Правовая система общества - это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства
В структуру правовой системы входят следующие главные элементы:
- право (законодательство);
- юридическая практика;
- господствующая правовая идеология.
Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правовой системой - явление, отражающее правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей.
Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности правовой системы данного общества.
Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии в правовую систему входят и другие элементы: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.
Понятие «правовая система» выражает комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества, дает дополнительные возможности для обобщенного исследования значительной части юридического бытия той или иной страны.
Точно так же как в политологии, наряду с понятием «политическая система» существует понятие «политическая жизнь» и в юриспруденции наряду с категорией « правовая система» необходимо «прописать» и категорию «правовая жизнь». В юридической науке понятие «правовая жизнь» и «правовая система» во многом должны соотноситься подобно соотношению в политологии понятий «политическая жизнь» и «политическая система» (а в экономической науке понятий «экономическая жизнь» и «экономическая система»).
Правовая система создает условия для нормального протекания правовой жизни, обеспечения ее стабильности, нейтрализации и вытеснения из нее негативных юридических явлений (правонарушений, злоупотреблений и иной «злокачественной юридической опухоли»). Другими словами, она по отношению к правовой жизни играет организующую роль, придает ей определенное единство, правомерные начала. Отсюда важно совершенствовать и укреплять элементы правовой системы российского общества, что будет содействовать обогащению и оптимизации его правовой жизни.
Между тем правовая система выступает лишь составной нормативно-упорядочивающей частью самой правовой жизни, ибо последнее явление (и понятие) шире первого.
Элементами правовой системы выступают, прежде всего, те, которые необходимы для процесса правового регулирования, для целенаправленного воздействия на сознание и поведение субъектов.
Негативные же правовые явления - преступность, правонарушения, деформации и т.п., тоже имеющие отношение к бытию права и обладающие определенной юридической окраской, к элементам правовой системы не относятся.
В этой связи понятие «правовая жизнь» позволяет гораздо объемнее взглянуть на правовую действительность как позитивного, так и негативного плана. Такой взгляд необходим, ибо придает правовым реалиям определенную целостность. Ведь важно видеть в правовой жизни не только плюсы, но и минусы. Именно с последними право и вся правовая система призваны бороться. Данная категория дает возможность смотреть на существующий юридический быт не через «розовые очки», а, наоборот, видеть его со всеми его достижениями и недостатками, успехами и неудачами, свершениями и ошибками, сильными и слабыми сторонами. Кроме всего прочего, она характеризует собой не только совокупную упорядоченную и неупорядоченную (стихийную) правовую действительность, но и процесс исторического развития права в целом, основные этапы его эволюции.
Ценность понятия правовой системы заключается в следующем.
Во-первых, отдельные компоненты юридической среды достаточно хорошо изучены (право, правоотношения, правосознание, законность, правопорядок, субъективные права, нормативные акты и т.д.). Пришло время синтезировать их в одно понятие правовая система общества, чтобы получить возможность лучше отразить и представить общую картину, с учетом постоянно происходящих в указанной системе сложных интеграционных и дезинтеграционных процессов.
Во-вторых, возникли новые задачи, в решении которых должны быть задействованы все правовые рычаги в их согласованном, а не разобщенном виде. Только комплексное, совокупное их воздействие на общественные отношения может дать желаемый социальный эффект, привести к достижению поставленных целей.
В-третьих, рассматриваемое понятие дает возможность творчески применить системный подход к исследованию правовой действительности, а также использовать сравнительно-правовой метод. Системное же видение любого явления - залог его адекватного и глубокого осмысления.
Все это позволяет сопоставить правовую систему с другими столь же емкими системами - экономической, политической, моральной, выявить их специфику, возможности, формы взаимодействия как однопорядковых по своему уровню явлений.
Познание сущности и социальной природы права обусловливает поиск общих черт, признаков, закономерностей, которые лежат в основе действующих национальных систем права.
Понятие «национальная правовая система является одним из наиболее широких по содержанию и включает в себя всю, без исключения, совокупность правовых явлений и процессов, действующих в какой-либо отдельно взятой стране.
В каждой стране действует свое право - своя национальная (национально-государственная) система позитивного права, имеющая свою специфику и индивидуальные особенности.
Вместе с тем эти различные национальные системы права можно объединить в ряд групп (правовых общностей, типов), каждая из которых включает в себя несколько «родственных» (близких по своему генезису и правовым характеристикам) национальных систем права.
Известный французский юрист Р. Давид, специалист в области сравнительного изучения права, подобные группы однородных национальных систем позитивного права обозначил как «правовые семьи», «семьи систем права. Это наименование широко используется и в нашей литературе.
В своей классификации различных национальных систем позитивного права (и их объединения в соответствующие «правовые семьи», «семьи систем права») Р. Давид исходит из двух критериев, рассматриваемых и учитываемых в их совокупности: 1) юридико-технического критерия (источники права, структура действующего права, юридическая терминология, правовые принципы, концепции, конструкции, методы и практика работы юристов и т.д.) и 2) идеологического критерия (философские, политические и экономические принципы, мировоззрение и общественные идеалы, на которые опирается соответствующее национальное право).
Такой подход позволяет понимать под национальной право вой системой исторически сложившуюся совокупность норм права отдельной страны, а также используемые в этой стране механизмы правотворчества, правореализации и государственного принуждения, призванные обеспечить надлежащее функционирование и совершенствование действующих норм права.
С учетом приведенных критериев была предложена следующая классификация «правовых семей современного мира»: 1) романо-германская правовая семья; 2) семья общего права (англо-саксонская); 3) семья социалистических систем права; 4) религиозные системы (мусульманское право).