Роль государственной поддержки в развитии инновационной деятельности
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вятская государственная сельскохозяйственная академия
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра Менеджмента
№ зачётной книжки 11018/ЭУ-б
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По (предмет) __Инновационный менеджмент_________
на тему Вопрос №9_
полное наименование темы или номер варианта
Выполнил: студент 5 курса, группы ЭУ-б год приема 2011
специальность (направление) Менеджмент
форма обучения заочная
(заочная (4г.6мес или 5л.6мес); 2-е высшее)
Петрова Евгения Александровна
(фамилия, имя, отчество студента)
Руководитель: Кытманов Аркадий Леонидович
Регистрационный номер: ______________________________
Дата сдачи на проверку: «_____» __________________201__г.
Результат проверки: ______________________________
Киров, 2015 г.
Государственное стимулирование создания и использования высоких технологий (на примере США).
План работы
Введение
Роль государственной поддержки в развитии инновационной деятельности
Формы и методы государственной поддержки инновационной деятельности
Государственная поддержка инновационной деятельности в США
Прямые методы поддержки инновационной деятельности в США
Косвенные методы поддержки инновационной деятельности в США
Заключение
Список литературы
Введение
Высокие технологии являются главной движущей силой технологического прогресса человеческой цивилизации. Их развитие связано с непрерывным поиском новых путей и прорывом в неизведанное. То есть это основное направление инновационной деятельности. Инновационная деятельность характеризуется сложностью и высоким риском. Для инициации инновации бывает недостаточно наличия внутренних стимулов и потенциала. Здесь решающей движущей силой могут стать внешние стимулы и в частности государственная поддержка.
Мировой опыт показывает, что создание благоприятных условий для развития и повышения эффективности научно-инновационной деятельности является приоритетной задачей государственной инновационной политики инновационно развитых стран. Стимулирование научно-инновационной деятельности выступает в качестве механизма реализации стратегических целей государственной инновационной политики.
Ведущее положение в мире по мощи научно-технического потенциала и в создании инновационных технологий занимают США. Опыт этой страны в области государственного регулирования инновационной деятельности значителен. К началу XXI столетия США накопили мощную материальную базу науки, в то время как другие развитые страны еще продолжают ее создавать. Америка также обладает особым преимуществом в области науки и техники: оно не поддается выражению в ценностном измерении, но имеет существенное значение. Речь идет о накопленном опыте организации и управления крупномасштабными проектами и доведении научных результатов до коммерческого применения - освоения рынком. Все это позволяет США обеспечивать высокую эффективность НИОКР и добиваться крупных коммерческих результатов от их практического применения. Рост эффективности и конкурентоспособности американского бизнеса стал возможным не только благодаря освоению достижений НТП, но и в значительной мере благодаря эффективному прикладному использованию достижений науки и техники в самых различных областях, внедрению в практику новейших открытий в области методов управления операциями и персоналом, теории организации, достижений маркетинга и финансового менеджмента.
Целью моей работы является анализ системы государственной поддержки инновационной деятельности в области высоких технологий на примере США.
Задачи контрольной работы:
Изучить теоретические аспекты государственного регулировании инновационной деятельности.
Рассмотреть особенности государственной поддержки инновационной деятельности в США.
Роль государственной поддержки в развитии инновационной деятельности
Под государственной поддержкой инновационной деятельности как экономической категорией, понимается отношения, возникающие по поводу координации экономических процессов, проявляющиеся как совокупность мер, исходящих от государственных органов и направленных на формирование и развитие инновационной деятельности. [2]
Инновационная политика заключается в разработке стратегии инновационного развития, выборе направлений, форм государственной поддержки, направленных на все этапы инновационного процесса, связывая воедино различные направления государственной политики.
Предпосылки активной государственной инновационной политики проявляются по двум направлениям - общественные и финансовые предпосылки.
К общественным предпосылкам относятся:
Экономический и социальный эффект инноваций может проявляться во многих сферах общественной жизни. Только на государственном уровне можно оценить полную эффективность инновационного проекта.
У предприятий существует стремление к стабильному извлечению сверхприбыли за счёт монопольного обладания научно-техническими достижениями. Государственное вмешательство позволяет избежать стремления хозяйственных субъектов вступить в конфликт с интересами общества.
Государственное вмешательство в инновационную сферу позволяет избежать использование НИОКР, осуществляемых предприятиями различных форм собственности.
Имеется необходимость проведения масштабной, сбалансированной инновационной политики во всех отраслях экономики. Узкое вмешательство грозит «перекосом» экономики.
Финансовые предпосылки включают в себя:
Финансирование некоммерческого сектора. Существует научно- исследовательская деятельность, которая не может приносить доход и осуществляться на коммерческой основе. Это осуществление инноваций в нерыночном секторе экономики: фундаментальные исследования, инновационное обновление государственного управления, обороны, правопорядка, экологические проекты. Ни население страны, ни предприниматели не могут в полном объеме взять на себя обновление этого сектора.
Неспособность частных субъектов хозяйственной деятельности аккумулировать достаточные средства для реализации масштабных инноваций. Причиной этого является то, что инновационный процесс становится все более капиталоемким, а НИОКР все более дорогостоящими. Возложить на бизнес всю полноту ответственности за развитие инноваций, которые определяют конкурентоспособность, эффективность и безопасность всей национальной экономики и страны в целом, было бы опрометчиво и опасно.
Инновационная деятельность сопряжена с различными видами рисков. Поэтому предпринимателям требуются значительные внешние стимулы для побуждения осуществления инновационного проекта, которые предоставляет государство через различные методы поддержки.
Растущая стоимость инновационной продукции и услуг делает их недоступными для массового потребителя. Отсутствие внешней поддержки платежеспособного спроса на инновационные товары может существенно замедлить и даже прекратить рост инноваций.
Важную роль играет протекционистская политика, налаженный механизм передачи научно-технических разработок, созданных в государственном секторе, в том числе и военно-промышленном комплексе, частному сектору. Международное научно-техническое сотрудничество, эффективное и взаимовыгодное, возможно только с помощью государства. Обязательна государственная поддержка малых инновационных предприятий, имеющих ограниченные возможности доступа к кредитным ресурсам.[2]
Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:
совершенствования законодательной и нормативной баз регулирования инновационной деятельности;
участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов государства и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;
организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;
создание в установленном законодательством порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования национальных и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов.
Эффективное государственное регулирование является условием формирования национальной инновационной системы. Рассмотрим основные этапы государственного регулирования:
Первым этапом государственного регулирования является разработка инновационной стратегии. В процессе разработки государственной инновационной стратегии необходимо тщательно проанализировать факторы, влияющие на НИС, четко определить цели государства не только на настоящий момент, но и на перспективу. Основным моментом формирования инновационной стратегии является определение приоритетов научно-инновационного развития государства.
Второй и важнейший этап - это направления государственной инновационной политики. Он включает в себя направления:
Стимулирование инновационной активности субъектов инновационной деятельности для роста конкурентоспособности отечественной продукции, включающее создание общих условий для повышения в стране доли инновационно-активных предприятий и улучшение условий их хозяйствования.
Создание инновационной инфраструктуры, призванной обеспечивать различные стороны инновационных процессов в стране. Оно заключается в создании инновационных инфраструктурных сетей, включающих сети организаций занимающихся внедрением новаций, их коммерциализацией, создание сети технополисов и технопарков, формирование правовой основы их функционирования, создание системы «инновационных банков» - организаций, предоставляющим фирмам информацию о существующих новейших технологиях.
На третьем этапе государственного регулирования государство выбирает инструменты инновационной политики, которые являются способами воздействия государства на инновационную среду.
Четвертым этапом государственного регулирования является разработка системы методов поддержки субъектов инновационной деятельности.
Государственная поддержка одновременно является и функцией государства и формой регулирования.[2]