П1. Особенности формируемых розничных рынков электрической энергии
Согласно пункту 1 статьи 37 федерального закона от 26.03.03 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон) субъектами розничного рынка электроэнергии являются:
· потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;
· энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии. Для получения статуса энергосбытовой организации необходимо соблюдение требования о минимальном размере собственного капитала, которое должно быть установлено Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 21 Закона);
· гарантирующие поставщики - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию. Порядок присвоения организациям статуса гарантирующего поставщика устанавливается основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 37, пункт 2 статьи 38 Закона). Еще одним требованием для признания организации гарантирующим поставщиком необходимо, чтобы указанная организация являлась коммерческой. В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий;
· территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии - организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети. Для признания организации территориальной сетевой организацией необходимо соблюдение следующих условий:
– организация должна быть коммерческой (в соответствии с пунктом 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий)
– организация должна иметь возможность использования объектов электросетевого хозяйства;
· субъекты оперативно-диспетчерского управления, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков - системный оператор Единой энергетической системы России - специализированная организация, осуществляющая единоличное управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и уполномоченная на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для всех субъектов оперативно-диспетчерского управления, субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, а так же иные субъекты оперативно-диспетчерского управления (организации и физические лица), уполномоченные на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов оперативно-диспетчерского управления нижестоящего уровня, субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой в пределах зон диспетчерской ответственности соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления, деятельность которых осуществляется на основании договоров с системным оператором и иными субъектами оперативно-диспетчерского управления и подчинена оперативным диспетчерским командам и распоряжениям субъектов оперативно-диспетчерского управления вышестоящего уровня. Перечень организаций, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, их структура и зоны диспетчерской ответственности определяются основными положениями функционирования оптового рынка и правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
· производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке (не получившие статуса субъекта оптового рынка).
Однако в настоящее время некоторые положения Закона не действуют, в частности глава 7, регулирующая вопросы розничного рынка электроэнергии. Согласно пункту 2 статьи 47 Закона указанные положения вступают в силу одновременно с вступлением в силу правил оптового рынка, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
В тоже время в статье 6 федерального закона от 26.03.03 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об электроэнергетике» предусмотрено, что до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики оптовый и розничный рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанной статьей разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий утверждение Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее – Правила) в редакции от 22.11.05 г.
В соответствии с проектом Правил субъектами розничного рынка электроэнергии являются:
· потребители электрической энергии;
· гарантирующие поставщики
· энергосбытовые организации;
· энергоснабжающие организации;
· сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства;
· производители электрической энергии;
· продавцы электрической энергии;
· системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.
Проект Правил расширяет перечень субъектов розничного рынка электроэнергии. Помимо субъектов розничного рынка электроэнергии, определенных федеральным законом от 26.03.03 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в него также вошли:
· энергоснабжающие организации – организации, совмещающие деятельность по купле-продаже электрической энергии с деятельностью по ее передаче. К данным организациям применяются положения Правил, регулирующие отношения энергосбытовых организаций, производителей электрической энергии, гарантирующих поставщиков, сетевых организаций и потребителей по производству, продаже электрической энергии и предоставлению услуг;
· владельцы объектов электросетевого хозяйства;
· производители электрической энергии – собственники или иные законные владельцы генерирующего оборудования, осуществляющие производство и продажу электрической энергии собственной выработки;
· продавцы электрической энергии производители электрической энергии или иные юридические лица, обладающие правом распоряжения электрической энергией, производимой на генерирующем оборудовании.
Статус гарантирующего поставщика присваивается коммерческой организации по итогам открытого конкурса (пункт 9 Правил). Порядок проведения конкурса и определение победителя регулируется статьей 2 проекта. До определения победителей конкурсов гарантирующими поставщиками электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации являются организации, перечисленные в пункте 3 проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».
Для остальных субъектов розничных рынков электроэнергии Правила не устанавливают дополнительных условий для их признания таковыми по сравнению с общими требованиями, предъявляемыми федеральным законом «Об электроэнергетике».
Так, в соответствии с федеральным законом от 26.03.2003 № 35 «Об электроэнергетике» «Объекты электросетевого хозяйства – линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное, предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование». Термин «принадлежность» не используется в гражданском законодательстве. Данный термин можно толковать расширительно – это и право собственности (то есть правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом), это и иные вещные права - право хозяйственного ведения, оперативного управления, право аренды и прочие. Право собственности является первичным по отношению к остальным (производными от него) правами, поэтому оно будет использоваться как основа для ответа на вопрос.
Законодательство РФ не содержит субъектных ограничений на обладание правом собственности на объекты электросетевого хозяйства.
В связи с длительным доминированием одной формы собственности (государственной) продолжительный промежуток времени, логично, что изначально все объекты электросетевого хозяйства были в собственности государства. В соответствии с постановлением Верховного совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальную собственность» исключительно к федеральной собственности были отнесены предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением объектов, перечисленных в приложении № 3 и относящихся к муниципальной собственности. К последним отнесены:
· объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов;
· жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;
· жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;
· объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;
· другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации)».
Особый порядок предусмотрен для объектов социально – культурного и коммунально–бытового назначения. Так, Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 235 установлено, что из федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ или в собственность муниципальных образований передаются сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий). Настоящее Положение распространяется на «приватизированные, находящиеся в стадии приватизации … предприятия» (пункт 1). При этом следует иметь ввиду, что данное положение затрагивает лишь не электроэнергетические предприятия, так как Указом Президента РФ от 14.08.1992 № 922 «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества» установлено, что преобразование предприятий, объединений, организаций, входящих в топливно-энергетический комплекс, в акционерные общества и их приватизация осуществляются в порядке, установленном специальными указами Президента Российской Федерации.
Таким специальным нормативным актом стал Указ Президента РФ от 15.08.1992 № 923. В соответствии с ним, предприятия и объекты электроэнергетики, закрепленные в федеральной собственности были акционированы с закреплением в собственности государства не менее 49 от уставного капитала каждого из созданных акционерных обществ. В приложениях к указу подробно перечислены предприятии и имущество, на которые он распространил свое действие.
Документальное закрепление передачи в федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность объектов электроэнергетики наряду с иным имуществом осуществляется в соответствии с Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденном распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 № 114-рп. Имущество, закрепленное в муниципальной собственности подлежит пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности, государственное – в реестре государственной собственности соответственно.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый конкретный объект электросетевого хозяйства может находиться как в федеральной, собственности, так и собственности субъектов РФ, муниципальной и частной. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей могут быть, как договорные, так и внедоговорные основания (например, акт государственного органа).
Энергетическая отрасль на данном этапе регулируется особым образом – установлены специальные правила переходного периода[2]:
· наибольшая часть правоотношений, в том числе по реформированию отрасли, регулируется федеральным законом от 26.03.2003 № 36 «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период»;
· вступил в силу и действует федеральный закон от 26.03.2003 № 35 «Об электроэнергетике», за исключением ряда статей и главы 7, которые вступят в силу по окончании переходного периода;
· до окончания переходного периода действует закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными 11.02.1999, 10.01.2003, 26.03.2003, 07.07.2003, 22.08.2004, 30.12.2004).
· в переходный период рынок электроэнергии функционирует по особым правилам, которые устанавливаются Правительством РФ. Для оптового рынка они уже вступили в силу (Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утверждены постановлениями Правительства от 24.10.2003 № 643, 17.10.05 №620, 7.11.05 №661, 11.11.05 №676 ), для розничного рынка – должны быть приняты в ближайшем будущем (существуют в проекте).
Вышеперечисленные нормативные акты, наряду с действующим Гражданским Кодексом РФ распространяет свое действие на всех субъектов оптового и розничного рынка.
Под термином «последняя миля» чаще всего понимается последний участок распределительной сети, ведущий к получателям (конечным потребителям) электроэнергии. Данное понятие возникло с невозможностью применить американскую модель рынка в России в силу построения объектов электроэнергетики по иным принципам.
На сегодняшний момент среди владельцев распределительных сетей «последней мили» можно выделить три достаточно крупные группы:
· местные непрофильные перепродавцы электроэнергии (птицефабрики, заводы, совхозы, воинские части и т.п.);
· местные АО-энерго;
· муниципальные предприятии (коммунальный сектор, строительный комплекс).
Кроме перечисленных групп, владельцами сетей «последней мили» могут являться и частные компании, для которых этот вид деятельности является профильным (например, эксплуатационные предприятия), либо владельцев объектов электросетевого хозяйства, обладающих на имущество правом долевой собственности.
Как видно из структуры возможных владельцев распределительных сетей «последней мили», их состав неоднороден. Закономерно предположить, что среди перечисленных возможных владельцев могут оказаться лица, отвечающие требованиям, предъявляемым как к субъектам оптового рынка, так и розничного рынка электроэнергетики. В случае, если владелец сетей «последней мили» отвечает требованиям, предъявляемым действующим законодательством к субъектам оптового рынка – то правовое положение таких организаций уже регулируется нормативными актами, касающимися оптового рынка электроэнергии (перечислены выше). В случае, если владелец сетей «последней мили» не является субъектом оптового рынка, он может быть субъектом розничного рынка электрической энергии - в этом случае на данный момент его деятельность регулируется несколько иначе.
В настоящее время не имеется подробного законодательного регулирования деятельности розничного рынка электрической энергии – как отмечалось ранее, глава 7 ФЗ «Об электроэнергетике», посвященная розничным рынкам в настоящее время не действует, а правила функционирования розничных рынков находятся в стадии разработки. Среди нормативных актов, регулирующих розничный рынок, основным является Гражданский кодекс РФ и Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям" .
Исходя из норм гражданского законодательства, как собственники объектов электросетевого хозяйства, владельцы сетей «последней мили» имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться ими по своему усмотрению. Ранее, Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.11.1995 № 1073 (утратившим силу на настоящий момент), было установлено лицензирование деятельности по эксплуатации как наружных, так и внутренних электрических сетей. Исключение составляли лишь владельцы сетей, использующих их исключительно в собственных целях, а не в предпринимательской деятельности. В настоящее время данный нормативный акт утратил силу в связи с вступлением в силу ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Действующая редакция закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 02.07.2005) предусматривает лишь лицензирование деятельности по продаже электрической энергии гражданам.
Таким образом, на настоящий момент, деятельность владельцев сетей «последней мили» регулируется Гражданским кодексом РФ, федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности в РФ» и нормативными актами в части технической эксплуатации (Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 № 6, Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 № 229) и Правилами утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 27.12.04. № 861.
Гражданским кодексом РФ регламентированы основные моменты возникновения и прекращения правоотношений по энергоснабжению, а также правовой статус контрагентов по договору энергоснабжения. Особенностью договора энергоснабжения является его публичность. Так, в соответствии со статьей 426 ГК РФ «публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.)». В этой части гражданским законодательством устанавливается особенность правового положения энергоснабжающих организаций. Среди прочих обязанностей, предусмотренных гражданским кодексом можно выделить следующие:
· энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения (п. 1 статьи 541 ГК РФ)
· энергоснабжающая организация обязана соблюдать режим подачи, согласованный сторонами (п. 1 статьи 541 ГК РФ)
· энергоснабжающая организация обязана соблюдать требования к качеству электрической энергии, установленные государственными стандартами, иными обязательными правилами или договором (п. 1 статьи 542 ГК РФ)
· в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, энергоснабжающая организация обязана обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии (пункт 2 статьи 543 ГК РФ).
Правовое положение владельцев «последней мили» после вступления в силу ФЗ «Об электроэнергетике» в полной мере будет зависеть от того статуса, который в соответствии с этим законом он получит. Так, на данный момент законодательство не содержит запретов на признание территориальной сетевой организацией, например, птицефабрики – это коммерческая организация, могущая оказывать услуги по передаче электрической энергии. В случае наличия у неё объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к национальной (общероссийской) электрической сети - действующее законодательство не содержит иных критериев отнесения ее к территориальным сетевым организациям. Таким образом, правовое регулирование деятельности каждого отдельно взятого владельца будет осуществляться в зависимости от наличия у субъектов объектов электросетевого хозяйства и их технических характеристик, географического положения и ряда иных факторов.
Особое правовое положение у владельцев сетей «последней мили», принадлежащих на праве общей собственности. Отличие их правового положения от прочих лиц обусловлено особым режимом, установленным для владельцев общей собственности Гражданским Кодексом РФ и не связано с их статусом, как субъекта электроэнергетики.
Рассмотрим субъекта формируемого розничного рынка, который с выходом правил розничных рынков переходного периода получит право на заключение публичного договора – энергосбытовая организация исполняющая функцию гарантированной поставки электрической энергии на розничном рынке – гарантирующего поставщика.
В настоящее время правила и порядок деятельности гарантирующих поставщиков, которые в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» должно определять Правительство РФ, не утверждены и находятся в стадии разработки. В этой связи в настоящем анализе условия функционирования гарантирующего поставщика (далее ГП) оцениваются на основе имеющихся правовых конструкций, утвержденных уже принятым законодательством об электроэнергетике, а также на основе анализа возможных альтернатив построения модели функционирования ГП на основании имеющихся в открытой печати проектов нормативных документов.
Статус гарантирующего поставщика определяется в следующих основных документах регламентирующих деятельность субъектов рынка электроэнергетики: Федеральный Закон № 35 от 26 марта 2003 года «Об электроэнергетике», Федеральный Закон № 36 от 26 марта 2003 года «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «Об электроэнергетике» и Постановление Правительства Российской Федерации № 643 от 24 октября 2003 года «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода» (далее П-643).
В статье 3 Федерального Закона № 35 от 26 марта 2003 года «Об электроэнергетике» (далее ФЗ-35) дается определение новому гарантирующему поставщику. Гарантирующий поставщик электрической энергии – коммерческая организация, обязанная в соответствии с Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключать договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.
Статус гарантирующего поставщика формально не влечет за собой широких обременений для деятельности сбытовой компании (принято считать, что этот институт близок по форме к институту социального обеспечения, в задачи которого входит обслуживание неплатежеспособных потребителей, включая толерантность к неплатежам, задержкам в расчетах за электроэнергию, расчетам по сниженным ценам и т.п.). На самом деле это не так: строго формально, закон «Об электроэнергетике» не гарантирует потребителям электроэнергии ни возможности не платить за отпущенный товар, ни низких цен. Реальные обременения, установленные законом для деятельности гарантирующих поставщиков, включают лишь:
· обязанность заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем (ст. 3 ФЗ-35);
· регулирование сбытовой надбавки со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 21 п.4 ФЗ-35);
· обязанность гарантирующего поставщика самостоятельно урегулировать отношения связанные с оперативно-диспетчерским управлением, приобретением и передачей электрической энергии обслуживаемым им потребителями (ст. 38 п. 5 ФЗ-35);
· публичный характер договора, заключаемого гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии (ст. 38 п. 5 ФЗ-35);
· обязанность получить лицензию на продажу электрической энергии гражданам (ст. 39 п. 1 ФЗ-35);
· обязанность продать электрическую энергию участнику ССТ оптового рынка в объеме, обеспечивающем фактическое потребление этого участника (ст. 18 П-643);
· утверждение Правительством РФ правил и порядка деятельности гарантирующего поставщика (возможность появления новых обременений или преимуществ) (ст. 21 п.1 ФЗ-35).
Согласно букве закона, гарантирующий поставщик всего лишь обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем (т.е. он выступает не в качестве субсидирующего агента, в лишь в качестве «поставщика последней надежды», гарантирующего только физическое наличие товара – электроэнергии). При этом гарантирующий поставщик не гарантирует:
· дешевых цен;
· отсутствие перерывов в подаче электроэнергии (п.7 ст.38 закона «Об электроэнергетике» прямо говорит, что гарантирующие поставщики могут отключать неплательщиков без расторжения договора);
· никаких других дополнительных социальных благ.
Учитывая наличие значительного числа потребителей, требующих социальной поддержки (малоимущее население, неэффективные предприятия, обеспечивающие занятость части населения региона), очевидно, что региональные и местные власти будут активно лоббировать выполнение гарантирующим поставщиком именно функций социального характера: частичное кредитование потребителей, отпуск электроэнергии по заниженным ценам, неоплаченный отпуск электроэнергии. Это может привести к наличию проблем, описанных выше в отношении поставок электроэнергии бюджетным потребителям.
К числу кредитуемых таким образом групп могут относиться население, бюджетные потребители и организации, аффилированные с государством, сельскохозяйственные потребители (население и агропроизводства), а также часть предприятий, обеспечивающих занятость в регионе либо поддерживаемых региональными и местными властями по иным причинам.
Обязать гарантирующего поставщика выполнять такого рода функции региональные и местные власти могут через навязывание компании такого рода условий (в явном и неявном виде) в ходе процедуры согласования присвоения компании статуса гарантирующего поставщика (в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике», для присвоения Правительством РФ статуса гарантирующего поставщика сбытовой компании необходимо получить согласование властей субъекта РФ, на территории которого эта компания будет осуществлять свою деятельность).
В принципе, существуют возможности для компенсации финансовых потерь от выполнения такого рода социальных функций за счет:
· привлечения дополнительных средств от других потребителей, обладающих платежеспособностью, но предпочитающих услуги гарантирующего поставщика как фактор надежности электроснабжения (в этом случае потребуется установление дифференцированной сбытовой надбавки гарантирующего поставщика региональными властями);
· договоренностей с региональными властями о полной или частичной компенсации финансовых потерь, в т.ч. через целевые бюджетные субвенции (п. 7 Проекта Постановления Правительства).
Однако, в конечном итоге, ясно, что оба источника компенсации будут иметь ограниченный характер, а обслуживание большого числа потребителей, защищенных невозможностью разрыва договорных отношений, потребует от гарантирующего поставщика значительных административных издержек. Ясно и то, что у гарантирующих поставщиков будут возникать перманентные кассовые разрывы, обусловленные более жесткими требованиями к оплате приобретаемой на оптовом рынке электроэнергии (в том числе по повышенной цене за счёт балансирующего сектора) по сравнению с реалиями оплаты электроэнергии со стороны потребителей, располагающих возможностями затягивать оплату в условиях невозможности расторжения договора.
Скорее, вести бизнес в качестве гарантирующих поставщиков смогут лишь компании, прямо аффилированные с региональными властями и не имеющие необходимости в статусе публичных компаний (т.е. не имеющих необходимости получать формально высокие финансовые результаты в интересах частных акционеров). Более того, региональные власти при принятии решений о согласовании вопроса предоставления статуса гарантирующего поставщика конкретной компании, скорее всего, будут оказывать жесткую протекцию аффилированным сбытовым структурам, мотивируя это возможностью облегченного режима бюджетной поддержки для пополнения оборотных средств.
В этой связи еще одной существенной проблемой для гарантирующих поставщиков будет организаций постоянного кредитования для пополнения оборотных средств, необходимых для покрытия кассового разрыва, возникающего вследствие более жестких требований к расчетам за покупную электроэнергию на оптовом рынке по сравнению с требованиями к расчетам за электроэнергию, поставляемую потребителям на розничном рынке.
Кроме этого, регулирование сбытовой надбавки гарантирующего поставщика (что не будет происходить в отношении сбытовых компаний, не наделенных статусом гарантирующего поставщика), причем размер этой надбавки будут устанавливать региональные власти, что создает более высокую степень неопределенности в отношении рисков регулирования и очевидные конфликты интересов, в первую очередь социально-политического характера.
С другой стороны, гарантирующий поставщик будет иметь неоспоримые конкурентные преимущества на розничном рынке электроэнергии перед другими сбытовыми компаниями:
· суперстимул для интереса со стороны потребителей (невозможность отказа в обслуживании) (ст. 3 ФЗ-35);
· гарантия компенсации операционных расходов через регулируемую сбытовую надбавку (независимые сбытовые компании несут риски соблюдения графика потребления в полном объёме без компенсации отклонений за счёт надбавки, а гарантирующий поставщик через регулируемую надбавку всегда будут компенсироваться его расходы) (ст. 38 Проекта Правил);
· право на удовлетворение всего заявленного объема потребления (ст. 32 п. 1 ФЗ-35);
· отсутствие необходимости соответствовать количественным требованиям, предъявляемым к участникам оптового рынка, для покупки электроэнергии на ССТ оптового рынка (рынок на сутки вперёд в новой модели) (ст. 14 п. а П-643);
· гарантированное установление (получение) экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала через сбытовую надбавку установленной регулирующим органом (ст. 23 п. 1 и п. 2 ФЗ-35);
· обязанность разделить деятельность по передаче и продаже электроэнергии для организаций, эксплуатирующих последнюю милю (МУПы, Оптовые потребители-перепродавцы и т.п.) (ст. 41 п. 1 ФЗ-35);
· возможность покупки электрической энергии по долгосрочным договорам у поставщиков в объеме 35 % от их производства (ст. 6 ФЗ-36) (в секторе регулируемых двухсторонних договоров).
Понятно, что такие преимущества в первую очередь связаны с наличием большого числа низкоквалифицированных потребителей электроэнергии (в первую очередь – мелких), не готовых к сложным рыночным маневрам, связанным с самостоятельным выбором поставщика электроэнергии и управлением графиком электропотребления. Поведение таких потребителей, скорее всего, будет организовано по принципу «наименьшего сопротивления», т.е. они предпочтут поставщиков, предоставляющих наибольшие гарантии длительного отсутствия проблем с энергоснабжением – именно такие условия будут связаны со статусом гарантирующего поставщика, реально обеспеченного ресурсом электроэнергии через двусторонние контракты с генераторами и не имеющего возможности отказать потребителю в заключении договора.
Проанализируем преимущества и недостатки гарантирующих поставщиков. Правила и порядок деятельности гарантирующего поставщика и других субъектов розничного рынка электроэнергии должны быть установлены отдельным постановлением Правительства Российской Федерации (ст. 21 п.1 ФЗ-35). В настоящее время данные постановления не приняты. Поэтому дальнейший анализ будет произведен на основании Проекта Постановления Правительства РФ «О правилах функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» от 19 апреля 2005 года.
Согласно Проекта Постановления Правительства РФ «О правилах функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» от 22 ноября 2005 года на гарантирующего поставщика налагаются следующие ограничения:
· соответствие показателей финансового состояния установленным параметрам (п. 6 Проекта Правил), а именно:
– Оборачиваемость кредиторской задолженности в днях:
▪ рекомендуемое значение - не более 35 дней;
▪ контрольное значение 1 - не более 40 дней;
▪ контрольное значение 2 - более 60 дней.
– Доля просроченной кредиторской задолженности в общей величине кредиторской задолженности в процентах:
▪ не более 7%;
▪ не более 15%;
▪ более 30%.
– Текущий коэффициент ликвидности:
▪ не менее 1,0;
▪ менее 0,8;
▪ менее 0,6.
– Коэффициент финансовой независимости:
▪ не менее 0,2;
▪ менее 0,15;
▪ менее 0,1.