Проблемы Каспийского моря во внешней политике РК. Каспийская нефть, правовой статус Каспия

Каспийское направление внешней политики

Термин "многовекторная дипломатия Казахстана" был впервые использован более 15 лет назад. Он был призван обозначать независимую, неангажированную и свободную в своем выборе внешнюю политику молодого государства. На самом деле за многовекторностью крылось балансирование между различными геополитическими центрами силы, оказывавшими влияние на Казахстан и на Центральную Азию в целом. Каспийское направление было самым сложным, самым "мновекторным" во внешней политике Казахстана. С одной стороны, приходилось испытывать все растущее давление со стороны главного инвестора – США, а также со стороны "братской" Турции, а с другой – вести сложный диалог с ближайшим союзником Россией и другими постсоветскими государствами, в том числе и с таким неоднозначным партнером, как Туркменбаши. К этому надо добавить Иран, который выступал с вполне дельными и на первый взгляд целесообразными предложениями. Нельзя было сказать твердое "да" одной стороне, чтобы не обидеть другую. Нельзя было сказать категорическое "нет", чтобы не пострадали национальные интересы и даже безопасность Казахстана.

В этих условиях казахстанская дипломатия проявила верх изворотливости и искусства балансирования. В течение долгого времени Астана вообще отмалчивалась по поводу трубопровода Баку – Джейхан и использовала это время для интенсификации переговоров по правовому статусу и урегулированию спорных вопросов с главным партнером на Каспийском море – Россией. Параллельно Казахстан выступал с ни к чему не обязывающими заявлениями о приемлемости иранского маршрута, что должно было успокоить Тегеран. В 1998 году Казахстану и России удалось сделать прорыв по проблеме делимитации своих участков Каспийского шельфа, что положило начало реальному процессу раздела моря и его недр. Правда, из игры был выключен Иран, но это стало больше проблемой Азербайджана и Туркменистана, которым Москва и Астана предоставили самим разбираться с Тегераном.

Более того, после достижения соглашения с Россией у Казахстана оказались развязанными руки в отношении проекта "Баку – Джейхан". Казахстанская дипломатия могла теперь относительно свободно высказываться в отношении этого трубопровода. Смысл заявлений, которые делала и продолжает делать до сих пор казахстанская сторона, сводится к следующему: стройте, что хотите; мы готовы гнать свою нефть по любому трубопроводу и даже по всем одновременно, лишь бы находились покупатели и не падали цены на нефть. Наверное, такая позиция не очень нравилась России, но в Москве понимали, особенно после неофициальных заверений, что приоритет все равно остается за КТК и за российским направлением в целом. Трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) в любом случае достанутся остатки нефтяного фонтана.
Для полноты многовекторной картины Казахстану удалось втянуть в каспийскую игру еще двух игроков. Первым был Китай, с которым в 1997 году было подписано семимиллиардное соглашение, сразу же окрещенное "проектом века". Но в лице Пекина Казахстан столкнулся с не менее, если не более искушенным в дипломатической "многовекторной" игре партнером. Это соглашение так и осталось на бумаге, а Китай повел свою игру на нефтяных просторах Сибири. Вторым участником стал Европейский Союз, который удалось запугать тем, что ему, претендующему на новую геополитическую роль в Евразии, грозит опоздание к разделу каспийского пирога и, по сравнению с Америкой и Россией, функционирование на вторых ролях в обширном регионе Кавказа и Центральной Азии. Казахстан заинтересован в привлечении европейских, особенно германских инвестиций и технологий, расширении европейского присутствия как противовеса и гарантии от любого другого диктата.

Правовой статус Каспия

Позиция Республики Казахстан по правовому статусу Каспийского моря заключается в том, чтобы применить к Каспию отдельные положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., касающиеся режимов и ширины различных участков моря.

В целях эффективного обеспечения политических и экономических интересов прибрежных государств Казахстан согласно положениям указанной Конвенции ООН предлагает установить на Каспии территориальное море, рыболовную зону и общее водное пространство.

При этом необходимо определить в этих зонах соответствующие режимы. Внешняя граница территориального моря должна являться государственной границей, в пределах которой прибрежное государство будет обладать всей полнотой суверенных прав. Это позволит приобрести дополнительные гарантии безопасности в контексте обеспечения нерушимости границ и территориальной целостности.

Рыболовство и использование биоресурсов необходимо осуществлять в соответствующих зонах, а также в открытом море на основе согласованных квот вылова и лицензирования промысла.

Рыболовную зону надо выделить в отдельную категорию, согласовав ее ширину и режим с прикаспийскими государствами.

Переговоры по данным вопросам проводятся в рамках Специальной рабочей группы по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских государств (СРГ).

Вопросы правового статуса Каспийского моря согласовываются также на двух- и трехсторонних консультациях.

Кроме того, предметом переговоров являются взаимодействие в освоении биологических и минеральных ресурсов, развитии судоходства, обеспечении безопасности и сохранения экосистемы Каспия.

Проводятся встречи экспертов прикаспийских государств по согласованию отраслевых международных договоров на уровне представителей соответствующих государственных органов Сторон.

4 ноября 2003 г. подписана Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря.

6 июля 1998 г. между Республикой Казахстан и Российской Федерацией были заключены Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование и 13 мая 2002 г. Протокол к данному Соглашению.

29 ноября 2001 г. и 27 февраля 2003 г. заключены Соглашение между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о разграничении дна Каспийского моря между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой и Протокол к нему соответственно.

Также между Казахстаном, Азербайджаном и Россией 14 мая 2003 г. заключено Соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.

В настоящее время проводится работа по разграничению дна Каспийского моря с Туркменистаном.

БИЛЕТ 28.

Наши рекомендации