блудном сыне». Как поэт Симеон Полоцкий был сторонником силлабического стихосложения. В этом размере он переложил на стихи «Псалтырь», а также создал два сборника «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион», в которых воспевал Российское государство и его правителей.
Элементы светского начала явственно проявлялись в переводных литературных произведениях — рыцарских романах, бытовых и авантюрно-приключенческих повестях, юмористических рассказах.
- С польского языка была переведена «Повесть об Оттоне цесаре Римском и о супруге его цесаревне Олунде»;
- с Востока попала в Россию «Повесть о Еруслане Лазаревиче»;
- большой популярностьюпользовалась «Повесть о Бове королевиче», в основе которой лежал французский рыцарский роман. При переводе эти произведения под влиянием традиций русского фольклора приобретали новую стилистику, что отразилось вих названиях и интерпретации сюжета.
Устное народное творчествосохранило свой героико-патриотический характер. Устные рассказы отражали события Смутного времени, а исторические песни — перипетии народных выступлений («Смерть Разина»).
Особой любовью пользовались представления скоморохов, главный герой которых — Петрушка — высмеивал представителей царской администрации и купечества. Бродячий театр Петрушки надолго сохранился в народном творчестве, несмотря на преследования со стороны властей и церкви.
Театрстал новым явлением в культурной жизни России XVIIв.
Придворный театр появился в 1672-1676 гг.В нем играли немецкие актеры мужского пола (даже для женских ролей), ставились пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Создание придворного театра явилось еще одним свидетельством проникновения светских начал в культуру России. Однако он существовалнедолго и не оказал заметного влияния на становление в России театрального искусства.
Архитектураразвивалась благодаря деятельности Приказа каменных дел, объединившего лучших отечественных мастеров и возродившего после Смутного времени каменное строительство.
При постройке храмов сохранялись традиции шатрового зодчества. Шатры вместо четырехскатных крыш украсили и башни Московского Кремля.
Невиданный прежде размах приобрело гражданское каменное строительство, не только государственное (Печатный и Монетный дворы в Москве), нои частное (палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова).
Отличительной чертой каменных сооружений XVII в. стали, их нарядность и праздничность, тщательная отделка всех деталей декора и интерьера. Отделку стен многоцветными изразцами (плиткой) и/или украшениями из резного камня называли каменным узорочьем («дивным узорочьем»). Такой стиль был характерен как для культовых сооружений (церковь Троицы в Никитниках, церковь Николы в Хамовниках, собор Вознесения в ВеликомУстюге), так и для гражданского строительства (Теремный дворец Московского Кремля, палаты московских, костромских и псковских бояр).
В XVII в. сложился новый архитектурный стиль, получивший свое название по фамилии главных заказчиков — нарышкинское (московское) барокко. Характерные черты: четкость и симметричность композиции, многоярусность и устремленность зданий вверх, сочетание красного и белого цветов, тщательная проработка всех деталей и декоративная резьба по белому камню. Лучший образец — церковь Покрова Богородицы в Филях.
В древнерусских традициях продолжало развиваться деревянное зодчество. Затейливый, сказочно-нарядный внешний вид имел дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское. Огромное многоярусное сооружение, напоминавшее древнерусские терема, включало 270 комнат, украшенных 3 тыс. оконцев. Строили его русские мастера Семен Петрови Иван Михайлов.Современники назвали дворцовый комплекс «восьмым чудом света».
В церковной живописигосподствовали два стиля: годуновский и строгановский (по фамилиям заказчиков).
Для первого характерно строгое следование рублевско-дионисьевским канонам.
Строгановский стиль более всего проявился в иконной миниатюре — тонкое и изысканное письмо, богатая орнаментация, тщательная проработка деталей, полихромный колорит, использование золота и серебра.
К середине XVIIв. наметилось слияние этих стилей, повлиявшее на творчество Симона Федоровича Ушакова.Его иконы («Спас Нерукотворный», «Троица»), фрески и миниатюры отличались сочетанием традиционных приемов и новаторских исканий — объемность и реалистичность в изображении лица, прямая перспектива.
Портретный жанр, зародившийся в конце XVI в., получил новое развитие в XVIIв. — еще одно проявление обмирщения искусства. Первые парсуны создавались в традициях старой иконописи (плоскостное письмо), поэтому портреты реальных исторических лиц (царя Федора Иоанновича, князя М. В. Скопин-Шуйского) имели условное сходство.
Однако во второй половине XVII в. техника письма изменилась. Живописцы добивались подлинного сходства, объемного изображения и передачи внутреннего мира человека (портреты царей Алексея Михайловичам Федора Алексеевича, боярина К. Нарышкина и др.).
Выводы:
1.В культуре России XVII в. старые, средневековые традиции сочетались с новыми элементами, отражавшимися в идейном содержании, технике и приемах создания письменных сочинений, произведений изобразительного искусства.
2. Обмирщение культуры вело к изменению мировоззрения людей, к переоценке ценностей, стремлению творцов к реализму, повышению интереса к индивидууму и к результатам его практической деятельности.
3.Старое, теологическое объяснение мира сменялось прагматическим, что подготовило новый расцвет культуры в XVIII в.