Духовная жизнь советского общества в 1985-1991 годах
Исторические деятели:М. С. Горбачев; А. Н. Яковлев.
Основные термины и понятия:гласность; демократизация; реабилитация.
План ответа:1) предпосылки перемен в духовной жизни советского общества; 2) политика «гласности»; 3) переоценка исторического прошлого; 4) начало реабилитации; 5) противоречия в развитии художественной кулылуры; 6) рол.ь средств массовой информации в «революции умов»; 7) противоречивый характер духовной жизни страны в годы «перестройки».
Материал к ответу:Процессы «перестройки» коснулись И духовной сферы жизни советского общества. Начала проводиться
политика «гласности». В отличие от свободы слова, она подразумевала разрешение властей говорить ТО, что они хотят слышать. Первый опыт гласности продемонстрировал сам Горбачев после избрания главой партии. В мае 1985 г. он прибыл в Ленинград, где без согласования с Политбюро напрямую общался с населением, впервые откровенно высказывая все то, о чем раньше речь шла лишь в высших кругах руководства. Был снят запрет с критических материалов в печати, на радио и телевидении. Эти меры позволили в короткий срок серьезно расширить социальную базу проводимых реформ. Впервые гласность· коснулась закрытых прежде для критики регионов (Москва, Ленин ГРад, Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, лидеры которых входили в состав Политбюро), ведомств (армии, КГБ, внешней торговли, финансов, военно-промышленного комплекса), тем (экологии, партийного руководства кулылурой и т. п.). На волне «гласности» началось обновление скомпрометированной официальной идеологии. Оно проходило под девизом: «Больше демократии, больше социализма!» Политика «гласностю> С самого начала подвергалась критике со стороны приверженцев старых порядков. для них этот курс означал крушение монополии КПСС на информацию. Однако остановить начавшееся раскрепощение сознания было уже невозможно.
Попытки отойти от эпохи «застоя» не могли не привести к переосмыслению исторического прошлого. На волне подготовки к 70-летию Октября появилась серия публикаций о запрещенных ранее страницах истории революции и гражданской войны, а затем - о сталинских репрессиях 30-х годов. Вновь стали открыто упоминаться имена ближайших соратников Ленина, уничтоженных в ходе внутрипартийной борьбы. Впервые заговорили об алылернативах не только строительства социализма в СССР, но и развития ситуации в 1917 г., о закрытых прежде дЛя обсуждения вопросах истории Великой Отечественной войны и др. В 1987 г. была создана комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. За первые годы работы она пересмотрела все сфальсифицированные при Сталине «дела» высших руководителей страны: Были реабилитированы и восстановлены в партии главные противники Сталина - Н. и. Бухарин, А. и. Рыков, Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев, Г. я. Сокольников, Л. п. Серебряков и др. В 1989 г. реабилитация коснулась более широкого круга людей: были признаны неконституционными действия «rроею> И «особых совещаний» 30-х - начала 50-х ГГ., их внесудебные решения отменены, а осужденные - реабилитированы. Тогда же Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и пр.е-
ступными репрессии против народов, подвергшихся насильственной депортации в годы войны. В 1990 г. были признаны незаконными репрессии против крестьян в период сплошной коллективизации. Население страны с болью узнало о том, что жертвами произвола после 1917 г. стали миллионы ни в чем не повинных людей. Исторические публикации были самыми популярными в средствах массовой информации.
«Гласность» привела к снятию запрета на многие художественные произведения, созданные в прежние годы. Вернулись из вынужденной (<эмиграции» труды вьщающихся русских философов, историков, социологов. Крупнейшим событием в литературной и общественной жизни страны стала публикация в журнале «Новый мир» многотомного труда А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» о .репрессивноЙ системе в Советской России. Впервые увидели свет в нашей стране многие известные работы зарубежных авторов. Разнообразной и интересной стала художественная жизнь. Зрители получили возможность увидеть новые направления современного изобразительного искусства. Ведущие театры страны ставили пьесы М. Ф. Шатрова «Брестский мир», «Дальше ... Дальше ... Дальше ... », по-новому трактовавшие события революции и гражданской войны, показывавшие драматические судьбы В. И. Ленина и других крупных деятелей большевистской партии. В музыкальном искусстве наметился повышенный интерес к церковной музыке, произведе- . ниям зарубежных и эмигрантских авторов. Все это вело к обогащению кулылурных традиций советской эпохи.
«Перестройка» изменила роль средств массовой информации в жизни общества. Утратила свою роль всесильная прежде цензура (Главлит). Отдел пропаганды ЦКбольше не мог распоряжаться печатью литературных или иных произведений. Раскрепощенная пресса вызывала у людей растущий интерес. Увеличились тиражи газет и журналов (подписка на 1987 г. показала рост числа подписчиков на «Комсомольскую правду» на 3 млн. человек, «Советской Россию> - на 1 млн.). Наибольший интерес представляли «беспартийные» издания «Московские новостю> И «Огонею>, также увеличившие свои тиражи в несколько раз. Большую роль в развитии «гласности» сыграло телевидение.
По мере развития «гласности» крепла и консервативная оппозиция этому курсу. В марте 1988 г. в газете «Советская Россия» было напечатано большое письмо преподавательницы химии из Ленинграда Н. Андреевой «Не могу поступаться принципами». В нем открыто осуждалось «заимствование у Запада» антисоциалистической по сути политики «гласности» И перестройки,
которая, по мнению автора, сводилась к фальсификации «истории социалистического строительства», открытой ревизии марксизма-ленинизма в его сталинской редакции. Андреева призывала зашитить Сталина и сталинизм. Позицию Н. Андреевой активно поддержали консервативные представители руководства партии. На местах это восприняли как начало возврата к прежней партийной линии. Лишь через месяц «Правда» опубликовала «ответную» редакционную статью, в которой содержалась открытая и довольно резкая критика сталинизма, а его зашитники назьmались «противниками перестроЙ1<И». После этой статьи на страницах печати еще активнее развернулась критика тоталитарной системы, возобновились дискуссии О путях развития советского общества.
Однако само общество во многом оказалось не готово к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обнародование ранее умалчивавшихся или скрьmавшихся фактов вызвало растерянность и душевный надлом даже у представителей более подготовленной к переменам интеллигенции. «Гласность», способствуя резкому столкновению различных точек зрения, интересов, часто вела к сведению личных счетов под флагом «борьбы за истину,). Для многих она обернулась большой душевной, а порой и личной драмой. «Гласность» показала людям западный мир с его гуманистическими ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. для многих это было равнозначно открытию окна в мир, но одновременно способствовало формированию у значительной части населения впечатления беспросветности их собственного существования, обреченности, уверенности в том, что жизнь прожита не так. Тем не менее именно на основе политики «гласности» В стране к началу 90-х гг. начала формироваться свобода слова, а средства массовой информации на деле стали превращаться в «четвертую власть».
Таким образом, главным достижением в духовной сфере в годы «перестройкю) стало зарождение свободы слова и независимых средств массовой информации.