Антигосударственные выступления
В XVII в. в России продолжал развиваться феодализм, но уже появились и зачатки промышленного развития – первые мануфакту- ры. Начал складываться всероссийский рынок. Новые явления зарож- дались в недрах старого патриархального порядка, и это своеобразие обстановки наложило свою печать на социально-экономическую жизнь русского народа в это время.
События Смутного времени принесли неисчислимые бедствия Русскому государству. В результате смуты около 50% ранее пахот- ных земель были заброшены, обезлюдели многие деревни, опустели города. Особенно в тяжелом положении находилось сельское хозяй- ство страны, восстановление которого растянулось на три десятиле- тия. Затяжной характер восстановления производительных сил в сельском хозяйстве объяснялся несколькими причинами:
1. Низкое плодородие земель, где размещалась основная масса населения.
2. Неблагоприятные почвенно-климатические условия. Ранние заморозки, как и обильные дожди, вызвавшие намокание посевов, а
также недостаток влаги в период вызревания хлебов привели к недо-
родам, а то и гибели посевов. В такие годы крестьянин не собирал да- же посеянного и не располагал запасами зерна, чтобы засеять пашню в прежних размерах. Требовалось несколько сезонов для восстановле- ния хозяйства, но его вновь могло постигнуть какое-либо бедствие.
3. Рутинная техника земледелия. Пашня обрабатывалась орудия-
ми, оставшимися неизменными в течение столетий: сохой, бороной, серпом, косой, даже плугом. Список возделываемых культур возглав- ляли рожь и овес, в меньших размерах высевались пшеница, ячмень, гречиха, горох, а также технические культуры – лен и конопля.
4. Незаинтересованность крестьянина в увеличении результатов
труда. Светские и духовные феодалы нередко изымали в свою пользу не только излишки, но и необходимый продукт.
Все эти причины приводили к тому, что на протяжении второй половины XVII в., как, впрочем, и в следующем столетии, в крестьян-
ском хозяйстве наблюдалось простое воспроизводство его ресурсов.
Единственным прогрессивным явлением в сельском хозяйстве XVII в.
было вовлечение в оборот новых земель. Во второй половине столетия прослеживалось интенсивное заселение территорий Среднего Повол-
жья и Сибири. Этим самым обеспечивалось увеличение сбора зерна.
Крестьянское, как и помещичье, хозяйство в основном сохраняло натуральный характер; крестьяне довольствовались тем, что произво-
дили сами, а помещики – тем, что им доставляли те же крестьяне в форме натурального оброка: птица, масло, яйца, мясо, а также изделия промыслов: полотно, грубое сукно, деревянная и глиняная посуда и т.д.
Определяющей тенденцией социально-экономического развития
России в XVII в. было дальнейшее укрепление крепостничества. Бег-
ство крестьян в XVII в. приняло грандиозные размеры вследствие тех причин, о которых было сказано ранее. Бежали семьями и целыми
деревнями. Под давлением дворянства правительство продолжало политику ужесточения крепостничества. Наиболее заинтересованны-
ми сторонниками закрепощения были многочисленные служилые
люди, имевшие небольшие земельные участки, которые обрабатыва-
лись одним-тремя десятками крестьянских семей. Несколько по-
иному к закрепощению относились владельцы огромных земельных угодий – бояре, монастыри и церковные иерархи.
Наличие в их хозяйстве большого управленческого аппарата по- зволяло пресекать побеги крестьян. Кроме того, уровень эксплуата- ции в крупных вотчинах, нередко освобожденных от уплаты государ- ственных налогов, был ниже, что позволяло переманивать крепост- ных у родовых дворян. Постепенное увеличение срока сыска беглых завершилось к 1649 г. принятием Уложения, юридически оформив- шего вечное и наследственное прикрепление крестьян к земле и к своему владельцу. Помещики получили право сыскивать своих бег- лых крестьян «без урочных лет» (т.е. бессрочно), а крестьяне были прикреплены к своим владельцам навсегда – с женами, детьми, братьями, племянниками, внучатами. Соборное Уложение коснулось и городского населения: теперь члены посадских общин были при- креплены к посадам. Переход из одной общины в другую запрещался.
Сыском беглых крестьян теперь занималось правительство, от- правляя в уезды воинские команды во главе с сыщиками, возвращав- шими беглецов их владельцам. Тем самым правительство освободило дворянскую мелкоту от необходимости разыскивать беглецов своими средствами и преодолевать сопротивление крупных землевладельцев, в вотчинах которых укрывались беглые крестьяне. Увеличен был размер платы за держание беглого с 10 до 20 рублей.
В XVII в. все сельское население страны делилось на две основ- ные категории – владельческих и государственных (черносошных). К владельческим относились те крестьяне, которые принадлежали помещику, царской семье, патриарху, монастырям и церкви. Вла- дельческие крестьяне должны были тянуть двойное тягло, и помещи- чье и государево. Помещик был ответственным сборщиком казенных податей со своих крестьян.
Положение черносошных крестьян было гораздо более благо- приятным, чем положение владельческих крестьян. Прежде всего они несли только одно тягло – государево, а не двойное тягло как, кресть- яне помещичьи. К тому же они сохраняли свое самоуправление и все свои личные гражданские права. Функции самоуправления у государ- ственных крестьян выполняла община, которая проводила раскладку податей, отвечала за их своевременную уплату, чинила суд и распра- ву, защищала свои земельные права.
К середине XVII столетия появились новые черты в экономиче- ском развитии России. Прежде всего это выразилось в развитии то- варного производства. Центрами торгово-промышленной жизни ста- новятся города. Формируются районы, специализирующиеся на про- изводстве определенных товаров.
В 20–30-е гг. XVII в. в России появляются первые мануфактуры – относительно крупные производства с разделением труда, на которых применялся труд квалифицированных мастеров. Первые мануфакту- ры возникли в металлургии – их создание ускорилось потребностью государства в вооружении, которую не могло полностью удовлетво- рить ремесленное производство. В 1636 г. голландский купец Андрей Виниус в Тульско-Каширском районе пустил завод, на котором отли- вали пушки и ядра. Часть его продукции поступала на внутренний рынок (сковороды, гвозди). В 30-е г. швед Е. Коет основал стеколь- ный завод под Москвой, в значительной мере его продукция шла на нужды царского двора. В Москве действовала текстильная мануфак- тура – Хамовный двор, в Архангельске – канатный завод. Общее ко- личество мануфактур в конце XVII в. едва достигало двух десятков, и выпускали они ничтожную долю продукции.
Решающее значение в обеспечении населения промышленными изделиями принадлежало мелкому товарному производству и торго- вым ярмаркам всероссийского значения: Макарьевской близ Нижнего Новгорода, Свенской под Брянском, Ирбитской на Урале. Крупней-
шим торговым центром была Москва, куда стекались все товары сельскохозяйственного и промышленного производства. Из стран За- падной Европы поступали промышленные изделия, из стран Востока – предметы роскоши. Русский же экспорт состоял в основном из сель- скохозяйственного сырья и полуфабрикатов: пеньки, полотна, пуш- нины, кожи, сала и др.
Антигосударственные выступления. Развитие экономики стра-
ны сопровождалось крупными социальными потрясениями. XVII сто- летие не случайно названо современниками «бунташным веком». Именно в этот период произошел ряд народных восстаний. «Соляной бунт» 1648 г. в Москве явился реакцией на усиление налогового гне- та. Правительство увеличило косвенные налоги, значительно повысив цену на соль, продажа которой являлась государственной монополи- ей. Население было не в состоянии платить высокие цены за соль. Потребление соли сократилось. Казна по-прежнему пустовала, и не- довольство народа этой мерой заставило правительство отказаться от соляного налога.
Так называемый медный бунт произошел в 1662 г. Правительство, нуждавшееся в средствах для продолжения тяжелой войны с Польшей, выпустило медные деньги (а налоги собирали серебряными), положе- ние народа еще больше ухудшилось. Появилось много фальшивых де-
нег. За один серебряный рубль брали двенадцать медных. Служилые люди отказывались брать жалованье медными деньгами. Стрельцы и солдаты разбегались из полков. Все это привело к недовольству в на- родной среде и к новому крупному восстанию в Москве.
Кульминацией народных выступлений в XVII в. стало восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Разина (1670–1671). Движение это зародилось в станицах донского казачества. Донская вольница всегда привлекала беглых крестьян. Здесь они были защище- ны действием неписаного закона «с Дона выдачи нет». На Дону, Ниж- ней Волге и Яике собралось огромное количество беглых, которые об- разовывали шайки, грабя торговые караваны судов. Старые донские ка- заки иногда наказывали «воровских» казаков за разбои. Но в 1667 г. у
«воровских» казаков появился вождь – Стенька Разин. В 1668–1669 гг. он совершил удачный набег на персидское побережье Каспийского мо- ря, а затем обратил свое оружие против московского правительства. Он обещал освободить его от власти бояр, воевод и помещиков. Разин взял Астрахань, Царицын, Саратов, Самару и др. Восставшие избивали всех знатных и богатых, создавали свои органы власти. Мятеж захватил все Среднее и Нижнее Поволжье. Но нестройные толпы восставших не могли долго вести войну против войск царя. В 1670 г. войско Разина было разбито под Симбирском, и к 1671 г. восстание было подавлено. Разин бежал на Дон, но был схвачен и казнен.