Тема 22. Правовая жизнь и правовая политика
Правовая жизнь как форма социальной жизни наиболее исчерпывающе характеризует юридическое бытие общества и включает в себя наряду с системными элементами, и неупорядоченные процессы, а также просто случайные факторы. «Правовая жизнь содержит комплекс всех юридических явлений, включающих как позитивные, так и негативные составляющие. К первым относятся само право (отражающее права человека, идеи справедливости, гуманизма, свободы и т.п.); правовая система в целом; механизм правового регулирования; законные правовые акты (правомерные действия, их результаты, юридические документы); юридические поступки (как разновидность правомерного действия – юридического факта) и события как юридический факт и т.д.; ко вторым – в основном негативные, противоправные явления (преступления и иные правонарушения; их субъекты и криминальные структуры; коррупция; злоупотребления, незаконные правовые акты, деформации правосознания, выражающиеся в правовом нигилизме, идеализме, популизме; ошибки в праве и иные препятствующие положительной юридической деятельности факторы)»[64].
Теневая правовая жизнь слабо исследована теоретиками права. Значительно лучше изучены теневые явления в обществе экономистами и социологами. Тем не менее, очевидно, что проявления теневой (неофициальной) жизни существует практически во всех обществах – даже в сильно авторитарных. Достаточно вспомнить, как в Китае постепенно размывалась знаменитая система надельных полей, что вело к ослаблению государства. В США в XIX в. проявления виджилантизма (т.е. самосуда толпы в условиях слабой местной власти в отдаленных западных и зараженных расизмом южных штатах) также подрывали авторитет государства, но это было временное явление, и в ХХ в. федеральные, региональные и местные органы власти нарастили свой властный ресурс[65]. Таким образом, теневая правовая жизнь может иметь различные формы и различные последствия. Главное не следует закрывать глаза и постоянно помнить об этом явлении.
Инструментом упорядочения правовой жизни выступает правовая политика,как научно-обоснованная, системная и последовательная деятельность соответствующих государственных и негосударственных структур по создания эффективного механизма правового регулирования. Основные субъекты правовой политики в Российской Федерации – общефедеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления и т.п. Правовая политика является одной из разновидностей политики и предоставляет должный правовой инструментарий для осуществления иных направлений политики – экономической, социальной, внешней и т.д. Непродуманная и слабая правовая политика, сопряженная с несовершенной и пробельной юридической базой, с недолжным правоприменением, ведет к сбоям и в осуществлении государственной политики в целом.
Кроме того, появление правовой политики – это реакция государства на заметное увеличение потоков юридической информации, которая далеко не всегда выступает внутренне согласованной. Актуализации правовой политики способствует и усиление роли права в жизнедеятельности общества, расширение договорных начал правового регулирования. Наконец, криминализация общества (в том числе рост организованной преступности и коррупции) подвигает государство к тому, чтобы гибко и тщательно конструировать адекватную правовую политику.
Правовая политика весьма разнообразна по своей природе, по своей форме она является: 1) правотворческой, 2) правоприменительной, 3) интерпретационной, 4) доктринальной, 5) правообучающей и т.д. В зависимости от предмета правового регулирования (от отраслей права) она может быть конституционной, гражданской, уголовной, финансовой и т.п.
Правовая политика должна учитывать характер проблемной ситуации, которая требует компетентного решения. Это может быть устранение последствий неэффективности правовой системы; решение текущих задач законотворческой и правоприменительной практики; прогнозирование возможных изменений в экономической, социально-политической и иных сферах общественной жизни, которые способны оказать существенное влияние на правовую систему; планирование правовых решений, направленных на усовершенствование правовой системы и др[66].
В зависимости от срочности решения проблемы и динамики ее развития, а также ее масштабности и актуальности, может быть подобран различный набор методов и процедур. Он может включать в себя правовой мониторинг (т.е. постоянное отслеживание законодательства на предмет его проблемности и противоречивости); социально-правовой мониторинг (мониторинг права совмещается с мониторингом общественного мнения); разовая экспертиза конкретных законов и законопроектов; эксперимент(например, принятие экспериментального акта ограниченного во времени и пространстве); социально-правовое прогнозирование; структурный анализ правосознания и правовой культуры; измерение эффективности правового воспитанияи т.д.
У российской правовой политики – широкий фронт работы. «В частности, до сих пор страдает незавершенностью система правовых актов об органах исполнительной власти, судебной системе, государственной службе, государственных предприятиях, интеллектуальной собственности, малом и среднем бизнесе, информации, нормативных правовых актах, экологической безопасности, минимальных государственных социальных стандартах, целевых и функционально-юридических режимах (пограничном, военном, таможенном, режиме использования энергоресурсов и др.). Нуждается в дальнейшем совершенствовании земельное, градостроительное и экологическое законодательство»[67].
Неэффективное антимонопольное законодательство – в условиях «застойного монополизма», имеющего давние корни, оно нуждается в ужесточении и следовании американской, а не европейской модели. Положительные последствия мог бы иметь образцовое антимонопольное дело по аналогии судебным процессом против нефтяной монополии Рокфеллера в 1911 г., закончившееся её раздроблением на множество частей. Корректировка необходима и в корпоративном праве – в направлении большей прозрачности компаний и ответственности менеджмента в свете тех скандалов (дела «Энрон» и «Пармелат»), которые в начале столетия разразились в американском и европейском бизнесе[68].
В целом российское законодательство отличает высокая нестабильность, что подрывает авторитет права и затрудняет его применение. Например, только Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с момента принятия изменился 19 раз. «Хаотичность в формировании массива правовых актов приводит к неравномерности развития отраслей и институтов российского законодательства. В результате, с одной стороны, внутри некоторых отраслей права сформировались регулятивные вакуумы, с другой – в ряде отраслей наблюдается чрезмерная «зарегулированность», дробление правовых актов и норм, регулирующих отдельные виды отношений»[69].
Для федеративного государства актуальным является развитие региональной правовой политики. «Будучи более приближенными к правоприменительной деятельности, законодатели субъектов Российской Федерации намного быстрее реагируют на практические потребности общества в регулировании тех или иных отношений. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют возможность более целенаправленно и оперативно использовать различные формы участия населения в государственном управлении (негосударственные общественные организации, общественное обсуждение проектов региональных правовых актов и т.д.).
Вместе с тем правовая политика субъектов РФ в настоящее время вынужденно концентрирует свое внимание на выполнении разноплановых и динамично меняющихся федеральных заказов, сосредотачивается на скорейшем принятии большого количества правовых актов, обеспечивающих многочисленные параллельно и во многом бессистемно проводимые общефедеральные реформы. Это негативным образом сказывается на таких составляющих правовой политики, как системный контроль правоприменения, научное обоснование правовых решений, соблюдение процессуальных правил»[70].