Духовная жизнь советского общества в 1985-1991 годах

Исторические деятели:М. С. Горбачев; А. Н. Яковлев.

Основные термины и понятия:гласность; демократизация; реаби­литация.

План ответа:1) предпосылки перемен в духовной жизни совет­ского общества; 2) политика «гласности»; 3) переоценка исто­рического прошлого; 4) начало реабилитации; 5) противоре­чия в развитии художественной кулылуры; 6) рол.ь средств массовой информации в «революции умов»; 7) противоречи­вый характер духовной жизни страны в годы «перестройки».

Материал к ответу:Процессы «перестройки» коснулись И духов­ной сферы жизни советского общества. Начала проводиться

политика «гласности». В отличие от свободы слова, она подра­зумевала разрешение властей говорить ТО, что они хотят слы­шать. Первый опыт гласности продемонстрировал сам Горбачев после избрания главой партии. В мае 1985 г. он прибыл в Ле­нинград, где без согласования с Политбюро напрямую общал­ся с населением, впервые откровенно высказывая все то, о чем раньше речь шла лишь в высших кругах руководства. Был снят запрет с критических материалов в печати, на радио и телеви­дении. Эти меры позволили в короткий срок серьезно расши­рить социальную базу проводимых реформ. Впервые гласность· коснулась закрытых прежде для критики регионов (Москва, Ле­нин ГРад, Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, лиде­ры которых входили в состав Политбюро), ведомств (армии, КГБ, внешней торговли, финансов, военно-промышленного комплекса), тем (экологии, партийного руководства кулылурой и т. п.). На волне «гласности» началось обновление скомпроме­тированной официальной идеологии. Оно проходило под деви­зом: «Больше демократии, больше социализма!» Политика «глас­ностю> С самого начала подвергалась критике со стороны приверженцев старых порядков. для них этот курс означал кру­шение монополии КПСС на информацию. Однако остановить начавшееся раскрепощение сознания было уже невозможно.

Попытки отойти от эпохи «застоя» не могли не привести к переосмыслению исторического прошлого. На волне подго­товки к 70-летию Октября появилась серия публикаций о за­прещенных ранее страницах истории революции и граждан­ской войны, а затем - о сталинских репрессиях 30-х годов. Вновь стали открыто упоминаться имена ближайших соратни­ков Ленина, уничтоженных в ходе внутрипартийной борьбы. Впервые заговорили об алылернативах не только строительст­ва социализма в СССР, но и развития ситуации в 1917 г., о за­крытых прежде дЛя обсуждения вопросах истории Великой Отечественной войны и др. В 1987 г. была создана комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. За первые годы работы она пересмотрела все сфальсифициро­ванные при Сталине «дела» высших руководителей страны: Были реабилитированы и восстановлены в партии главные противники Сталина - Н. и. Бухарин, А. и. Рыков, Л. Б. Каменев, Г. Е. Зино­вьев, Г. я. Сокольников, Л. п. Серебряков и др. В 1989 г. реаби­литация коснулась более широкого круга людей: были признаны неконституционными действия «rроею> И «особых совещаний» 30-х - начала 50-х ГГ., их внесудебные решения отменены, а осужденные - реабилитированы. Тогда же Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и пр.е-

ступными репрессии против народов, подвергшихся насильст­венной депортации в годы войны. В 1990 г. были признаны незаконными репрессии против крестьян в период сплошной коллективизации. Население страны с болью узнало о том, что жертвами произвола после 1917 г. стали миллионы ни в чем не повинных людей. Исторические публикации были самыми популярными в средствах массовой информации.

«Гласность» привела к снятию запрета на многие художест­венные произведения, созданные в прежние годы. Вернулись из вынужденной (<эмиграции» труды вьщающихся русских филосо­фов, историков, социологов. Крупнейшим событием в лите­ратурной и общественной жизни страны стала публикация в журнале «Новый мир» многотомного труда А. И. Солженицы­на «Архипелаг ГУЛАГ» о .репрессивноЙ системе в Советской России. Впервые увидели свет в нашей стране многие извест­ные работы зарубежных авторов. Разнообразной и интересной стала художественная жизнь. Зрители получили возможность увидеть новые направления современного изобразительного ис­кусства. Ведущие театры страны ставили пьесы М. Ф. Шатрова «Брестский мир», «Дальше ... Дальше ... Дальше ... », по-новому трактовавшие события революции и гражданской войны, пока­зывавшие драматические судьбы В. И. Ленина и других крупных деятелей большевистской партии. В музыкальном искусстве на­метился повышенный интерес к церковной музыке, произведе- . ниям зарубежных и эмигрантских авторов. Все это вело к обо­гащению кулылурных традиций советской эпохи.

«Перестройка» изменила роль средств массовой информа­ции в жизни общества. Утратила свою роль всесильная преж­де цензура (Главлит). Отдел пропаганды ЦКбольше не мог рас­поряжаться печатью литературных или иных произведений. Раскрепощенная пресса вызывала у людей растущий интерес. Увеличились тиражи газет и журналов (подписка на 1987 г. показала рост числа подписчиков на «Комсомольскую правду» на 3 млн. человек, «Советской Россию> - на 1 млн.). Наи­больший интерес представляли «беспартийные» издания ­«Московские новостю> И «Огонею>, также увеличившие свои тиражи в несколько раз. Большую роль в развитии «гласнос­ти» сыграло телевидение.

По мере развития «гласности» крепла и консервативная оп­позиция этому курсу. В марте 1988 г. в газете «Советская Россия» было напечатано большое письмо преподавательницы химии из Ленинграда Н. Андреевой «Не могу поступаться принципами». В нем открыто осуждалось «заимствование у Запада» антисо­циалистической по сути политики «гласности» И перестройки,

которая, по мнению автора, сводилась к фальсификации «ис­тории социалистического строительства», открытой ревизии марксизма-ленинизма в его сталинской редакции. Андреева призывала зашитить Сталина и сталинизм. Позицию Н. Андре­евой активно поддержали консервативные представители руко­водства партии. На местах это восприняли как начало возвра­та к прежней партийной линии. Лишь через месяц «Правда» опубликовала «ответную» редакционную статью, в которой со­держалась открытая и довольно резкая критика сталинизма, а его зашитники назьmались «противниками перестроЙ1<И». После этой статьи на страницах печати еще активнее развер­нулась критика тоталитарной системы, возобновились дискус­сии О путях развития советского общества.

Однако само общество во многом оказалось не готово к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обна­родование ранее умалчивавшихся или скрьmавшихся фактов вызвало растерянность и душевный надлом даже у представите­лей более подготовленной к переменам интеллигенции. «Глас­ность», способствуя резкому столкновению различных точек зрения, интересов, часто вела к сведению личных счетов под флагом «борьбы за истину,). Для многих она обернулась боль­шой душевной, а порой и личной драмой. «Гласность» показа­ла людям западный мир с его гуманистическими ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. для многих это было равнозначно открытию окна в мир, но одновременно способствовало формированию у значитель­ной части населения впечатления беспросветности их собст­венного существования, обреченности, уверенности в том, что жизнь прожита не так. Тем не менее именно на основе поли­тики «гласности» В стране к началу 90-х гг. начала формиро­ваться свобода слова, а средства массовой информации на де­ле стали превращаться в «четвертую власть».

Таким образом, главным достижением в духовной сфере в годы «перестройкю) стало зарождение свободы слова и неза­висимых средств массовой информации.

Наши рекомендации