Культура и быт во второй половине XIX века
Исторические деятели;Л. Н. Толстой; Ф. М. Достоевский; А. П. Чехов; И. С. Тургенев; Н. А. Некрасов; П. И. Чайковский; Д. И. Менделеев; И. М. Сеченов; А. С. Попов; С. М. Соловьев; И. Н. Крамской; М. А. Балакирев.
Основные термины и понятия;реализм; нигилизм; «Могучая кучка»; передвижники.
План ответа:1) исторические условия развития отечественной науки и кулылуры во второй половине XIX в.; 2) достижения в области науки; 3) реформирование системы образования; 4) литература; 5) театр; 6) музыка; 7) живопись, архитектура, скульптура; 8) градостроение; 9) перемены в быту; 10) значение развития ~>течественной кулылуры во второй половине XIX века.
Материал к ответу:Бурное развитие отечественной науки и кулылуры во второй половине XIX в. неразрывно связано с обшим направл~нием развития страны. Освобождение крестьян, политические реформы 1860-70-х П., стремительные экономические преобразования, расширение границ империи не могли не сказаться положительно на науке, образовании, кулылуре, а также изменении духовной атмосферы в обществе.
Значительные перемены произошли в системе образования. Начальную подготовку осуществляли три типа учебных заведений: церковно-приходские школы с двух- И четырехлетним сроком обучения (в них учили .\"Iачалам чтения, письма, счета, изучали основы Закона Божьего); земские школы, в которых про грамма подготовки была несколько шире, а занятия вели профессиональные учителя; крестьянские школы грамоты. Школьный устав, принятый в 1871 г., сделал единственной формой среднего образования классическую гимназию, в которой значительный объем времени отводился на изучение древних языков (латыни, древнегреческого). Прием в гимназии детей из малоимущих семей был ограничен министерским циркуляром «о кухаркиных детях». В 60-90-е п. впервые в истории страны обучение детей стало носить массовый характер.Число гимназий выросло в 1861-895 п. более чем в 2,5 раза. Создавались также воскресные школы для взрослых, не имевших образования. В резулылате уровень грамотности населения страны возрос с 6 до 28%. Расширялась и сеть высших учебных заведений, в первую очередь технических. Это объяснялось потребностями растущей промышленности и ее техническим перевооружением (было открыто, например, Московское высшее техническое училище). В ряду университетов появились Одесский и Томский. Важным демократическим достижением стало открытие специальных женских гимназий, а в 1872 г. - Московских высших женских курсов с университетской программой.
Перемены в экономике страны активизировали развитие естественных наук и их прикладной направленности. Оформилась петербургская школа математиков, яркими представителями которой были п. Л. Чебышев и С. В. Ковалевская. Родоначальником московской школы физиков стал известный специалист в области магнетизма и фотоэлектрических явлений А. Г. Столетов. Крупнейшие открытия в химии сделали Д. и. Менделеев (составивший периодическую систему химических элементов) и А. М. Бутлеров (разработавший теорию строения вешества и ставший родоначальником современной теории химических соединений). Основоположник
отечественной физиологии И. М. Сеченов впервые предложил физиологическое объяснение психических явлений и чувств человека. Физик А. С. Попов изобрел радиотелеграф. А. Ф. Можайский сконструировал первый в мире самолет. С изобретением П. Н. Яблочковым И А. Н. Лодыгиным электрической лампочки началась революция в области энергетики.
Русские географические экспедиции под руководством П. П. Семенова-Тян-Шанского и Н. М. Пржевальского впервые исследовали и описали природно-географические особенности Средней Азии. Н. Н. Миклухо-Маклай первым из отечественных этнографов на протяжении долrotо времени изучал быт и обычаи населения островов Океании.
Выдающийся вклад в развитие исторической науки внесли С. М. Соловьев и В. О. Ключевский, подготовившие обобщающие труды и курсы лекций по отечественной истории. Их лекции с успехом читались в Московском университете и Московских высших женских курсах.
Особенностью развития отечественной литературы в эти годы стало обращение писателей к наиболее важным вопросам времени - проблемам борьбы нового со старым, цены реформирования общества, личных переживаний человека переходной эпохи, утраты привычных ценностей и поиска нового нравственного идеала. Эти темы прошли красной нитью через романы Л. Н. Толстого (<<Война И мир», «Анна Каренина», «Воскресение») и И. С. Тургенева «<Отцы и дети», «Накануне», «Новь»), поэзию Н. А. Некрасова «<Кому-на Руси жить хорошо», «Размышления у парадного подъезда»). Повышенным психологизмом отличались романы Ф. М. Достоевского «<Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»), предсказывавшего страшные последствия революционного насилия для судеб России «<Бесы»). Необычным явлением в литературе конца века стали пьесыl, рассказы и повести А. П. Чехова «<Чайка», «Скучная история» И др.), обращенные в основном к роли русского интеллигента в условиях меняющегося общества. Пьесы А. Н. Островского «<На всякого мудреца довольно простоты,>, «Гроза», «Доходное место» и др.) обличали пороки патриархального быта русского купечества.
Впервые за всю историю русской живописи ее главным героем стал народ. По инициативе И. Н. Крамского в 1870 г. было образовано Товарищество художественных передвижных выставок, независимое от контроля властей. Вокруг Товарищества объединились наиболее передовые художники, основу работ которых составлял реализм и обличение окружающей социальной действительности. Наиболее характерными в этом
отношении стали произведения И. Н. Крамского (портрет Л. Н. Толстого), В. Г. Перова «<Чаепитие в Мытищах», «Сельский крестный ход на Пасху», «ТроЙка»), И. Е. Репина «<Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»), В. И. Сурикова (<<Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком») и др.
Правда реальной жизни впервые нашла отражение в театральных постановках. Драматические театры стали центрами кулылурной жизни. Высокое мастерство, раскрытие глубин человеческого характера отличали творчество М. Н. Ермоловой, ставшей великой актрисой на сцене Малого театра. Хореографическим мастерством выделялось творчество прославленной балерины М. Ф. Кшесинской, выступавшей на сцене Мариинекого театра. Крупнейшим балетным постановщиком этого времени был М. И. Петипа.
Использование:vr народных мотивов и доступностью для широкой аудитории отличалось в эти годы музыкальное искусство. В 60-е гг. в Петербурге и Москве открылись первые русские консерватории. Мотивы народной музыки наиболее ярко были представлены в операх А. С. Даргомыжского (<<Русалка»), М. П. Мусоргского (<<Борис Годунов»), Н. А. Римского-Корсакова «<Царская невеста»), А. П. Бородина «<Князь Игорь»), составивших кружок музыкантов, известный как «Могучая кучка». Наиболее популярным в эти годы было творчество П. И. Чайковского, создавшего выдающиеся оперные (<<Евгений Онегин», «Пиковая дама»), балетные «JIебединое озеро». «Щелкунчию» И симфонические (l-й Концерт для фортепиано с оркестром) произведения.
Творения русских мастеров XIX в. вошли в сокровищницу отечественной и мировой кулылуры и определили основные жанры и направления развития кулылуры в наступающем хх веке.