От каких производящих основ образованы слова: невежественный, негодный, недружелюбный, немощный, ненавистный, ненастный, непоседливый, непослушный (Грехова 2003)?
№ 74.
Сколько словообразовательных типов представлено в словах: бездорожный, бездорожье, безнравственный, безоблачный, безрадостный, беспечный, бесславный, неутешный (Грехова 2003)?
№ 75.
Образуйте глаголы от следующих основ. Укажите модели, по которым они образованы:
Hospital, domestic, strength, saint, regular, sympathy, peace, thick, captive, active, false, solid (Современный английский язык 1997)..
№ 76.
В чем различие (с точки зрения продуктивности) между суффиксами -ист и -ок в словах: активист, очеркист, связист; едок, стрелок, ходок? Воспользуйтесь обратным словарём русского языка (Грехова 2003).
№ 77.
Под буквенной нумерацией даны телескопизмы, найдите их значения, пронумерованные цифрами, и определите, какие слова были использованы для их создания:
а) keytainer;
b) shamateur;
c) medicare;
d) guestimate in;
e) botel;
f) travellator;
g) squireshop;
h) daymare;
i) automania;
j) beautility;
k) opinionaire;
L) seavacuation
1. evacuation by sea;
2. a bisshop who is also a squire;
3. a small case for carrying keys;
4. distress while awake like that experienced nightmare;
5. (in sport) a player who is classed as an amateur, while often making money like a professional;
6. a questionnaire designed to elicit views on matters of opinion;
7. hotel for boat-travelers or a hotel on a boat;
8. the name for the U.S. government's scheme for the public financing of medical costs;
9. the combined qualities of beauty and utility;
A moving pavement
11. mania caused by automobiles;
An estimate based on conjecture.
№ 78.
Дан ряд русских существительных: гостиная, столовая, кладовая, прихожая, ванная, учительская, приёмная, котельная, гримёрная, парная. Что обозначают эти слова? Каким способом они образованы? Продуктивен ли данный словообразовательный тип (Норман 2008)?
№ 79.
Какое из следующих русских слов выпадает по своему словообразовательному значению из общего ряда: подлокотник, подфарник, подвох, подкаблучник, подусники, подснежник, подшлемник, подворотничок (Норман 2008).
№ 80.
Каким способом образованы следующие французские слова: beaux-arts ('изобразительное искусство'), pied-bot ('косолапый'), pied-plat ('дрянь, хам'), après-guerre ('послевоенные годы'), après-shampoing ('ополаскиватель'), hors-concours ('внеконкурсная программа'), hors-la-loi ('то, что вне закона').
№ 81.
Какие грамматические значения выражены в следующих словах и какими средствами:
Стол-стола-столу; кот-коты; избегал-избежал; выходил-выхаживал; белый-белее-белейший; синий - синий-синий; хорошо-лучше; иглы-иглы; иду-шел; окна-окна; говорю-говоришь-говорит; прилежнейший - самый прилежный; напишу – буду писать;man-men; sing-sang; good-better-best; easy-easier-easiest; write-writes; spoke-had spoken; boy-boy’s, I – me; go-went; speaks-is speaking; girl-girls (Сажинова 2005).
№ 82.
Разделите данные ниже словоформы на синтетические и аналитические. Какие грамматические значения в них выражены?
Будем читать, моего, было написано, трех, прочитает, настоящий, (на) столе, (о) бабушке, (к) бабушке, манто, везу, дал бы, пошел, ушедший, наилучший, самый высокий, люди, бросайте, ниже всех, более четкий, говорящим, простейшее, белый-белый; came, boys, is going, more, useful, women, mice, had seen, will enter, dog’s had, has writer, was found, went, shall, bring, shorter, peoples, has been done, runs, was crying, am, better.
№ 83.
Сравните русские словоформы два часа, три шара, четыре шага и половина часа, поверхность шара, длина шага. Чем вызван перенос ударения в форме родительного падежа существительных? Какие грамматические значения выражаются таким образом (Норман 2008)?
№ 84.
Какие грамматические категории выражены при помощи окончаний и как это выявляется в словах: говоришь, жалел, запер, снимают, шептала (Грехова 2003)?
№ 85.
Как группируются данные пары слов по сходству средств, использованных для различения выражаемых ими грамматических категорий?
Книга — книгу, я — меня, насы´пать — насыпáть, ляг — лёг, читаю — буду читать, говоришь — говорит, напишу — напишем, даём — дадим, добрый — добрейший, пилы´ — пúлы, tendo — tetendi (лат. ‘натягиваю — натянул’), плохо — хуже, тёплый — самый тёплый, иду — шёл, лéса — лесá, ходил — ходила, прибегать — прибежать, малый — меньший, светло — светлее, везу — вёз, обрéзать — обрезáть, чёрный — чёрная, сидит — сидел, тёмный — более тёмный (Грехова 2003).
№ 86.
Переведите на изучаемый язык нижеследующие предложения. Сопоставьте способы выражения временных отношений в обоих языках.
Этот мальчик хорошо читает. 2. В данную минуту он читает записку. 3. Он читает эту книгу целый месяц. 4. Я читал ваше письмо. 5. Когда я вошел, он читал какую-то книгу. 6. Он уже прочитал письмо. 7. Когда-то он читывал эти книги. 8. Мальчик прочитал рассказ и побежал гулять. 9. Он будет читать эту книгу. 10. К концу недели он прочитает книгу.
№ 87.
Расклассифицируйте приведённые ниже словоформы по частям речи: Англ. яз: sheepish, tended, book, greedy, but, a butt, diggles, oh, sheepishly; франц. яз.: je, péniblement, parlait, belle, admirable, beaucoup, danser; русск. яз.: домой, сидя, красивейший, страна, но, мы, пять, пятый.
№ 88.
Определите, есть ли определённые расхождения между синтаксическим и морфологическим временами в следующих предложениях-высказываниях: (Учитель ученику повелительно) Вышел и дверь закрыл с той стороны!; Я раз приду - его нет, второй раз приду - его нет! Ну сколько уже ходить-то можно?!; Желаю, чтобы всё у вас было хорошо и дальше!; А что было потом? Потом они нашли клад, купили на эти деньги корову и стали жить в Простоквашино; И вот вчера еду в автобусе и вижу....; Через два месяца еду в Китай на стажировку, сына беру с собой.
№ 89.
В нижеследующих предложениях распределите все слова по частям речи. Укажите, какие признаки совпадают, какие не совпадают в тождественных частях речи в русском и изучаемом языке. Имеются ли несовпадающие части речи в сопоставляемых языках?