Функции права и правовой системы
Напомним, что в предыдущем параграфе сделан вывод о существовании функций права (правового регулирования), под которыми следует понимать направления воздействия права на общественную жизнь, и функций правовой системы, под которыми надо понимать направления воздействия всех правовых явлений на социальную действительность.
Как сказано выше, это разграничение приобретает смысл при анализе различий, связанных с особенностями воздействия некоторых правовых явлений на отдельные объекты социальной действительно-
Теория государства и права / Под ред. М.Н.Марченко М., 1996. С. 417.
сти, и может способствовать выявлению специфических функций правовой системы'.
В других же случаях, напротив, такое дробление функций правовой системы скорее способно принести вред. Возьмем общую оценку роли правовой системы и даже правовой надстройки в целом. Очевидно, что по отношению к обществу как системе правовая надстройка и правовая система выполняют единую функцию, которую можно назвать общесоциальной или управленческой функцией права, правового регулирования, правовой системы и других частей юридической надстройки.
Понятие общесоциальной функции отражает взаимосвязь, определяющую порядок включения одной системы (юридической надстройки) в другую, более общую - общество.
Известную аналогию понятия общесоциальная функция правовой системы можно провести с понятием общесоциального содержания функций государства, которое предлагается А.Б.Венгеровым. В частности, он отмечает, что на протяжении всей истории государственности общесоциальное содержание обеспечивает необходимый порядок, координацию, существование цивилизации, ее спасение, воспроизводство2.
Вполне согласуется с признанием наличия у правовой надстройки и всех ее элементов общесоциальной функции и позиция С.С.Алексеева, который пишет о наличии у права функции воспроизводства данной социальной системы, утверждения в жизни общества нормативных начал. Только, видимо, это все-таки функция всей правовой системы или даже юридической надстройки, а не функция только права как регулятора поведения людей.
Косвенно о необходимости такого подхода свидетельствуют и высказывания самого С.С.Алексеева в другом разделе его новой работы. Так, он пишет, что при взаимной функциональной зависимости государства и права следует учитывать, что право по мере развития цивилизации, демократии и культуры обогащается и как бы меняется местами с государственной властью, ограничивая и связывая "саму" власть. Его собственные функции призваны обогатить государство глубоким гуманитарным смыслом .
' Впервые автор обратился к этой проблеме еще в 1974 году. В журнале «Правоведение» (№5) была опубликована его статья, основные положения которой с соответствующими коррективами приведены здесь без дальнейших ссылок.
2 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.,1998. С. 172-173.
3 Алексеев С. С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 40-41. 22
Такое смыкание функций государства и права прежде всего происходит на уровне общесоциального, глобального подхода. Ибо здесь обе эти части государственно-правовой надстройки выполняют единую по сути общесоциальную функцию, заключающуюся в решении задач сохранения конкретного общества, государства и правовой системы, а через это и человеческой цивилизации в целом.
Реально эту глобальную функцию правовой системы можно охарактеризовать прежде всего при условии конкретизации по тем или иным направлениям.
Так, выше уже говорилось о наличии регулятивной и охранительной функций у права и правовой системы. Объектами, по отношению к которым рассматриваются данные функции, являются общественные отношения. Реально эти функции осуществляются всей правовой системой, хотя ее центральный элемент - система норм - играет решающую роль. Анализировать эти функции следует прежде всего с учетом особенностей действия различных элементов правового регулирования на общественные отношения.
Конкретизацией общесоциальной функции права и правовой системы является и деление ее на функции по сферам общественной жизни — на экономические, политические, социальные и идеологические.
Следует сделать несколько замечаний по поводу последнего термина.
В условиях моноидеологического общества понятие идеологии зачастую использовалось, помимо своего прямого смысла, для обозначения всей духовной сферы жизни общества. Именно это значение предполагалось, когда речь шла о задачах в области идеологической работы, хотя при этом имелось в виду и развитие искусства, науки, литературы и т.д. В качестве единой рассматривалась обычно и идейно-воспитательная работа'.
Такой подход привел к тому, что в работах, посвященных функциям права, обычно говорилось о воспитательной, идеологической функции права2. В качестве единой идеологической (воспитательной) рассматривается соответствующая функция и в цитированных работах Т.Н.Радько.
См., напр.: Философский словарь. М., 1963. С. 160.
См.: Третьяков Ф.Ф. Воспитательная роль советского права. Л., 1966; Бер-ченко А.Я. Воспитательная роль советского права. М., 1966; Макаревич Н.С. О содержании воспитательной функции социалистического права / Под ред. М.И.Байтина, В.В.Борисова. Саратов, 1971; и др.
Между тем и в прежних условиях, и, тем более, в нынешних следовало бы четко различать задачи, роль и соответствующие функции, осуществляемые правовой системой в сфере духовной жизни людей, и собственно воспитательную функцию права и правовой системы.
Эта идея - «различения» - была высказана автором этих строк еще в 70-е годы. Тогда же было предложено, правда, с оговорками, назвать эту функцию идеологической функцией права и правового регулирования.
Однако нужно учесть, что на сегодняшний день наряду с прежним представлением об идеологии как основной форме духовной жизни общества, своего рода верхнем этаже, существует представление об идеологии как о ложном, извращенном сознании, оторванном от объективных закономерностей, на деле обслуживающем эгоистические интересы отдельных социальных групп. Такой взгляд неизбежно приводит к выявлению противоречий в самой идеологии (между познавательной и ценностной функциями, ограниченностью и направленностью на расширение сферы своего влияния и др.)1.
Не ставя себе задачи разобраться в проблеме соотношения идеологии, науки и политики, следует, однако, заметить, что в нынешних условиях использовать термин «идеология» для обозначения соответствующей области влияния права и правовой системы было бы неправильным.
Очевидно, необходимо говорить о функции права и правовой системы в области духовной жизни или в духовной сфере жизни общества.
Даже при поверхностном взгляде на эту область очевидно, что значение и содержание данной функции весьма значительно, отнюдь не менее, чем экономической, политической или социальной функций права, столь же объективно присуще любой правовой системе любого общества. Хотя, разумеется, в разных типах общества имеет свои особенности.
Так, в традиционных религиозных, античных правовых системах, да и в значительной мере в средневековых Европе и Азии эта функция была сопряжена с влиянием религии и церкви. В правовых нормах зачастую прямо предписывалось, например, содержание и организация образования, условия для деятельности представителей ис-
Похмелкин А.В., Похмелкин В.В. Идеология и уголовная политика. М., 1992. С;9,15. 24
кусства, обязательность и порядок отправления религиозных обрядов и др.1
В современных правовых системах роль права в регулировании духовной сферы жизни общества невозможно преувеличить.
Право используется государством для регулирования процесса организации и обеспечения надлежащего содержания образования, притом на всех уровнях образования - от школьного до послевузов-ского. Принимаются соответствующие нормативные акты, которые устанавливают структуру образовательных учреждений, порядок их создания, лицензирования, аккредитации и аттестации, систему требований к организации самого образовательного процесса, его принципам, систему допуска к образовательной деятельности педагогов, их подготовки, аттестации и т.д.
Наконец, правовые нормы устанавливают перечень специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка, государственные стандарты содержания подготовки по всем специальностям, государственный стандарт среднего (общего) образования и многое другое в сфере образования.
Нетрудно заметить, что приведенный перечень основных направлений правовой регламентации в сфере образования основан прежде всего на российских реалиях. Можно не соглашаться с содержанием отдельных, или даже многих, действующих в этой области норм в российском праве, приводить не мало, к сожалению, примеров излишней заорганизованности и даже бюрократических извращений в этой области. Но саму идею правовой регламентации данной стороны жизни общества невозможно подвергнуть сомнению. Она была и есть в любом государстве, при любом общественном и политическом устройстве.
Нетрудно также заметить, что хотя область образования, как и Другие, примыкающие к ней, о которых речь ниже, тесно соприкасается с экономикой, взаимосвязана с ней, но отнюдь не сводится к сугубо экономическим аспектам правового регулирования образовательной сферы.
Почти то же самое можно сказать о регулировании правом сферы науки, научных исследований. Немалая часть правовой регламентации в этой области может проходить по ведомству экономики. Это
Интересно, что известный историк права и компоративист Р.Давид, исследуя вопрос о возникновении романо-германской и англосаксонской семей правовых систем, обращает внимание на то, что на становление их оказало влияние развитие духовной культуры. См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М.,1967. С. 59.
касается в первую очередь ряда естественных и прикладных наук. Но остаются фундаментальные исследования, исследования в области экологии и большая область гуманитарного знания, которые никак не вписываются в экономические методы.
Кроме того, в этой области необходимо (в той или иной мере это делается в любом государстве) официальное признание результатов научных исследований через систему патентов или иным образом, аттестацию научных кадров и научных учреждений и многое другое. Известный исследователь М.П.Ринг, характеризуя роль права по отношению к науке, пишет, что предметом регулятивного воздействия права на науку является система экономических и организационных отношений по производству и использованию новых научных и технических знаний и по управлению их производством и использованием1.
Правовое регулирование осуществляется и в такой важной сфере жизни общества, как культура, искусство. В соответствии с Конституцией РФ каждому должна быть гарантирована свобода научного, художественного, технического, литературного и других видов творчества, охрана интеллектуальной собственности.
Государственная поддержка развития культуры (литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т.д.) проявляется прежде всего в правовых формах. Принимаются специальные законы, как, например. Основы законодательства РФ о культуре. Они в известной мере обеспечивают справедливое распределение порой весьма скромных государственных средств, воспрепятствуют проявлению вкусовщины и субъективизма представителей властных структур. Налоговое и инвестиционное законодательство предоставляет культуре известные льготы.
К духовной области относится и такая важная сфера деятельности современного общества и государства, как радио, телевидение, другие средства массовой информации. Конечно, здесь в большей мере используются чисто экономические методы, но и в этой области государство обеспечивает правовыми нормами условия для развития и совершенствования материальной базы.
С другой стороны, государство обязано правовыми средствами защитить общество от посягательств на общественную нравственность, пропаганды через средства массовой информации человеконенавистнической идеологии и морали.
В связи с этим в данной сфере действует достаточно обширное законодательство, регламентирующее порядок получения лицензии на
' Ринг М.П. Право и руководство наукой // Научно-техническая революция,
управление и право. М., 1975. С. 155.
вещание и распространение информации в иных формах, порядок и условия распространения рекламы и т. д .
Нельзя не отметить, в связи с вышесказанным, что на духовную сферу в жизни современного общества огромное влияние оказывает научно-техническая революция, интеллектуальное развитие всей цивилизации.
С одной стороны, от государства требуется всесторонняя поддержка для развития духовной сферы. Здесь нет альтернативы. Без такой поддержки и каждое из современных обществ, да и цивилизация в целом рискуют быть отброшенными назад, даже быть погребенными под грудой проблем, порожденных противоречиями современной техники и технологии.
С другой стороны, изменения в обществе, происходящие в связи с развитием науки, нуждаются в постоянном контроле со стороны общества и государства. Это необходимо для ограничения опасности, которая возникает с некоторыми современными научно-техническими достижениями. Имеются в виду в первую очередь ядерная энергетика и другие ядерные технологии, освоение космоса, генетика, медицинская биология и некоторые другие.
Такие, например, современные, как освоенные, так и находящиеся в стадиях эксперимента, технологии, как трансплантация органов человека, искусственное оплодотворение, вскоре, возможно, и клонирование, изменение пола, эвтаназия не только рождают биологические или медицинские проблемы, но затрагивают в первую очередь глубокие духовные и нравственные основы существования цивилизации. И без контролирующего и регулирующего, прежде всего с использованием правовой формы, вмешательства государства в эту область не обойтись*.
С известной долей приближенности можно сказать, что функция права в духовной сфере жизни общества представляет собой юридическое оформление такой функции государства, как функция развития культуры, науки, образования2. Но полного совпадения ни по объему, ни по содержанию быть не может.
Так, уже отмечено, духовный аспект есть и в области (сфере) деятельности государства, которую многие авторы относят к социальной функции3, например, организация обучения безработных новым специальностям. Есть он и в деятельности, которую называют иногда
' Венгеров А.Б. Теория государства и права. С. 177-178. Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 1. С.202.Теория государства и права / Под ред. Н.И.Матузова,А.В.Малько. С. 66.
функцией развития научно-технического прогресса'. Наконец, аспекты духовного и нравственного характера находят свое воплощение в деятельности государства, именуемой экологической функцией2.
Оставляя пока в стороне вопрос о возможности выделения у права функции экологического характера, укажем, например, что в любом случае проблемы экологического образования и воспитания, несомненно, тесно связаны с образованием вообще, являются его неотъемлемой частью. Как, впрочем, и экологическая наука - часть науки вообще и тоже нуждается в государственном регулировании и поддержке.
Даже в таких областях, как экономика и социальнаясфера, естьвесьма сильная духовная и нравственная составляющая.
Все сказанное выше должно убедить, что право, правовое регулирование, решая задачи в духовной сфере, решает их в рамках соответствующей функции теми же самыми средствами и механизмами, что и в других областях - экономической, политической, социальной и, возможно, охраны природы, развития научно-технического прогресса и некоторых других.
Разумеется, в каждой из этих областей должна быть своя специфика правового регулирования, определяемая особенностями соответствующего предмета, соответствующих общественных отношений. Но во всех случаях речь идет прежде всего о том, что право и соответствующие правовые средства регулируют и охраняют общественные отношения в указанных сферах.
Говорить отдельно о существовании функций права (правового регулирования) и функций правовой системы (правового воздействия) применительно к указанным областям просто невозможно. И право, и правовая система в целом выполняют экономическую, политическую и социальную функции, также функцию в духовной сфере, таким образом с использованием в совокупности всех элементов механизма правового регулирования решаются задачи и в указанных областях.
Вместе с тем возможно и необходимо разграничивать и самостоятельно характеризовать функции права и правового регулирования, с одной стороны, и функции правового воздействия - с другой,
' Теория государства и права / Под ред. В.М.Корельского, В.Д.Перевалова.
С.150.
2 Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. С. 33-34.
когда речь идет, в частности, о воспитательном воздействии правовых явлений на правовое сознание личности и общества в целом'.
Впервые, пожалуй, такая функция была названа в работах И.Е.Фарбера2. Однако на сегодняшний день многое из сказанного в те годы нуждается в пересмотре. В частности, стремление увидеть в содержании любой нормы, любого института их направленность и пригодность для пропаганды и внедрения определенной, в частности коммунистической, идеологии. Кроме того, практически отождествлялось, как уже отмечено, регулирование правом общественных отношений в духовной сфере и воспитательное значение права и правовых средств.
Между тем воспитательная функция права и правовой системы -это воспитание правом и иными правовыми средствами, которые уже в силу самого факта своего существования и, в особенности, в процессе реализации правовых предписаний способны оказывать воспитательное влияние на членов общества.
Дозволяя или запрещая то или иное поведение, предоставляя права или возлагая обязанности, право воспитывает граждан в духе правильного понимания и осуществления ими своих прав и обязанностей, формирует основы научного восприятия правовых явлений населением государства.
Причем воспитание правом и правовой системой в целом имеет место при реализации не только регулирующей роли права в духовной сфере жизни общества, но и при реализации экономической, политической, социальной и других функций права и правовой системы.
Таким образом, если сущность функции в духовной сфере жизни общества состоит в регулировании правовыми средствами соответствующих общественных отношений, то сущность воспитательной функции - в воздействии в процессе регулирования правом всех сфер общественнойжизни на сознание личности и общественное сознание.
Именно необходимость анализа воспитательной роли права побудила В.М.Горшенева предложить категорию функции правового регулирования (см.: Горшенев В.М. Указ. соч. С. 36). Однако автор использует ее в несколько ином значении, чем это сделано здесь. Для В.М. Горшенева функция правового регулирования связана с воздействием права на общественные отношения, когда воспитание осуществляется в ходе правового регулирования. В целом роль права в воспитании рассматривается им в рамках функций права в широком смысле.
Фарбер И.Е. Воспитательная функция советского права // Государство, право, коммунизм. М., 1962; Его же. О воспитательной функции общенародного права // Советское государство и право. 1963. № 7.
Объект воспитательной функции — сознание отдельного инди-Biffia и общественное сознание, прежде всего правосознание личности и общественное правосознание. В ходе ее осуществления формируется развивается, укрепляется, разумеется, при влиянии и других факторе», правосознание. Члены общества воспитываются в духе передо-вях, гуманистических идей, взглядов, убеждений и ценностей. Если, ра)умеется, сами право и правовая система основаны на соответствующих ценностях.
Анализируемая здесь воспитательная функция права и правовой системы, как уже отмечено, не имеет полного аналога в перечне функ-щ|1 государства. Это вполне объяснимо. Ибо если деятельность в сфере науки, образования, культуры и искусства, осуществляемая государством в рамках функции развития культуры, науки и образования, а таже в рамках других смежных функций, не связана напрямую с соз-на)ием личности или общества в целом, то реализация правовых норм поШмо того эффекта, на который рассчитывал законодатель, всегда вкючает участие в этом процессе правосознания.
Начиная с процесса правосозидания, осознания обществом не-обйдимости внесения изменений в правовую систему, в содержание дейтвующих правовых норм через правотворчество, правоотношения, раяые формы реализации правовых норм и возникающих на их осно-веюнкретных прав и юридических обязанностей право и другие эле-меты правового регулирования и правовой системы в целом постоян-нс;оприкасаются и воздействуют на правосознание отдельных участ-ни№ общественных отношений и общественное правосознание.
Правда, деятельность государства и ряда других политических ингитутов тоже может быть направлена непосредственно на форми-ро№ие политического и правового сознания. Но это осуществляется в ра№ функции содействия развитию культуры, науки, образования, мо>ет входить в содержание специальных комплексных программ, ожэтывающих многие стороны общественной жизни. На статус самострельной функции государства такая деятельность, при всей ее ваДОсти и значимости, претендовать вряд ли может.
Правовое воспитание - это сфера деятельности государства, его ор(Нов, отдельных институтов политической системы общества. Вос-пнг^ельная же функция права (правовой системы) - это, как уже от-ме';но, воспитание правом, которое уже в силу самого факта своего сунгствования и реализации способно оказывать воспитательное вл(Ние на сознание и в последующем на поведение людей.
Дозволяя или запрещая те или иные действия, воздействуя ию»и способами, право и другие правовые явления воспитывают
граждан в духе принципов добра, справедливости, разумного, отношения к своему поведению, взвешенной и гуманной оценки поведения других лиц.
Разумеется, воспитательная функция права и правовое воспитание взаимосвязаны, взаимодействуют и предполагают существование друг друга. Но это разные явления. Недаром их различали уже в начале исследований функций права'.
Как установлено в ходе анализа, воспитательная функция должна быть признана существующей в правовом воздействии (правовой системе) и ее необходимо исследовать по отношению к правосознанию членов общества.
Правовая система, как известно, включает все позитивное право, существующее в государстве, правовые нормы и нормативные акты, процесс их создания и реализации, т.е., по сути, всю юридическую практику, правоотношения, индивидуальные правовые акты, а также наиболее активную часть правосознания, именуемую обычно идеологией2. И каждый из этих элементов имеет прямое отношение к воспитательному процессу.
Если функции права, кроме воспитательной, реализуются прежде всего в процессе правового регулирования, т.е. носителями их являются правовые нормы, правоотношения, юридические акты и субъективные права и юридические обязанности, то реализация воспитательной функции, по существу, начинается еще до создания правовых норм, в процессе правосозидания.
Процесс правосозидания в условиях демократического общества связан с выявлением отношения населения к необходимости тех или иных изменений в действующем законодательстве, к выявлению общей (или доминирующей) составляющей народной воли. Естественно, что при этом обогащается правосознание населения, государственных служащих и самих законодателей.
В условиях, когда общество развивается при отсутствии острых социальных конфликтов, когда правовые нормы формируются как результат социального, политического и экономического компромисса, без потрясений и грубого навязывания воли одних социальных групп или слоев другим, процесс этот может быть вполне эффективным, воспитание идет успешно.
Но даже когда в обществе превалируют конфликтные социальные отношения, бушуют классовые, политические и национальные
Макаревич Н.С. О содержании воспитательной функции социалистического права // Вопросы теории государства и права. Вып. 2. С. 195-196. Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 47.
страсти, столкновения и противоборство, все равно идет процесс воспитания сознания. Он приводит в конце концов либо к умиротворению в той или иной форме, ибо право обладает потенциалом противовеса возникшим в обществе разрушительным процессам и явлениям. Либо, если этот потенциал оказался в силу каких-либо причин нереализованным или недостаточным, «воспитание», естественно, не только право-творчеством, происходит в открытых, в том числе и вооруженных, столкновениях сторонников разных путей развития.
Воспитательное значение правотворчества (правосозидания) очевидно на всех стадиях этого процесса. Так, уже на стадии зарождения самой идеи нового закона, изучения, анализа общественных явлений и процессов, выявления потребностей и принципов правовой регламентации того или иного явления или процесса население (все заинтересованные субъекты) знакомится с возможными вариантами решений, формируется предварительная позиция и отношение к будущему нормативному акту, его планируемым основным идеям.
На стадиях подготовки проекта нормативного акта, его предварительного обсуждения, когда приводятся аргументы, рассматриваются (оцениваются) предполагаемые плюсы и минусы, экономия и, напротив, расходы на реализацию, анализируются варианты и альтернативные проекты, замечания и оценки экспертных заключений и т.д., процесс воспитания тоже может идти весьма эффективно.
Обсуждение проекта нормативного акта в правотворческом органе также имеет место весьма сильный воспитательный эффект. В анализе текста проекта и всей сопутствующей документации, содержащей набор информационно-справочных материалов, участвует большое количество специалистов, экспертов.
Наконец, даже в самом процессе голосования содержится воспитательный элемент. Известно, например, что при голосовании законопроектов в представительных органах зачастую отслеживается,кто и как из депутатов голосовал, анализируются мотивы их решения, аргументация.
Подчеркнем еще раз, что все сказанное о воспитательном значении правотворчества относится в первую очередь, если не исключительно, к правотворчеству в условиях демократического общества, когда существует свобода распространения информации, свобода в деятельности средств печати, радио и телевидения.
Главным условием этого процесса является широкая гласность в деятельности всех субъектов правотворчества на всех его стадиях. Только это может способствовать выработке эффективного законода-
тельства' и, добавим, эффективному воспитанию. Это всегда признавалось в нашей литературе по правотворчеству. Так, в качестве принципов правотворчества всегда называются демократизм и законность2. А только в условиях демократизма и законности возможно позитивное воспитательное значение правотворческого процесса для населения и непосредственных его участников.
Что же касается специальных исследований воспитательной роли правотворчества, то здесь, к сожалению; имеются только отдельные, хотя и весьма серьезные, замечания.
Так, Е.В.Татаринцева пишет, что психологический механизм перевода, освоения информации правового характера субъектом права весьма сложен и очень важен для «переплавки» ее в духовный мир личности и тот конечный для общества результат, который предстает в виде правомерного или противоправного поведения субъекта.
В связи с этим она делает вывод о том, что по мере демократизации нашего общества правотворческая деятельность будет приобретать все большее воспитательное значение. Эти два явления начнут не только дополнять друг друга, но смогут диалектически воссоединиться в общем воспитательном процессе3.
На связь между правовым воспитанием и обсуждением важнейших законопроектов указывает и В.И.Леушин4.
Воспитательная функция собственно правового регулирования проявляется прежде всего при ознакомлении с содержанием правовых норм. Вникая в содержание принятых актов, их преамбул и самих Норм, каждый испытывает на себе влияние тех идей, принципов и положений, которые закладывались законодателем в принятый документ.
Известное значение имеют и содержащиеся порой в нормативных актах или специально принимаемые в связи с вступлением в действие нормативного акта обращения, призывы, в которых дается оценка акта со стороны государства или отдельных его органов, характери-
Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 2. С. 172. Нашиц А. Правотворчество. М., 1974; Правотворчество в СССР. М,. 1974;
Ковачев Д.А. Механизм правотворчества социалистического государства. М., 1977; Дрейшев Б.В. Правотворчество в советском государственном управлении. М., 1977; и др.
Татаринцева Е.В. Правовое воспитание (методология и методика). М., 1990. С.125.
Леушин В.И. Правовое воспитание и юридическая деятельность // Проблемы правового воспитания. Свердловск, 1988. С. 57.
зуется обстановка, побудившая законодателя принять тот или иной акт. Иногда такую роль играют послесловия*.
Все это способствует формированию сознательного отношения к праву, мобилизует население и всех субъектов права на неуклонное соблюдение правовых предписаний, способствует повышению уровня правосознания и правовой культуры2.
Воспитательное значение правовых норм может быть рассмотрено по двум направлениям: воспитательная функция регулятивных норм и соответствующая роль норм охранительных3.
Воспитательное значение регулятивных норм состоит в том, что в них заложены не просто модели должного поведения, но модели, способные к формированию и развитию мотивов поведения, предусмотренного в норме.
Норма права вызывает в сознании субъекта мотивы в пользу поведения, в ней предусмотренного. Установление в юридической норме точно определенных прав и обязанностей, фиксация точных юридических последствий при наступлении определенных юридических фактов создают у граждан, должностных лиц убежденность в разумности и целесообразности правового предписания, его необходимости, следовательно, способствуют возникновению развитого правосознания.
Разумеется, результат может иметь противоположный знак, если речь идет о нормах, которые не отражают потребности общественного развития, фиксируют привилегии узкой группы лиц, закрепляют необоснованные преимущества для определенных субъектов и т.д.
Наличие в праве охранительных норм также имеет большое воспитательное значение, суть которого сводится прежде всего к воздействию содержащихся в нормах запретов определенного поведения на правосознание членов общества. Запрет, устанавливаемый охранительной правовой нормой, воспитывает у субъектов права отрицательное отношение к правонарушениям, подкрепляет стремление, имеющееся у большинства членов общества, не совершать нежелательных для общества действий. Этому способствует и угроза применения государственного принуждения за несоблюдение требований правовых норм.
' Пиголкин А.С. Подготовка проектов нормативных актов. М., 1968. С. 115.
2 Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 127.
3 На различный характер воспитательной роли права в регулятивной и охранительной функциях указывают Т.Н.Радько (Социальные функции права, с. 140) и Н.С. Макаревич (О содержании воспитательной функции социалистического права, с. 194). 34
Санкции и иные неблагоприятные правовые последствия, содержащиеся в охранительных нормах, воспитывают у членов общества уважение к правам и обязанностям, являются сдерживающим фактором для определенной категории лиц'.
В литературе давно отмечено, что роль запретов, снабженных санкцией, не одинакова для разных субъектов. Значительная часть граждан не способна совершить антисоциальные действия и при отсутствии мер государственного принуждения,. Но наличие охранительных норм порождает сознание защиты их прав и законных интересов, дает моральное удовлетворение, укрепляет нетерпимость к нарушениям правопорядка и в конечном счете способствует вовлечению таких лиц в число активных сторонников борьбы с нарушениями правовых норм2.
Известная часть граждан может быть отнесена к числу-членов общества, для которых охранительные нормы и содержащиеся в них санкции играют роль средства общепревентивного воздействия. Такие лица не совершают правонарушений, так как осознают возможность применения к ним мер государственного принуждения.
Сам процесс реализации функции для них будет уже иным, как и для тех, кто совершает преступления и иные правонарушения, и для кого существование угрозы неблагоприятных последствий оказывается недостаточным3. Воспитание последних реализуется также с использованием юридических средств, но это уже за рамками воспитательной роли запретов, относится к реализации воспитательного потенциала следующего звена механизма правового регулирования -реализации права, прежде всего в форме правоприменения.
Своеобразным мостиком, по которому осуществляется переход от воспитательной роли правовых норм к воспитательному значению других элементов правовой системы, являются принципы права. Они, с одной стороны, характеризуют содержание норм права. С другой -
Лейст О.Э. Санкции в советском праве. М., 1962. С.36; Его же. Санкции и ответственность по советскому праву (теоретические проблемы). М., 1981. С. 19. Воспитательное значение запретов, составляющих существо охранительных норм, отмечается во всей современной литературе. Об этом см.:
Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. С. 355.
См. подробнее: Радько Т.Н. Социальные функции права. С. 145. О воспитательном значении исполнения обязанностей смотри также: Кожевников С.Н. Правовая активность. Понятие и сущность // Правоведение. 1979.№ 4. С. 33.
Наумов А.В. Юридическая природа воспитательной функции советского уголовного права // Тр. Высшей следств. школы МВД СССР. 1973 Вып. 8. С. 18.
реализуются в процессе правового регулирования. Правовые принципы влияют на формирование правосознания граждан и в свою очередь «обогащаются» правосознанием, в соответствии с требованиями которого изменяется законодательство, совершенствуются правовые нормы и методы регулирования'.
Процесс реализации права, его воспитательное значение, роль в воспитании субъективных прав и обязанностей, правоотношений, актов реализации прав и обязанностей, юридической практики в целом представляет собой весьма сложную проблему и должен составлять предмет самостоятельного научного анализа.