Культура и быт во второй половине XIX века

Исторические деятели;Л. Н. Толстой; Ф. М. Достоевский; А. П. Чехов; И. С. Тургенев; Н. А. Некрасов; П. И. Чайков­ский; Д. И. Менделеев; И. М. Сеченов; А. С. Попов; С. М. Со­ловьев; И. Н. Крамской; М. А. Балакирев.

Основные термины и понятия;реализм; нигилизм; «Могучая куч­ка»; передвижники.

План ответа:1) исторические условия развития отечественной науки и кулылуры во второй половине XIX в.; 2) достижения в области науки; 3) реформирование системы образования; 4) литература; 5) театр; 6) музыка; 7) живопись, архитектура, скульптура; 8) градостроение; 9) перемены в быту; 10) значение развития ~>течественной кулылуры во второй половине XIX века.

Материал к ответу:Бурное развитие отечественной науки и кулылуры во второй половине XIX в. неразрывно связано с обшим направл~нием развития страны. Освобождение крес­тьян, политические реформы 1860-70-х П., стремительные экономические преобразования, расширение границ империи не могли не сказаться положительно на науке, образовании, кулылуре, а также изменении духовной атмосферы в обществе.

Значительные перемены произошли в системе образова­ния. Начальную подготовку осуществляли три типа учебных заведений: церковно-приходские школы с двух- И четырехлет­ним сроком обучения (в них учили .\"Iачалам чтения, письма, счета, изучали основы Закона Божьего); земские школы, в ко­торых про грамма подготовки была несколько шире, а занятия вели профессиональные учителя; крестьянские школы грамо­ты. Школьный устав, принятый в 1871 г., сделал единствен­ной формой среднего образования классическую гимназию, в которой значительный объем времени отводился на изуче­ние древних языков (латыни, древнегреческого). Прием в гим­назии детей из малоимущих семей был ограничен министер­ским циркуляром «о кухаркиных детях». В 60-90-е п. впервые в истории страны обучение детей стало носить массовый ха­рактер.Число гимназий выросло в 1861-895 п. более чем в 2,5 раза. Создавались также воскресные школы для взрос­лых, не имевших образования. В резулылате уровень грамотно­сти населения страны возрос с 6 до 28%. Расширялась и сеть высших учебных заведений, в первую очередь технических. Это объяснялось потребностями растущей промышленности и ее техническим перевооружением (было открыто, например, Московское высшее техническое училище). В ряду универси­тетов появились Одесский и Томский. Важным демократиче­ским достижением стало открытие специальных женских гим­назий, а в 1872 г. - Московских высших женских курсов с университетской программой.

Перемены в экономике страны активизировали развитие естественных наук и их прикладной направленности. Офор­милась петербургская школа математиков, яркими предста­вителями которой были п. Л. Чебышев и С. В. Ковалевская. Родоначальником московской школы физиков стал извест­ный специалист в области магнетизма и фотоэлектрических явлений А. Г. Столетов. Крупнейшие открытия в химии сде­лали Д. и. Менделеев (составивший периодическую систему химических элементов) и А. М. Бутлеров (разработавший те­орию строения вешества и ставший родоначальником совре­менной теории химических соединений). Основоположник

отечественной физиологии И. М. Сеченов впервые предложил физиологическое объяснение психических явлений и чувств че­ловека. Физик А. С. Попов изобрел радиотелеграф. А. Ф. Мо­жайский сконструировал первый в мире самолет. С изобре­тением П. Н. Яблочковым И А. Н. Лодыгиным электрической лампочки началась революция в области энергетики.

Русские географические экспедиции под руководством П. П. Семенова-Тян-Шанского и Н. М. Пржевальского впер­вые исследовали и описали природно-географические особен­ности Средней Азии. Н. Н. Миклухо-Маклай первым из отече­ственных этнографов на протяжении долrotо времени изучал быт и обычаи населения островов Океании.

Выдающийся вклад в развитие исторической науки внесли С. М. Соловьев и В. О. Ключевский, подготовившие обобщаю­щие труды и курсы лекций по отечественной истории. Их лек­ции с успехом читались в Московском университете и Москов­ских высших женских курсах.

Особенностью развития отечественной литературы в эти годы стало обращение писателей к наиболее важным вопро­сам времени - проблемам борьбы нового со старым, цены ре­формирования общества, личных переживаний человека пере­ходной эпохи, утраты привычных ценностей и поиска нового нравственного идеала. Эти темы прошли красной нитью через романы Л. Н. Толстого (<<Война И мир», «Анна Каренина», «Вос­кресение») и И. С. Тургенева «<Отцы и дети», «Накануне», «Новь»), поэзию Н. А. Некрасова «<Кому-на Руси жить хоро­шо», «Размышления у парадного подъезда»). Повышенным психологизмом отличались романы Ф. М. Достоевского «<Пре­ступление и наказание», «Братья Карамазовы»), предсказы­вавшего страшные последствия революционного насилия для судеб России «<Бесы»). Необычным явлением в литературе конца века стали пьесыl, рассказы и повести А. П. Чехова «<Чайка», «Скучная история» И др.), обращенные в основном к роли русского интеллигента в условиях меняющегося общест­ва. Пьесы А. Н. Островского «<На всякого мудреца довольно простоты,>, «Гроза», «Доходное место» и др.) обличали пороки патриархального быта русского купечества.

Впервые за всю историю русской живописи ее главным ге­роем стал народ. По инициативе И. Н. Крамского в 1870 г. было образовано Товарищество художественных передвижных выставок, независимое от контроля властей. Вокруг Товарище­ства объединились наиболее передовые художники, основу ра­бот которых составлял реализм и обличение окружающей со­циальной действительности. Наиболее характерными в этом

отношении стали произведения И. Н. Крамского (портрет Л. Н. Толстого), В. Г. Перова «<Чаепитие в Мытищах», «Сель­ский крестный ход на Пасху», «ТроЙка»), И. Е. Репина «<Бур­лаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турец­кому султану»), В. И. Сурикова (<<Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком») и др.

Правда реальной жизни впервые нашла отражение в теат­ральных постановках. Драматические театры стали центрами кулылурной жизни. Высокое мастерство, раскрытие глубин че­ловеческого характера отличали творчество М. Н. Ермоловой, ставшей великой актрисой на сцене Малого театра. Хореогра­фическим мастерством выделялось творчество прославленной балерины М. Ф. Кшесинской, выступавшей на сцене Мариин­екого театра. Крупнейшим балетным постановщиком этого времени был М. И. Петипа.

Использование:vr народных мотивов и доступностью для широкой аудитории отличалось в эти годы музыкальное искус­ство. В 60-е гг. в Петербурге и Москве открылись первые рус­ские консерватории. Мотивы народной музыки наиболее ярко были представлены в операх А. С. Даргомыжского (<<Русалка»), М. П. Мусоргского (<<Борис Годунов»), Н. А. Римского-Корса­кова «<Царская невеста»), А. П. Бородина «<Князь Игорь»), составивших кружок музыкантов, известный как «Могучая кучка». Наиболее популярным в эти годы было творчество П. И. Чайковского, создавшего выдающиеся оперные (<<Евге­ний Онегин», «Пиковая дама»), балетные «JIебединое озеро». «Щелкунчию» И симфонические (l-й Концерт для фортепиано с оркестром) произведения.

Творения русских мастеров XIX в. вошли в сокровищницу отечественной и мировой кулылуры и определили основные жа­нры и направления развития кулылуры в наступающем хх веке.

Наши рекомендации