Контролирующая функция суда и прокурорский надзор в сфере защиты прав человека и гражданина в УИС

1. Судебный контроль за УИС.

2. Прокурорский надзор за соблюдением законности в метах предварительного заключения и лишения свободы.

В 1-ом вопросе «Судебный контроль за УИС» необходимо остановиться на основных направлениях судебного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Это вопросы, связанные:

1) с отложением исполнения наказания (отсрочкой исполнения приговора в порядке ст. 398 УПК РФ, сокращением испытательного срока при условном осуждении, отменой условного осуждения и направлением осужденного для отбывания наказания, освобождением от наказания осужденной женщины, в отношении которой исполнение наказания было отсрочено в порядке ст. 82 УК РФ и отменой такой отсрочки с направлением осужденной для отбывания наказания);

2) с заменой наказания другим его видом (включает в себя принятие судом ряда решений, направленных на индивидуализацию наказания с учетом обстоятельств, появившихся уже после вступления приговора в законную силу – замена наказания другим видом уголовного наказания в связи с положительным поведением осужденного либо уклонением от отбывания наказания);

3) с изменением вида исправительного учреждения (ст. 78 УИК РФ);

4) с освобождением от отбывания наказания (условно-досрочное освобождение, освобождение от наказания в связи с болезнью осужденного);

5) с рассмотрением жалоб, заявлений и ходатайств осужденных, подозреваемых, обвиняемых.

Целесообразно рассмотреть задачи судебного контроля на стадии исполнения приговора и основные формы судебного контроля за деятельностью УИС (основной из них является судебное заседание).

Судебный контроль осуществляется двумя видами: по правилам гражданского судопроизводства (при рассмотрении дел по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, административных правоотношений и дел особого производства) и при производстве по уголовным делам (контроль при рассмотрении уголовных дел в суде по преступлениям, совершенными лицами, отбывающими или отбывшими наказание, но имеющими судимость, и при рассмотрении судом вопросов исполнения приговора в связи с изменением правового положения осужденных и неправомерными действиями администрации ИУ).

Отдельно затрагивается контроль Верховного Суда РФ за соответствием нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Изучаются основные поводы осужденных для обращения в суд и их отношение к возможности защиты своих прав в судах общей юрисдикции. Помимо этого приводятся рассуждения о целесообразности введения административных и пенитенциарных судов РФ, положительный опыт деятельности которых имеется в ряде зарубежных государств. Данный вопрос более подробно затрагивается в теме, рассматривающей опыт организации и осуществления контроля за деятельностью пенитенциарной системы в зарубежных государствах.

Во 2-ом вопросе «Прокурорский надзор за соблюдением законности в метах предварительного заключения и лишения свободы»на основе закона «О прокуратуре РФ» раскрываются полномочия прокуратуры РФ при осуществлении надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания (вправе рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использовать полномочия, предоставленные прокурору в порядке общего надзора). При этом они могут посещать в любое время органы и учреждения, исполняющие наказания; опрашивать осужденных; знакомиться с документами, на основании которых эти лица осуждены, с оперативными материалами; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права осужденных, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях.

К рассматриваемым в данном вопросе формам прокурорского надзора и реагирования на нарушения прав человека в данной сфере необходимо относить:

– протест, на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу пенитенциарной системы, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу;

– представление об устранении нарушений закона, которое подлежит безотлагательному рассмотрению

– предостережение, о недопустимости нарушения закона, выносимые в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях

– постановление, о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении исходя из характера нарушения закона

– подача иска в порядке гражданского судопроизводства.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

[375, 376, 377, 379, 383 ]

Дополнительная

[1-20, 21-27, 29, 31, 33, 34, 38-40, 45, 46, 56, 66, 72, 179, 187, 226,242, 280, 312, 313, 315, 340-343]

Список литературы находится в I части УМК.

Т Е М А 5

Наши рекомендации