Понятие административно-правового статуса полиции
Под системой нормативно-правовых основ статуса полиции понимается совокупность нормативно-правовых актов властного характера, устанавливающих функции, полномочия и компетенцию структурированных органов полиции и полицейских в сфере обеспечения защиты прав и свобод граждан, законности, охраны собственности, общественного порядка и противодействия преступности, принимаемых органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов федерации, Президентом РФ иными уполномоченными органами государственной власти для реализации стоящих перед полицией целей и задач.
Сотрудниками полиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава полиции.
Сотрудникам полиции выдаются служебные удостоверения установленного Министерством внутренних дел Российской Федерации образца и специальные жетоны с личным номером. Сотрудники полиции имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации. Сотрудники полиции имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения указанных оружия и специальных средств определяется министром внутренних дел Российской Федерации13. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации форменная одежда полиции общественной безопасности субъектов Российской Федерации может иметь дополнительную отличительную нагрудную и нарукавную символику. Обусловленные особенностями службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод сотрудников полиции устанавливаются федеральными законами и обеспечиваются соответствующими социальными гарантиями.
Устанавливаются следующие специальные звания сотрудников полиции:
а) рядовой состав:
рядовой полиции;
б) младший начальствующий состав:
младший сержант полиции, сержант полиции, старший сержант полиции, старшина полиции, прапорщик полиции, старший прапорщик полиции;
в) средний, начальствующий состав:
младший лейтенант полиции, лейтенант полиции, старший лейтенант полиции, капитан полиции;
г) старший начальствующий состав:
майор полиции, подполковник полиции, полковник полиции;
д) высший начальствующий состав:
генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции
Специальные звания начальствующего состава полиции являются пожизненными. При прекращении службы к имеющимся специальным званиям сотрудников полиции добавляются слова «в отставке». Порядок присвоения и лишения специальных званий сотрудников полиции определяется федеральным законом.
Законные требования сотрудника полиции обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Невыполнение законных требований сотрудника полиции и действия, препятствующие выполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке. Сотрудники полиции не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных настоящим Законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия.
Сотрудник полиции при выполнении возложенных на него обязанностей подчиняется только непосредственному и прямым начальникам. Никто другой не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом. Никто не имеет права понуждать сотрудника полиции выполнять обязанности, которые настоящим Законом на полицию не возложены. При получении приказа или указаний, которые не противоречат закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.
Показания сотрудника полиции по делу о преступлении или административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке. Сотруднику полиции гарантируется судебная защита его прав и свобод. В случае несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты сотрудника полиции, предусмотренных настоящим Законом, виновные в этом должностные лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Контроль за деятельностью полиции в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При осуществлении контрольных функций органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.
Надзор за законностью деятельности полиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника полиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу полиции, прокурору или в суд.
Административно- правовой статус полиции имеет достаточно важное значение т.к. данный статус устанавливает функции, полномочия и компетенцию органов полиции и полицейских в сфере обеспечения защиты прав и свобод граждан, законности, охраны собственности, общественного порядка и противодействия преступности, принимаемых органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов федерации.