Диссидентское движение в СССР и его роль в истории страны
Противоречивость общественно-политической жизни. Вскоре после смены высшего руководства страны (1964 г.) началось ужесточение идеологического режима, постепенное сведение на нет либеральных начинаний, затухание критики культа личности, прекратилась реабилитация жертв сталинских репрессий.
На повестку дня выдвинулась формула перманентного обострения идеологической борьбы двух систем. Проводились акции устрашения интеллигенции, начало которым положило судебное преследование в 1965-1966 гг. писателей Ю. Даниэля и А. Синявского, опубликовавших свои произведения на Западе. Обществу ясно давали понять, что идеи XX съезда уходят в прошлое. Однако это вызвало ответную реакцию, породив диссидентское движение («движение инакомыслящих»), духовно готовившее общество к более радикальным преобразованиям в будущем. Во второй половине 1960-х годов в стране оформилось правозащитное движение (А. Есин-Вольпин, А. Гинзбург, В. Буковский и др.). К 1966-1967 гг. относятся первые выступления академика А.Д. Сахарова в защиту репрессированных. Правозащитное движение подкреплялось молодежными выступлениями в различных регионах СССР. Тем самым расширялась база «цивилизации».
Кризис в экономике, идеологии шел параллельно с кризисом в духовной сфере. Количественные показатели выглядели здесь внешне благополучно. Быстро повышался уровень образования. Росла доля лиц с высшим и средним образованием, численность научных учреждений. Так, если научных работников в 1970 г. было 928 тыс., то в 1985 г. их насчитывалось уже 1491 тыс. Вместе с тем, образование отставало от требований научно-технического прогресса. В отличие от фундаментальных областей далеко позади науки западных стран находилась отечественная прикладная наука. Более того, СССР стал терять ранее завоеванные позиции, и в том числе в освоении космоса (США осуществили престижный проект высадки на Луне, первыми создали космический корабль многоразового использования). Даже традиционная политика опережающего развития военных отраслей с максимальной концентрацией в них материальных и кадровых ресурсов в новых условиях стала давать сбои, так как эти отрасли все больше зависели от общей ситуации в технологическом уровне народного хозяйства, от эффективности всего экономического механизма.
В конце 1960-х гг. стали подвергаться гонениям ученые, видевшие средства разрешения экономических проблем в переходе к рыночным отношениям. В разные годы гонениям подвергались историки (П. В. Волобуев, К. Н. Тарновский и др.), представители других гуманитарных дисциплин, расходившиеся в своих концепциях с идеологическими установками партийного руководства. Подобные процессы шли и в области культуры. Здесь со второй половины 1960-х гг. резко усилился диктат власти с целью сохранения своего господства. В КГБ было создано Пятое главное управление для борьбы с идеологическими диверсиями. Произошло ужесточение цензуры. Многие талантливые художники слова были лишены возможностей публиковать свои произведения, кинофильмы оставались на полках. Именно на этот период приходится расцвет творчества одаренных писателей и поэтов, бардов -Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого, А.А. Галича, режиссеров - А.Г. Германа, Т. Е. Абуладзе и др. Работы значительного числа деятелей искусства, литературы не вписывались в каноны «социалистического реализма», были по сути оппозиционными режиму и лишь укрепляли «цивилизацию».
Существовавшая политическая система сохранила свою преемственность с властными институтами предшествующих десятилетий. Важнейшими ее аспектами было отрицание принципа разделения властей, парламентаризма, политический монополизм и превращение партийных структур в государственные на всех уровнях управления обществом. Представительные органы во многом имели декоративное значение.
Исполнительные органы подменяли законодательные, плодили бесчисленные инструкции и приказы. Они же фактически командовали и судом. К концу 70-х гг. только в управлении народным хозяйством накопилось до 200 тыс. различных приказов, инструкций, других подзаконных актов, опутавших своими сетями хозяйственных руководителей.
В такой системе именно процессы, происходившие в КПСС, во многом определяли общественное развитие. Отмена в партии норм обновления руководящих кадров создавала благоприятные условия для всевластия и бесконтрольности партноменклатуры в центре и на местах. Поощрялось и утверждалось единомыслие и единогласие. Звания, ордена и прочие внешние почести призваны были восполнить отсутствующий в массах авторитет Л. И. Брежнева и других партийных вождей. По предложению главного идеолога партии секретаря ЦК М. А. Суслова началось искусственное восхваление личности Л.И. Брежнева, который был типичным руководителем административно-бюрократической системы.
КПСС и общество. Партия продолжала наращивать свое влияние в обществе. В 70-е годы практически не осталось предприятий, строек, колхозов и совхозов, учреждений и учебных заведений, в которых не было бы первичных парторганизаций. Число членов партии выросло с 12,4 млн. в 1966 г. до 19 млн. в 1985 г. Идея построения материально-технической базы коммунизма в течение двух десятилетий, уже во второй половине 60-х гг. стала тихо забываться, т. к. слишком велик был разрыв между теорией и социальной практикой. Положения программы партии, принятой при Н. С. Хрущеве, о развернутом строительстве коммунизма даже сусловскими идеологами были признаны как нереальные.
Средством разрешения идеологических трудностей стала концепция «развитого социализма», благодаря которой коммунизм был отодвинут на «неопределенное будущее». В то же время фиксировались достижения на этом пути в настоящем, имевшиеся успехи относительно «незрелого» социализма предшествующих десятилетий. XXIV съезд КПСС (1971 г.) констатировал, что в СССР построено развитое социалистическое общество. XXV съезд КПСС (1976 г.) декларировал, что КПСС стала партией всего народа, оставаясь партией рабочего класса. Это явно противоречило реальным социальным процессам, когда аппарат обрастал все новыми привилегиями, а разрыв в уровне и условиях жизни рабочих и номенклатуры все увеличивался.
Квинтэссенцией теоретических установок брежневского руководства стала принятая в 1977 г. Конституция СССР - Конституция «развитого социализма». В своей 6-ой статье она закрепила монопольное положение КПСС в политической системе, определив партию как руководящую и направляющую силу общества, ядро ее политической системы. Шлифовка идеологии авторитаризма сопровождалась постепенным разложением общества сверху донизу, начиная с утверждения двойной морали, двойных стандартов жизни - официальных и реальных и кончая сращиванием многих представителей партийно-государственной номенклатуры с "теневой" экономикой и преступным миром. Обороты подпольных дельцов в 70-е годы становились миллиардными. Созданный ими подпольный рынок поддерживал разваливавшуюся экономику. Келейность, семейственность, наличие массы «легкоуправляемых» на ключевых постах стали необходимыми компонентами существовавшей системы. О крайне неблагополучном положении дел с общественной моралью говорили факты возникновения на территории СССР неофашистских групп и организаций, в т.ч. в Шуе, Тбилиси, городах Прибалтики. Далека от идеальной была ситуация с межнациональными отношениями, о чем говорили события в Нагорном Карабахе, Северной Осетии, Чечено-Ингушетии, Средней Азии, Прибалтике.
Нарастание кризисных явлений и попытки их преодоления. К 1985 г. в СССР функционировало около 900 различных союзных и республиканских министерств, госкомитетов. Обвально уменьшалось сельское население. С 1967 г. по 1985 г. деревню ежегодно покидало 700 тысяч человек. Усилилась неравномерность экономического развития различных регионов СССР, что вело к углублению межцивилизационных противоречий и росту сепаратистских настроений. Существенно снизились возможности реализации советскими людьми своих поведенческих функций. Так, прирост доходов на душу населения составил: в 1966-70 гг. -5,9 проц.; 1971-75 гг. - 4,4 проц.; 1976-80 гг. - 3,4 проц.; 1981-85 гг. - 2,1 проц. К началу 80-х годов Советский Союз находился лишь на 35-м месте в мире по средней продолжительности жизни и на 77-м - по уровню потребления на душу населения.
Все более иллюзорной становилась и одна из основных задач, провозглашенных идеологией, - обеспечение превосходства в экономическом соревновании с капиталистической системой. Единственная область, в которой был достигнут успех ценой гигантского напряжения сил была военная. В 70-е гг. СССР добился военно-стратегического паритета с США.
Аналогичные процессы происходили и в духовной сфере, которая, как и другие области общественной жизни, оказалась поражена кризисом, углублявшимся на протяжении всех 70-х и начала 80-х гг. Время правления Л.Брежнева вошло в историю как «застойный период».