Правовое положение государства в МЧП
Государство может выступать во внешней сфере в различных категориях отношений.
Во-первых, его партнерами могут быть иностранные ЮЛ и ФЛ.
Во-вторых, его партнерами могут выступать другие властные субъекты, но при этом отношения будут регулироваться нормами МЧП в силу частной направленности таких отношений.
В любом случае, государство действует в таких отношениях, не утрачивая своих суверенных качеств. В связи с этим особое значение приобретает понятие «гос. иммунитета». Фактически иммунитет заключается в освобождении этого государства от власти и юрисдикции другого государства. Изначально понятие гос иммунитета возникло в силу правового обычая зародившегося еще в рамках римского права. В настоящее время основное содержание гос иммунитета базируется на понимании суверенитета, которое представлено в ст. 2 Устава ООН.
Из принципа суверенитета следует, что ни одно государство не может осуществлять в отношении другого государства какие-либо меры принуждения не совместимые с принципом суверенитета. До появлении СССР ни одно государство не сомневалось, что существует суверенитет.
Современное регулирование отношений связанных с гос иммунитетами в основном базируется на основе специального национального законодательства. Практически во всех странах мира приняты специальные законодательные акты о гос иммунитете. Они, как правило, принимаются в рамка – ФЗ.
Виды иммунитетов:
· Иммунитет от действия законодательства иностранного государства – государство, обладая суверенитетом вправе не подчинять свои действия какому-либо закону, кроме собственного. Действия государства в любом случае определяются его внутренним правопорядком и нормами МП, но не законами другого государства. Поэтому в гражданско-правовых отношениях государство подчиняется только собственному законодательству, если оно не согласилось на иное. При заключении с государством частноправовой сделки с участием ФЛ или ЮЛ в случае, если стороны не определили применимое право, то договор будет регулироваться правом государства стороной по договору. Государство может согласиться на применение к договору иного правопорядка, но такое согласие должно быть явно выражено.
· Юрисдикционные иммунитеты – в общем смысле они понимаются как изъятия государства и его органов из-под юрисдикции другого государства. Вследствие такого изъятия без согласия государства к нему нельзя предъявить иск в иностранном суде, нельзя наложить арест на его имущество, нельзя осуществить принудительные меры по исполнению решения суда другого государства.
Т.о. в составе юрисдикционных иммунитетов выделяется иммунитет о предъявлении иска или судебный иммунитет он означает, что заявление иска к государству в иностранном суде возможно только тогда, если государство осуществило ярко выраженное согласие на подчинение юрисдикции иностранного государства. Также входит иммунитет от предварительных действий – суд иностранного государства не вправе применять любые меры по предварительному обеспечению иска. Третья составляющая – иммунитет от принудительного исполнения решения - государство не обязано исполнять решение иностранного суда.
Государство вправе отказаться от всех или одного из видов иммунитетов, но при этом отказ от каждого из видов должен делаться в специальном порядке.
Государства вправе выступать в иностранном суде в качестве истца, в этом случае считается, что государство отказалось от судебного иммунитета, а значит к нему можно предъявлять встречный иск. Такой подход отражен в практике ВАС и Международный Коммерческий АС.
В теории МП выделяются 2 доктрины гос иммунитета:
· Теория абсолютного иммунитета – право каждого государства пользоваться иммунитетом в полном объеме в ходе осуществления любой деятельности. При этом единственное ограничение иммунитета возможно только при условии прямо выраженного согласия государства.
· В 20-е года 20 века в практике была сформулирована концепция ограниченного иммунитета. В соответствии с ней считается, что государство может отказаться от своего иммунитета путем молчаливого отказа. При этом такой отказ может проявиться факте осуществления на территории иностранного государства, которую вправе вести любой частое лицо. Суд каждый раз должен решать вопрос о том, является ли акт государства действием суверена, либо это акт хозяйственной деятельности. В настоящее время, теория ограниченного иммунитета развита в теории функционального иммунитета или теория торгующего государства.
Начиная с 80-х годов 20 века в национальном законодательстве государств наметился отход от абсолютного иммунитета в пользу ограниченного, кроме того теорию ограниченного иммунитета закрепляют некоторые международные договоры: Брюссельская конвенция 1926 г. об унификации некоторых правил относящихся к иммунитету государственных судов; ЕК от 16 мая 1972 года о государственных иммунитетах. В ЕК 1972 г. «О гос. иммунитетах» установлены случаи, когда ссылки на иммунитет не допускаются: трудовые споры, отношения по поводу недвижимости, требования о возмещении ущерба и требования по охране промышленной собственности. В качестве общего принципа закреплена норма о хозяйственной деятельности государства.
РФ в своем законодательстве закрепляет теорию абсолютного иммунитета.