Тема 8. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в ■ яучной и популярной литературе употребляются как блиэ- че по значению, но они не являются синонимами.

Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделен­ной) — это единичный представитель человеческого рода, ■шкретный носитель всех социальных и психологических *рт человечества: разума, воли, потребностей, интересов | т. д. (человек как отдельная особь среди других людей).

Индивидуальность — это неповторимое своеобразие про­явлений человека, подчеркивающая исключительность, мно- iOcmapoHHOcmb и гармоничность, естественность и непри­нужденность его деятельности (человек как один из мно­гих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).

Личность (от лат. persona — особа) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельнос­ти, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Структураличности

• Социальный статус — место человека в системе общест­венных отношений.

• Социальная роль — образ поведения, одобренный норма­тивно и соответствующий социальному статусу.

• Направленность — потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.

Не всякий человек является личностью. Человеком рожда­ются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль­турных норм и социального опыта, необходимых для успеш­ного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь­ку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Этапы социализации

Этап Его содержание
Начальный Социализация ребенка, преимущественно в семье
Средний Обучение в школе
Завершаю­щий Социализация взрослого человека, осваивающего новые роли: супруга, родителя, дедушки и т. п.


Социализация охватывает все процессы включения инди вида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т. е. формирует способность участвовав в социальной жизни.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначаете» понятием «агенты социализации*. К ним относятся: нацио нальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; обра зование; самовоспитание.

Расширение и углубление социализации происходит:

— в сфере деятельности — расширение ее видов; ориеь тировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделена главного в ней, ее осмысление и т, п.

— в сфере общения — обогащение круга общения, углу^1 ление его содержания, развитие навыков общения.

— в сфере самосознания — формирование образа собст венного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта де ятельности, осмысление своей социальной принадлежности Социальной роли и др.

Образцы заданий

Прочитайте текст и выполните задания CI—С4,

«Индивидуальность означает ограниченность, неповто римость личности, т. е. способность к самостоятельной жиэ ни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости Человеческая индивидуальность, отличаясь такими призна ками, как целостность, обособленность, неповторимость, ав тономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество, в то же время не только не означает разобщенности человека и общества, но, напротив, создает основу для их более глубокого единства. <...>

Уникальность, неповторимость личностей, взаимодопол нение друг друга своими особенностями есть один ИЗ факторов успешного развития подлинно гуманного гармоничного обще ства. Индивидуализация является одним из моментов, связы вающих людей. Известно, что взаимодействие вообще оказы вается крепким, если в «другом* предмет находит дополнение самого себя, то, чего ему как таковому не хватает Поэтому чем более развита индивидуальность, самостоятельность, инициатива, творчество каждого человека, тем богаче и силь­нее общество в целом, <...>

Всякое проявление жизни индивида является проявлени­ем и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и общественная жизнь не отличны принципиально друг от дру­га, а выступают как две стороны жизни одного человека. <...>

Таким образом, неправомерно толкование индивидуаль­ного как только единичного и неповторимого. Определяя ин­дивидуальность, мы делаем лишь акцент на том, что отли­чает людей друг от друга. Определяя личность, подчерки­ваем общие, типические черты. <...>

Индивидуальность, которая, как уже отмечалось, может свободно развиваться лишь во взаимодействии с другими людьми, когда каждый человек дополняет, продолжает, обо­гащает благодаря своим особенностям другого человека, ни­чего общего не имеет с индивидуализмом. Индивидуализм оз­начает противопоставление человека обществу, отношение к тругим людям как к средству своего частного существования. *та разорванность общества и личности, как правило, обра­щается против самого человека. Таким образом, в индивиду­алистической интерпретации другой человек есть граница для меня», в условиях развитых коллективистских отноше­ний каждый другой есть не граница, а продолжение и допол­нение «меня самого» (Спасибенко С. Г. Общее и индивидуаль­ное в социальной структуре человека // Социально-гумани- ■гарные знания. 2001. № 3. с. 98-101.).

1 CI. I Что такое индивидуальность? Каковы ее признаки? Ответ Индивидуальность означает ограниченность, непо- -н-оримогть личности, т.е. способность к самостоятельной ■кизни. саморегулированию, сохранению своей устойчивости. L. помощью понятия «индивидуальность[1] делается акцент на отличиях людей друг от друга.

Признаки индивидуальности: целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я*, творчество.

I С2. Опираясь на текст, укажите, почему индивидуаль­ность является одним из факторов развития подлинно гуман­ного гармоничного общества.

Ответ Индивидуальность является одним из факторов раз­вития подлинно гуманного гармоничного общества поскольку известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, че­го ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность человека, выраженная в самостоятельнос­ти, инициативе, творчестве, тем богаче и сильнее общество в целом

СЗ. I Как автор определяет сущность понятия «личность»?

Приведите с опорой на знания обществоведческого курса три важнейшие характеристики личности.

Ответ: Автор определяет личность как воплощение общего, типичного. В качестае важнейших характеристик личности могут быть названы: индивидуальность, духовность, социаль­ный статус, коммуникативный характер.

| С4. | В тексте говорится о двуединстве общего и индивиду­ального как об одном из внутренних источников формирова­ния личности- Поясните этот вывод одним из примеров. Ответ: В качестве примера может быть приведен следую­щий: Формирование личности предполагает соотношение со­циально-типического (общего) и творчески индивидуального в человеке. Пренебрежение данным соотношением чревато тяжелыми последствиями. И общество, и человек страдают как от обезличивания, нивелировки, недооценки значения индивидуальности, так и от абсолютизации индивидуальных, неповторимых качеств человека.

Наши рекомендации