Функции права и правовой системы

Напомним, что в предыдущем параграфе сделан вывод о суще­ствовании функций права (правового регулирования), под которыми следует понимать направления воздействия права на общественную жизнь, и функций правовой системы, под которыми надо понимать направления воздействия всех правовых явлений на социальную дей­ствительность.

Как сказано выше, это разграничение приобретает смысл при анализе различий, связанных с особенностями воздействия некоторых правовых явлений на отдельные объекты социальной действительно-

Теория государства и права / Под ред. М.Н.Марченко М., 1996. С. 417.

сти, и может способствовать выявлению специфических функций пра­вовой системы'.

В других же случаях, напротив, такое дробление функций пра­вовой системы скорее способно принести вред. Возьмем общую оцен­ку роли правовой системы и даже правовой надстройки в целом. Оче­видно, что по отношению к обществу как системе правовая надстройка и правовая система выполняют единую функцию, которую можно на­звать общесоциальной или управленческой функцией права, правового регулирования, правовой системы и других частей юридической над­стройки.

Понятие общесоциальной функции отражает взаимосвязь, опре­деляющую порядок включения одной системы (юридической над­стройки) в другую, более общую - общество.

Известную аналогию понятия общесоциальная функция право­вой системы можно провести с понятием общесоциального содержа­ния функций государства, которое предлагается А.Б.Венгеровым. В частности, он отмечает, что на протяжении всей истории государст­венности общесоциальное содержание обеспечивает необходимый порядок, координацию, существование цивилизации, ее спасение, вос­производство2.

Вполне согласуется с признанием наличия у правовой над­стройки и всех ее элементов общесоциальной функции и позиция С.С.Алексеева, который пишет о наличии у права функции воспроиз­водства данной социальной системы, утверждения в жизни общества нормативных начал. Только, видимо, это все-таки функция всей пра­вовой системы или даже юридической надстройки, а не функция толь­ко права как регулятора поведения людей.

Косвенно о необходимости такого подхода свидетельствуют и высказывания самого С.С.Алексеева в другом разделе его новой рабо­ты. Так, он пишет, что при взаимной функциональной зависимости государства и права следует учитывать, что право по мере развития цивилизации, демократии и культуры обогащается и как бы меняется местами с государственной властью, ограничивая и связывая "саму" власть. Его собственные функции призваны обогатить государство глубоким гуманитарным смыслом .

' Впервые автор обратился к этой проблеме еще в 1974 году. В журнале «Пра­воведение» (№5) была опубликована его статья, основные положения которой с соответствующими коррективами приведены здесь без дальнейших ссылок.

2 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.,1998. С. 172-173.

3 Алексеев С. С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 40-41. 22

Такое смыкание функций государства и права прежде всего происходит на уровне общесоциального, глобального подхода. Ибо здесь обе эти части государственно-правовой надстройки выполняют единую по сути общесоциальную функцию, заключающуюся в реше­нии задач сохранения конкретного общества, государства и правовой системы, а через это и человеческой цивилизации в целом.

Реально эту глобальную функцию правовой системы можно охарактеризовать прежде всего при условии конкретизации по тем или иным направлениям.

Так, выше уже говорилось о наличии регулятивной и охрани­тельной функций у права и правовой системы. Объектами, по отноше­нию к которым рассматриваются данные функции, являются общест­венные отношения. Реально эти функции осуществляются всей право­вой системой, хотя ее центральный элемент - система норм - играет решающую роль. Анализировать эти функции следует прежде всего с учетом особенностей действия различных элементов правового регу­лирования на общественные отношения.

Конкретизацией общесоциальной функции права и правовой системы является и деление ее на функции по сферам общественной жизни — на экономические, политические, социальные и идеологиче­ские.

Следует сделать несколько замечаний по поводу последнего термина.

В условиях моноидеологического общества понятие идеологии зачастую использовалось, помимо своего прямого смысла, для обозна­чения всей духовной сферы жизни общества. Именно это значение предполагалось, когда речь шла о задачах в области идеологической работы, хотя при этом имелось в виду и развитие искусства, науки, литературы и т.д. В качестве единой рассматривалась обычно и идей­но-воспитательная работа'.

Такой подход привел к тому, что в работах, посвященных функ­циям права, обычно говорилось о воспитательной, идеологической функции права2. В качестве единой идеологической (воспитательной) рассматривается соответствующая функция и в цитированных работах Т.Н.Радько.

См., напр.: Философский словарь. М., 1963. С. 160.

См.: Третьяков Ф.Ф. Воспитательная роль советского права. Л., 1966; Бер-ченко А.Я. Воспитательная роль советского права. М., 1966; Макаревич Н.С. О содержании воспитательной функции социалистического права / Под ред. М.И.Байтина, В.В.Борисова. Саратов, 1971; и др.

Между тем и в прежних условиях, и, тем более, в нынешних следовало бы четко различать задачи, роль и соответствующие функ­ции, осуществляемые правовой системой в сфере духовной жизни лю­дей, и собственно воспитательную функцию права и правовой систе­мы.

Эта идея - «различения» - была высказана автором этих строк еще в 70-е годы. Тогда же было предложено, правда, с оговорками, назвать эту функцию идеологической функцией права и правового регулирования.

Однако нужно учесть, что на сегодняшний день наряду с преж­ним представлением об идеологии как основной форме духовной жиз­ни общества, своего рода верхнем этаже, существует представление об идеологии как о ложном, извращенном сознании, оторванном от объ­ективных закономерностей, на деле обслуживающем эгоистические интересы отдельных социальных групп. Такой взгляд неизбежно при­водит к выявлению противоречий в самой идеологии (между познава­тельной и ценностной функциями, ограниченностью и направленно­стью на расширение сферы своего влияния и др.)1.

Не ставя себе задачи разобраться в проблеме соотношения идеологии, науки и политики, следует, однако, заметить, что в нынеш­них условиях использовать термин «идеология» для обозначения соот­ветствующей области влияния права и правовой системы было бы не­правильным.

Очевидно, необходимо говорить о функции права и правовой системы в области духовной жизни или в духовной сфере жизни об­щества.

Даже при поверхностном взгляде на эту область очевидно, что значение и содержание данной функции весьма значительно, отнюдь не менее, чем экономической, политической или социальной функций права, столь же объективно присуще любой правовой системе любого общества. Хотя, разумеется, в разных типах общества имеет свои осо­бенности.

Так, в традиционных религиозных, античных правовых систе­мах, да и в значительной мере в средневековых Европе и Азии эта функция была сопряжена с влиянием религии и церкви. В правовых нормах зачастую прямо предписывалось, например, содержание и ор­ганизация образования, условия для деятельности представителей ис-

Похмелкин А.В., Похмелкин В.В. Идеология и уголовная политика. М., 1992. С;9,15. 24

кусства, обязательность и порядок отправления религиозных обрядов и др.1

В современных правовых системах роль права в регулировании духовной сферы жизни общества невозможно преувеличить.

Право используется государством для регулирования процесса организации и обеспечения надлежащего содержания образования, притом на всех уровнях образования - от школьного до послевузов-ского. Принимаются соответствующие нормативные акты, которые устанавливают структуру образовательных учреждений, порядок их создания, лицензирования, аккредитации и аттестации, систему требо­ваний к организации самого образовательного процесса, его принци­пам, систему допуска к образовательной деятельности педагогов, их подготовки, аттестации и т.д.

Наконец, правовые нормы устанавливают перечень специально­стей, по которым ведется профессиональная подготовка, государст­венные стандарты содержания подготовки по всем специальностям, государственный стандарт среднего (общего) образования и многое другое в сфере образования.

Нетрудно заметить, что приведенный перечень основных на­правлений правовой регламентации в сфере образования основан пре­жде всего на российских реалиях. Можно не соглашаться с содержани­ем отдельных, или даже многих, действующих в этой области норм в российском праве, приводить не мало, к сожалению, примеров излиш­ней заорганизованности и даже бюрократических извращений в этой области. Но саму идею правовой регламентации данной стороны жиз­ни общества невозможно подвергнуть сомнению. Она была и есть в любом государстве, при любом общественном и политическом устрой­стве.

Нетрудно также заметить, что хотя область образования, как и Другие, примыкающие к ней, о которых речь ниже, тесно соприкасает­ся с экономикой, взаимосвязана с ней, но отнюдь не сводится к сугубо экономическим аспектам правового регулирования образовательной сферы.

Почти то же самое можно сказать о регулировании правом сфе­ры науки, научных исследований. Немалая часть правовой регламен­тации в этой области может проходить по ведомству экономики. Это

Интересно, что известный историк права и компоративист Р.Давид, исследуя вопрос о возникновении романо-германской и англосаксонской семей право­вых систем, обращает внимание на то, что на становление их оказало влияние развитие духовной культуры. См.: Давид Р. Основные правовые системы со­временности. М.,1967. С. 59.

касается в первую очередь ряда естественных и прикладных наук. Но остаются фундаментальные исследования, исследования в области экологии и большая область гуманитарного знания, которые никак не вписываются в экономические методы.

Кроме того, в этой области необходимо (в той или иной мере это делается в любом государстве) официальное признание результа­тов научных исследований через систему патентов или иным образом, аттестацию научных кадров и научных учреждений и многое другое. Известный исследователь М.П.Ринг, характеризуя роль права по от­ношению к науке, пишет, что предметом регулятивного воздействия права на науку является система экономических и организационных отношений по производству и использованию новых научных и техни­ческих знаний и по управлению их производством и использованием1.

Правовое регулирование осуществляется и в такой важной сфе­ре жизни общества, как культура, искусство. В соответствии с Консти­туцией РФ каждому должна быть гарантирована свобода научного, художественного, технического, литературного и других видов твор­чества, охрана интеллектуальной собственности.

Государственная поддержка развития культуры (литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т.д.) прояв­ляется прежде всего в правовых формах. Принимаются специальные законы, как, например. Основы законодательства РФ о культуре. Они в известной мере обеспечивают справедливое распределение порой весьма скромных государственных средств, воспрепятствуют проявле­нию вкусовщины и субъективизма представителей властных структур. Налоговое и инвестиционное законодательство предоставляет культу­ре известные льготы.

К духовной области относится и такая важная сфера деятельно­сти современного общества и государства, как радио, телевидение, другие средства массовой информации. Конечно, здесь в большей мере используются чисто экономические методы, но и в этой области госу­дарство обеспечивает правовыми нормами условия для развития и со­вершенствования материальной базы.

С другой стороны, государство обязано правовыми средствами защитить общество от посягательств на общественную нравствен­ность, пропаганды через средства массовой информации человеконе­навистнической идеологии и морали.

В связи с этим в данной сфере действует достаточно обширное законодательство, регламентирующее порядок получения лицензии на

' Ринг М.П. Право и руководство наукой // Научно-техническая революция,

управление и право. М., 1975. С. 155.

вещание и распространение информации в иных формах, порядок и условия распространения рекламы и т. д .

Нельзя не отметить, в связи с вышесказанным, что на духовную сферу в жизни современного общества огромное влияние оказывает научно-техническая революция, интеллектуальное развитие всей ци­вилизации.

С одной стороны, от государства требуется всесторонняя под­держка для развития духовной сферы. Здесь нет альтернативы. Без такой поддержки и каждое из современных обществ, да и цивилизация в целом рискуют быть отброшенными назад, даже быть погребенными под грудой проблем, порожденных противоречиями современной тех­ники и технологии.

С другой стороны, изменения в обществе, происходящие в связи с развитием науки, нуждаются в постоянном контроле со стороны об­щества и государства. Это необходимо для ограничения опасности, которая возникает с некоторыми современными научно-техническими достижениями. Имеются в виду в первую очередь ядерная энергетика и другие ядерные технологии, освоение космоса, генетика, медицин­ская биология и некоторые другие.

Такие, например, современные, как освоенные, так и находя­щиеся в стадиях эксперимента, технологии, как трансплантация орга­нов человека, искусственное оплодотворение, вскоре, возможно, и клонирование, изменение пола, эвтаназия не только рождают биологи­ческие или медицинские проблемы, но затрагивают в первую очередь глубокие духовные и нравственные основы существования цивилиза­ции. И без контролирующего и регулирующего, прежде всего с ис­пользованием правовой формы, вмешательства государства в эту об­ласть не обойтись*.

С известной долей приближенности можно сказать, что функ­ция права в духовной сфере жизни общества представляет собой юри­дическое оформление такой функции государства, как функция разви­тия культуры, науки, образования2. Но полного совпадения ни по объ­ему, ни по содержанию быть не может.

Так, уже отмечено, духовный аспект есть и в области (сфере) деятельности государства, которую многие авторы относят к социаль­ной функции3, например, организация обучения безработных новым специальностям. Есть он и в деятельности, которую называют иногда

' Венгеров А.Б. Теория государства и права. С. 177-178. Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 1. С.202.Теория государства и права / Под ред. Н.И.Матузова,А.В.Малько. С. 66.

функцией развития научно-технического прогресса'. Наконец, аспекты духовного и нравственного характера находят свое воплощение в дея­тельности государства, именуемой экологической функцией2.

Оставляя пока в стороне вопрос о возможности выделения у права функции экологического характера, укажем, например, что в любом случае проблемы экологического образования и воспитания, несомненно, тесно связаны с образованием вообще, являются его не­отъемлемой частью. Как, впрочем, и экологическая наука - часть науки вообще и тоже нуждается в государственном регулировании и под­держке.

Даже в таких областях, как экономика и социальнаясфера, естьвесьма сильная духовная и нравственная составляющая.

Все сказанное выше должно убедить, что право, правовое регу­лирование, решая задачи в духовной сфере, решает их в рамках соот­ветствующей функции теми же самыми средствами и механизмами, что и в других областях - экономической, политической, социальной и, возможно, охраны природы, развития научно-технического прогресса и некоторых других.

Разумеется, в каждой из этих областей должна быть своя спе­цифика правового регулирования, определяемая особенностями соот­ветствующего предмета, соответствующих общественных отношений. Но во всех случаях речь идет прежде всего о том, что право и соответ­ствующие правовые средства регулируют и охраняют общественные отношения в указанных сферах.

Говорить отдельно о существовании функций права (правового регулирования) и функций правовой системы (правового воздействия) применительно к указанным областям просто невозможно. И право, и правовая система в целом выполняют экономическую, политическую и социальную функции, также функцию в духовной сфере, таким обра­зом с использованием в совокупности всех элементов механизма пра­вового регулирования решаются задачи и в указанных областях.

Вместе с тем возможно и необходимо разграничивать и само­стоятельно характеризовать функции права и правового регулирова­ния, с одной стороны, и функции правового воздействия - с другой,

' Теория государства и права / Под ред. В.М.Корельского, В.Д.Перевалова.

С.150.

2 Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. С. 33-34.

когда речь идет, в частности, о воспитательном воздействии правовых явлений на правовое сознание личности и общества в целом'.

Впервые, пожалуй, такая функция была названа в работах И.Е.Фарбера2. Однако на сегодняшний день многое из сказанного в те годы нуждается в пересмотре. В частности, стремление увидеть в со­держании любой нормы, любого института их направленность и при­годность для пропаганды и внедрения определенной, в частности ком­мунистической, идеологии. Кроме того, практически отождествлялось, как уже отмечено, регулирование правом общественных отношений в духовной сфере и воспитательное значение права и правовых средств.

Между тем воспитательная функция права и правовой системы -это воспитание правом и иными правовыми средствами, которые уже в силу самого факта своего существования и, в особенности, в процессе реализации правовых предписаний способны оказывать воспитатель­ное влияние на членов общества.

Дозволяя или запрещая то или иное поведение, предоставляя права или возлагая обязанности, право воспитывает граждан в духе правильного понимания и осуществления ими своих прав и обязанно­стей, формирует основы научного восприятия правовых явлений насе­лением государства.

Причем воспитание правом и правовой системой в целом имеет место при реализации не только регулирующей роли права в духовной сфере жизни общества, но и при реализации экономической, полити­ческой, социальной и других функций права и правовой системы.

Таким образом, если сущность функции в духовной сфере жиз­ни общества состоит в регулировании правовыми средствами соответ­ствующих общественных отношений, то сущность воспитательной функции - в воздействии в процессе регулирования правом всех сфер общественнойжизни на сознание личности и общественное сознание.

Именно необходимость анализа воспитательной роли права побудила В.М.Горшенева предложить категорию функции правового регулирования (см.: Горшенев В.М. Указ. соч. С. 36). Однако автор использует ее в несколько ином значении, чем это сделано здесь. Для В.М. Горшенева функция правово­го регулирования связана с воздействием права на общественные отношения, когда воспитание осуществляется в ходе правового регулирования. В целом роль права в воспитании рассматривается им в рамках функций права в широ­ком смысле.

Фарбер И.Е. Воспитательная функция советского права // Государство, право, коммунизм. М., 1962; Его же. О воспитательной функции общенародного пра­ва // Советское государство и право. 1963. № 7.

Объект воспитательной функции — сознание отдельного инди-Biffia и общественное сознание, прежде всего правосознание личности и общественное правосознание. В ходе ее осуществления формирует­ся развивается, укрепляется, разумеется, при влиянии и других факто­ре», правосознание. Члены общества воспитываются в духе передо-вях, гуманистических идей, взглядов, убеждений и ценностей. Если, ра)умеется, сами право и правовая система основаны на соответст­вующих ценностях.

Анализируемая здесь воспитательная функция права и правовой системы, как уже отмечено, не имеет полного аналога в перечне функ-щ|1 государства. Это вполне объяснимо. Ибо если деятельность в сфе­ре науки, образования, культуры и искусства, осуществляемая госу­дарством в рамках функции развития культуры, науки и образования, а таже в рамках других смежных функций, не связана напрямую с соз-на)ием личности или общества в целом, то реализация правовых норм поШмо того эффекта, на который рассчитывал законодатель, всегда вкючает участие в этом процессе правосознания.

Начиная с процесса правосозидания, осознания обществом не-обйдимости внесения изменений в правовую систему, в содержание дейтвующих правовых норм через правотворчество, правоотношения, раяые формы реализации правовых норм и возникающих на их осно-веюнкретных прав и юридических обязанностей право и другие эле-меты правового регулирования и правовой системы в целом постоян-нс;оприкасаются и воздействуют на правосознание отдельных участ-ни№ общественных отношений и общественное правосознание.

Правда, деятельность государства и ряда других политических ингитутов тоже может быть направлена непосредственно на форми-ро№ие политического и правового сознания. Но это осуществляется в ра№ функции содействия развитию культуры, науки, образования, мо>ет входить в содержание специальных комплексных программ, ожэтывающих многие стороны общественной жизни. На статус само­стрельной функции государства такая деятельность, при всей ее ваДОсти и значимости, претендовать вряд ли может.

Правовое воспитание - это сфера деятельности государства, его ор(Нов, отдельных институтов политической системы общества. Вос-пнг^ельная же функция права (правовой системы) - это, как уже от-ме';но, воспитание правом, которое уже в силу самого факта своего сунгствования и реализации способно оказывать воспитательное вл(Ние на сознание и в последующем на поведение людей.

Дозволяя или запрещая те или иные действия, воздействуя ию»и способами, право и другие правовые явления воспитывают

граждан в духе принципов добра, справедливости, разумного, отноше­ния к своему поведению, взвешенной и гуманной оценки поведения других лиц.

Разумеется, воспитательная функция права и правовое воспита­ние взаимосвязаны, взаимодействуют и предполагают существование друг друга. Но это разные явления. Недаром их различали уже в нача­ле исследований функций права'.

Как установлено в ходе анализа, воспитательная функция долж­на быть признана существующей в правовом воздействии (правовой системе) и ее необходимо исследовать по отношению к правосознанию членов общества.

Правовая система, как известно, включает все позитивное пра­во, существующее в государстве, правовые нормы и нормативные ак­ты, процесс их создания и реализации, т.е., по сути, всю юридическую практику, правоотношения, индивидуальные правовые акты, а также наиболее активную часть правосознания, именуемую обычно идеоло­гией2. И каждый из этих элементов имеет прямое отношение к воспи­тательному процессу.

Если функции права, кроме воспитательной, реализуются преж­де всего в процессе правового регулирования, т.е. носителями их яв­ляются правовые нормы, правоотношения, юридические акты и субъ­ективные права и юридические обязанности, то реализация воспита­тельной функции, по существу, начинается еще до создания правовых норм, в процессе правосозидания.

Процесс правосозидания в условиях демократического общест­ва связан с выявлением отношения населения к необходимости тех или иных изменений в действующем законодательстве, к выявлению об­щей (или доминирующей) составляющей народной воли. Естественно, что при этом обогащается правосознание населения, государственных служащих и самих законодателей.

В условиях, когда общество развивается при отсутствии острых социальных конфликтов, когда правовые нормы формируются как ре­зультат социального, политического и экономического компромисса, без потрясений и грубого навязывания воли одних социальных групп или слоев другим, процесс этот может быть вполне эффективным, воспитание идет успешно.

Но даже когда в обществе превалируют конфликтные социаль­ные отношения, бушуют классовые, политические и национальные

Макаревич Н.С. О содержании воспитательной функции социалистического права // Вопросы теории государства и права. Вып. 2. С. 195-196. Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 47.

страсти, столкновения и противоборство, все равно идет процесс вос­питания сознания. Он приводит в конце концов либо к умиротворению в той или иной форме, ибо право обладает потенциалом противовеса возникшим в обществе разрушительным процессам и явлениям. Либо, если этот потенциал оказался в силу каких-либо причин нереализован­ным или недостаточным, «воспитание», естественно, не только право-творчеством, происходит в открытых, в том числе и вооруженных, столкновениях сторонников разных путей развития.

Воспитательное значение правотворчества (правосозидания) очевидно на всех стадиях этого процесса. Так, уже на стадии зарожде­ния самой идеи нового закона, изучения, анализа общественных явле­ний и процессов, выявления потребностей и принципов правовой рег­ламентации того или иного явления или процесса население (все заин­тересованные субъекты) знакомится с возможными вариантами реше­ний, формируется предварительная позиция и отношение к будущему нормативному акту, его планируемым основным идеям.

На стадиях подготовки проекта нормативного акта, его предва­рительного обсуждения, когда приводятся аргументы, рассматривают­ся (оцениваются) предполагаемые плюсы и минусы, экономия и, на­против, расходы на реализацию, анализируются варианты и альтерна­тивные проекты, замечания и оценки экспертных заключений и т.д., процесс воспитания тоже может идти весьма эффективно.

Обсуждение проекта нормативного акта в правотворческом ор­гане также имеет место весьма сильный воспитательный эффект. В анализе текста проекта и всей сопутствующей документации, содер­жащей набор информационно-справочных материалов, участвует большое количество специалистов, экспертов.

Наконец, даже в самом процессе голосования содержится вос­питательный элемент. Известно, например, что при голосовании зако­нопроектов в представительных органах зачастую отслеживается,кто и как из депутатов голосовал, анализируются мотивы их решения, ар­гументация.

Подчеркнем еще раз, что все сказанное о воспитательном значе­нии правотворчества относится в первую очередь, если не исключи­тельно, к правотворчеству в условиях демократического общества, когда существует свобода распространения информации, свобода в деятельности средств печати, радио и телевидения.

Главным условием этого процесса является широкая гласность в деятельности всех субъектов правотворчества на всех его стадиях. Только это может способствовать выработке эффективного законода-

тельства' и, добавим, эффективному воспитанию. Это всегда призна­валось в нашей литературе по правотворчеству. Так, в качестве прин­ципов правотворчества всегда называются демократизм и законность2. А только в условиях демократизма и законности возможно позитивное воспитательное значение правотворческого процесса для населения и непосредственных его участников.

Что же касается специальных исследований воспитательной ро­ли правотворчества, то здесь, к сожалению; имеются только отдель­ные, хотя и весьма серьезные, замечания.

Так, Е.В.Татаринцева пишет, что психологический механизм перевода, освоения информации правового характера субъектом права весьма сложен и очень важен для «переплавки» ее в духовный мир личности и тот конечный для общества результат, который предстает в виде правомерного или противоправного поведения субъекта.

В связи с этим она делает вывод о том, что по мере демократи­зации нашего общества правотворческая деятельность будет приобре­тать все большее воспитательное значение. Эти два явления начнут не только дополнять друг друга, но смогут диалектически воссоединиться в общем воспитательном процессе3.

На связь между правовым воспитанием и обсуждением важ­нейших законопроектов указывает и В.И.Леушин4.

Воспитательная функция собственно правового регулирования проявляется прежде всего при ознакомлении с содержанием правовых норм. Вникая в содержание принятых актов, их преамбул и самих Норм, каждый испытывает на себе влияние тех идей, принципов и по­ложений, которые закладывались законодателем в принятый документ.

Известное значение имеют и содержащиеся порой в норматив­ных актах или специально принимаемые в связи с вступлением в дей­ствие нормативного акта обращения, призывы, в которых дается оцен­ка акта со стороны государства или отдельных его органов, характери-

Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 2. С. 172. Нашиц А. Правотворчество. М., 1974; Правотворчество в СССР. М,. 1974;

Ковачев Д.А. Механизм правотворчества социалистического государства. М., 1977; Дрейшев Б.В. Правотворчество в советском государственном управле­нии. М., 1977; и др.

Татаринцева Е.В. Правовое воспитание (методология и методика). М., 1990. С.125.

Леушин В.И. Правовое воспитание и юридическая деятельность // Проблемы правового воспитания. Свердловск, 1988. С. 57.

зуется обстановка, побудившая законодателя принять тот или иной акт. Иногда такую роль играют послесловия*.

Все это способствует формированию сознательного отношения к праву, мобилизует население и всех субъектов права на неуклонное соблюдение правовых предписаний, способствует повышению уровня правосознания и правовой культуры2.

Воспитательное значение правовых норм может быть рассмот­рено по двум направлениям: воспитательная функция регулятивных норм и соответствующая роль норм охранительных3.

Воспитательное значение регулятивных норм состоит в том, что в них заложены не просто модели должного поведения, но модели, способные к формированию и развитию мотивов поведения, преду­смотренного в норме.

Норма права вызывает в сознании субъекта мотивы в пользу по­ведения, в ней предусмотренного. Установление в юридической норме точно определенных прав и обязанностей, фиксация точных юридиче­ских последствий при наступлении определенных юридических фак­тов создают у граждан, должностных лиц убежденность в разумности и целесообразности правового предписания, его необходимости, сле­довательно, способствуют возникновению развитого правосознания.

Разумеется, результат может иметь противоположный знак, ес­ли речь идет о нормах, которые не отражают потребности обществен­ного развития, фиксируют привилегии узкой группы лиц, закрепляют необоснованные преимущества для определенных субъектов и т.д.

Наличие в праве охранительных норм также имеет большое воспитательное значение, суть которого сводится прежде всего к воз­действию содержащихся в нормах запретов определенного поведения на правосознание членов общества. Запрет, устанавливаемый охрани­тельной правовой нормой, воспитывает у субъектов права отрицатель­ное отношение к правонарушениям, подкрепляет стремление, имею­щееся у большинства членов общества, не совершать нежелательных для общества действий. Этому способствует и угроза применения го­сударственного принуждения за несоблюдение требований правовых норм.

' Пиголкин А.С. Подготовка проектов нормативных актов. М., 1968. С. 115.

2 Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом госу­дарстве. М., 1966. С. 127.

3 На различный характер воспитательной роли права в регулятивной и охрани­тельной функциях указывают Т.Н.Радько (Социальные функции права, с. 140) и Н.С. Макаревич (О содержании воспитательной функции социалистического права, с. 194). 34

Санкции и иные неблагоприятные правовые последствия, со­держащиеся в охранительных нормах, воспитывают у членов общества уважение к правам и обязанностям, являются сдерживающим факто­ром для определенной категории лиц'.

В литературе давно отмечено, что роль запретов, снабженных санкцией, не одинакова для разных субъектов. Значительная часть граждан не способна совершить антисоциальные действия и при от­сутствии мер государственного принуждения,. Но наличие охранитель­ных норм порождает сознание защиты их прав и законных интересов, дает моральное удовлетворение, укрепляет нетерпимость к нарушени­ям правопорядка и в конечном счете способствует вовлечению таких лиц в число активных сторонников борьбы с нарушениями правовых норм2.

Известная часть граждан может быть отнесена к числу-членов общества, для которых охранительные нормы и содержащиеся в них санкции играют роль средства общепревентивного воздействия. Такие лица не совершают правонарушений, так как осознают возможность применения к ним мер государственного принуждения.

Сам процесс реализации функции для них будет уже иным, как и для тех, кто совершает преступления и иные правонарушения, и для кого существование угрозы неблагоприятных последствий оказывает­ся недостаточным3. Воспитание последних реализуется также с ис­пользованием юридических средств, но это уже за рамками воспита­тельной роли запретов, относится к реализации воспитательного по­тенциала следующего звена механизма правового регулирования -реализации права, прежде всего в форме правоприменения.

Своеобразным мостиком, по которому осуществляется переход от воспитательной роли правовых норм к воспитательному значению других элементов правовой системы, являются принципы права. Они, с одной стороны, характеризуют содержание норм права. С другой -

Лейст О.Э. Санкции в советском праве. М., 1962. С.36; Его же. Санкции и ответственность по советскому праву (теоретические проблемы). М., 1981. С. 19. Воспитательное значение запретов, составляющих существо охрани­тельных норм, отмечается во всей современной литературе. Об этом см.:

Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. С. 355.

См. подробнее: Радько Т.Н. Социальные функции права. С. 145. О воспита­тельном значении исполнения обязанностей смотри также: Кожевников С.Н. Правовая активность. Понятие и сущность // Правоведение. 1979.№ 4. С. 33.

Наумов А.В. Юридическая природа воспитательной функции советского уголовного права // Тр. Высшей следств. школы МВД СССР. 1973 Вып. 8. С. 18.

реализуются в процессе правового регулирования. Правовые принци­пы влияют на формирование правосознания граждан и в свою очередь «обогащаются» правосознанием, в соответствии с требованиями кото­рого изменяется законодательство, совершенствуются правовые нор­мы и методы регулирования'.

Процесс реализации права, его воспитательное значение, роль в воспитании субъективных прав и обязанностей, правоотношений, ак­тов реализации прав и обязанностей, юридической практики в целом представляет собой весьма сложную проблему и должен составлять предмет самостоятельного научного анализа.

Наши рекомендации