Научно-методическая работа

Базовый уровень

1. Оказывает научно-методическую поддержку в разработке концепций, содержания и построения образовательных областей и учебных предметов.

2. Проводит мониторинговые исследования по изучению эффективности проводимой методической работы по своему направлению.

3. Участвует в разработке нормативных документов, направленных на совершенствование системы образования.

4. Осваивает теоретический материал по курируемой актуальной проблеме (по закрепленному за методистом направлению или образовательной области).

Повышенный уровень

1. Участвует в работе временных творческих коллективов по актуальным проблемам развития образования (по закрепленному за методистом направлению или образовательной области).

2. Оказывает организационную помощь в работе опорной методической площадки, участвует в разработке содержания ее деятельности и планировании работы (по закрепленному за методистом направлению или образовательной области).

3. Организует разработку, рецензирование и подготовку к утверждению учебно-методической документации, инновационных программ и пособий (по закрепленному за методистом направлению или образовательной области).

4. Принимает участие в конференциях, публикует статьи в сборниках, издаваемых в городе (по закрепленному за методистом направлению или образовательной области).

5. Осуществляет организацию курсов, семинаров, консультаций
по курируемым проблемам.

Высокий уровень

1. Организует работу временных творческих коллективов и руководит их работой, готовит материал к изданию (по закрепленному за методистом направлению или образовательной области).

2. Организует работу городской опорной методической площадки: готовит, оформляет и представляет научно-методическому совету заявку на открытие опорной методической площадки, руководит (соруководит) деятельностью опорной методической площадки, анализирует деятельность опорной методической площадки.

3. Участвует в работе городских экспериментальных площадок.

4. Разрабатывает и готовит к публикации учебно-методическую документацию, инновационные программы и пособия.

5. Принимает участие в конференциях, имеет публикации в сборниках регионального и федерального значения.

6. Занимается самостоятельным научным (экспериментальным) исследованием.

Оценка работы лица администратора, ответственного за методическую деятельность в школе, дается на основе анонимного опроса педагогов и анализа его деятельности руководителем образовательной организации, специалистами управления образования, лицами осуществляющими проверку деятельности школы.

Интернет-сайт: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2014/05/26/kriterii-rezultativnosti-deyatelnosti-metodista

Задания

1. Опишите модель управления методической службой образовательной организации, в которой вы были на практике.

2. Раскройте содержание организационно-методической работы ОО.

3. Раскройте содержание учебно-методической работы ОО.

4. Раскройте содержание научно-методической работы ОО.

Планирование методической работы учителя

Планирование методической работы учителя является главным фактором его профессионального развития. Основными направлениями профессионального развития педагога является:

1. Изучение психолого-педагогической литературы.

2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

4. Участие в системе школьной методической работы.

5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы.

6. Руководство повышением квалификации учителей (при выполнении этой работы).

7. Работа в составе органов управления школой.

8. Оценка результатов профессионального развития.

Структура плана профессионального развития педагога:

1. Цели профессионального развития педагога

Цель 1 _____________

Цель 2 _____________

2. Разделы плана

2.1. Изучение психолого-педагогической литера туры

Указывается, по каким вопросам будет изучаться литература, работы каких авторов будут прочитаны учителем. Формой представления отчета может быть доклад, аналитическая статья, аннотации к прочитанным книгам. Результаты изучения литературы целесообразно отразить в других разделах плана.

2.2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Указывается, что будет разрабатываться учителем для обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности: авторские программы учебных курсов, календарно-тематическое и поурочное планирование, конспекты уроков, подборки упражнений, дидактические материалы, тексты контрольных работ, тестовые задания.

В качестве отчета могут быть представлены сами разработанные материалы или рекомендации для своих коллег по их использованию.

2.3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Указывается тема, по которой учитель предполагает обобщить свой опыт. В план обобщения опыта включаются действия по систематизации накопленного материала, анализу опыта, осуществлению дополнительных разработок, подготовке итоговых обобщенных материалов — написанию рекомендаций, статей, подготовке сообщений. Обобщенный опыт может быть представлен в виде статьи, рекомендаций, доклада, методических раз работок и др.

2.4. Участие в системе школьной методической работы

Указывается в каких методических мероприятиях школы предполагает участвовать учитель. Если учитель участвует в подготовке
и проведении этих мероприятий, то в плане отмечается, какова конкретно будет его роль.

2.5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы

Указываются темы курсов, которые предполагает закончить учитель.

Отчетом о прохождении курсов служат курсовые работы, рефераты, зачетные уроки и т. п.

2.6. Руководство повышением квалификации учителей (при выполнении этой работы)

Указывается, за какую работу по повышению квалификации учителей в школе отвечает данный учитель, например, руководит стажировкой молодых специалистов, мастер-классом, педагогической мастерской и др.

2.7. Работа в составе органов управления школой

Указываются органы, в составе которых работает учитель, а также его функциональные обязанности.

3.8. Оценка результатов профессионального развития

Примерная схема планирования

Содержание деятельности Сроки (начало – окончание) Форма представления результатов работы Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы
       

Интернет-сайт: http://festival.1september.ru/articles/623399/

Вопросы и задания

1. Составьте план индивидуальной методической работы учителя начальных классов по представленному в параграфе образцу. Можно использовать материалы, полученные в школе, в которой вы проходили практику, или используя информационные источники.

2. Подготовьте выступление по теме: «Планирование методической работы учителяначальных классов».

3. Составьте функциональные обязанности учителя начальных классов, работающего в составе органов управления школой.

§ 19. Система методической работы в школе первой четверти
ХХI века

Методическая работа в школе – непрерывный и творческий процесс. В разные годы этот процесс протекал с разной долей интенсивности. Например, в период с 1970-х по 1980-е годы ХХ века серьезных изменений в содержании методической работы практически не наблюдалось. В 90-е годы было заметно оживление, но кризисные явления этих лет не позволяли развиваться этому важному направлению деятельности общеобразовательных учреждений. С начала 2000-х содержание методической работы в школе претерпевает значительные изменения, это время поиска нового, как в формах, так и в содержании методической работы. Поэтому на сегодняшний день сложно зафиксировать какую-то единственную модель методической службы, какое-то единое её содержание. Тем не менее, обобщая представленный в пособии материал, можно определить общее, исходное содержание методической работы в школе в современных условиях.

Содержание методической работы в современной школе обычно
формируется на основе различных источников: как общих для всех образовательных организаций, так и конкретных индивидуально неповторимых.

Среди них:

§ Законы РФ, нормативные документы, инструкции, приказы Министерства науки и образования РФ, органов образования регионов РФ, которые определяют основные цели и задачи методической работы;

§ новая программа развития школы, стандарты и базисный учебный план, авторские альтернативные программы, учебники и учебные пособия, позволяющие расширить, обновить традиционное содержание методической работы;

§ новые психолого-педагогические, психолого-физиологические
и методические исследования, повышающие научный уровень методической работы

§ инновации, нововведения, новшества, по-новому раскрывающие
содержание методической работы;

§ диагностика и прогнозирование состояния учебно-воспитательного процесса, уровня обученности, воспитанности и развития учащихся данной школы, помогающие определить методическую тему, основные задачи, проблемы методической работы и самообразования;

§ массовый и передовой опыт методической работы в школах города, региона, РФ, помогающий избежать ошибок в работе других ОО;

§ максимально творческий подход к выбору содержания и организации методической работы.

Выбор содержания методической работы в школе - дело творческое, однако при любых конкретных условиях руководители образовательных организаций отбирают содержание в соответствии с общими требованиями к методической работе.

Анализ практики методической работы, инструктивно-методической документации руководящих органов образования, потребностей повышения квалификации и мастерства педагогов позволяет выделить в современных условиях следующие направления подготовки педагогов к профессиональной деятельности:

§ мировоззренческая и методологическая;

§ частно-методическая;

§ дидактическая;

§ воспитательная;

§ психолого-физиологическая;

§ этическая;

§ техническая.

Все названные стороны подготовки педагогов в той или иной мере представлены в методической работе современной школы, доказав свое право на существование и дальнейшее развитие, поэтому проблема выбора содержания методической работы в школе решается на основе развития каждой из сторон подготовки педагога, на основе сближения, взаимопроникновения. За каждым направлением содержания методической работы, определенные отрасли науки, техники, культуры, обогащение ценностями, которые позволяют педагогу подняться на новый, более высокий уровень профессионального мастерства, стать более богатой, творческой личностью.

Цели, задачи и содержание методической работы в образовательных учреждениях определяют её формы - разнообразные занятия (заседания), структуру взаимосвязи всех её звеньев. Эти цели и задачи способствуют эффективной реализации программы работы.

Интернет-сайт: http://ksosh16.ru/Dokument/20_10dokumenti/Metodicheskaya_rabota_v_shkole.pdf

Вопросы и задания

1. На основе каких источников формируется содержание методической работы в современной школе? Раскройте их содержание.

2. Выделите направления подготовки педагогов к профессиональной деятельности в рамках методической работы образовательной организации.

3. Составьте таблицу:

№ п/п Направление подготовки педагогов Краткая характеристика направления
     

§ 20. Разнообразие форм организации методической работы
в школе

Сложность и многообразие функций, задачи методической работы в современной школе, а также конкретные особенности той или иной образовательной организации предполагают и достаточное разнообразие, постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся традиционных форм, а также смелое, новаторское применение новых.

Форма определяется как внутренняя структура, строение, а также и способ взаимодействия элементов явлений; форма всегда находится в единстве с содержанием, зависит от содержания, но и обладает относительной самостоятельностью и может поэтому оказывать влияние на содержание, способствовать его прогрессивному развитию или же обеспечивать его.

Развитие и постоянное совершенствование содержания образования, предполагающее освоение новых идей, заложенных в новых программах, новых учебных курсах, находит отражение и формах методической работы.

Взвешенность, взаимодополняющий характер, как различных компонентов содержания методической работы, так и связанных
с ними форм позволяет говорить о системе взаимосвязанных форм методической работы, отвечающих современным задачам школы.

Именно к созданию такой системы форм, разнообразных, оригинальных, максимально учитывающих особенности конкретного коллектива, оказывающей положительное влияние на формирование взаимоотношений внутри коллектива школы, следует стремиться руководству образовательной организации в современных условиях.

Традиционно выделяет коллективные и индивидуальные формы методической работы. К первым относятся работа над единой методической темой, педсоветы, семинары и практикумы, научно-практические конференции, школьные методические объединения, школы передового опыта, творческие микрогруппы учителей, школьные методические кабинеты и т.д. К индивидуальным формам методической работы относятся стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование и др. Наибольшего внимания заслуживают коллективные формы работы. Структура методической работы представлена на рисунке 9.

Методический кабинет
Методический совет
Педагогический совет
Методическая работа

Рисунок 9. Структура методической работы

Таблица 8. Формы методической работы

Коллективные Индивидуальные
Работа над проблемой Инструктирование
Инновации и эксперимент Рекомендации
Педагогический совет Собеседование с учителями
Методический совет Целенаправленное посещение и взаимопосещение уроков
Совещание при директоре
Совещания - Оперативные; - информационные; - отчетные и др.; - групповые консультации. Наставничество
Индивидуальные методические занятия
    Руководство самообразованием
Методичес- кие объедине- ния - школьные (цикловые); - временно действующие; - межшкольные; - районные (кустовые). Со стажерами - получившими рекомендации по итогам аттестации;   - нуждающимися в методической поддержке;   - не имеющими высшего образования по подготовке их в педвуз;
Семинары - теоретические (проблемно-целевые и др.); - семинар-практикум; - семинар по обмену опытом;
Школы - трибуна передового опыта; - пед. мастерство (молодого учителя классного руководителя, воспитателя). С учителями   - чей опыт формируются, изучается и обобщается; - обучающимися заочно в педвузах.
Клубы - "творческой педагогики", - "творческого раздумья".
Формы занятий
Традиционные   Нетрадиционные
- лекции - семинарские занятия - семинары-практикумы - конференции - диспуты, дискуссии - обмен опытом - собеседования - педагогические консилиумы - консультации - посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий с последующим анализом и самоанализом   - семинары-собеседования - методический диалог - школы педагогического мастерства - месячники инициативы и творчества молодых учителей - дискуссии - педагогические ринги - методические мосты - мозговой штурм - динамические творческие группы - социально-педагогические тренинги - смотр-конкурс «Нестандартный урок» - фестивали педагогических идей - педагогические КВН - деловая (ролевая) игра - анализы конкретных педагогических ситуаций - тренинги - методические посиделки - защита позиций (планов, идей и т.д.) - панорама опыта (урока) - методический фестиваль - беседа за круглым столом

Самообразование
Вопросы и задания

По специальности
Психолого-педагогическое
Повышение культуры

Рисунок 10. Самообразование учителя начальных классов

Интернет-сайт: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00022892_0.html

Вопросы и задания

1. Подготовьте выступление на тему: «Формы организации методической работы в школе на современном этапе».

2. Раскройте содержание работы направлений самообразования.

3. Опишите формы организации методической работы в школе,
в которой вы были на практике.

Работа над единой методической темой в современной школе

Одной из важных, на наш взгляд, форм методической работы является работа над единой методической темой общеобразовательной организации. При правильном выборе единой методической темы
и целеустремленной работе по данной проблеме она организует, делает целостными все другие формы, является своего рода системообразующим фактором.

Тема должна быть актуальна, современна, выбор ее идет коллегиально. Единая методическая тема должна быть связана с имеющимся передовым опытом и должна охватывать как учебную, так и воспитательную работу и не должна быть мелкой и частной. Если методическая тема правильно выбрана и сформулирована, если она актуальна, научно обоснована, имеет практическую значимость для школы, если определен режим наблюдения за ее развитием, если она сориентирована на повышение творческого потенциала учителя и учащихся, интенсификацию учебно-воспитательного процесса и мотивацию учения школьников, то успех работы образовательной организации обеспечен: будут реализованы цели и задачи, поставленные педагогическим коллективом.

Следует отметить, что работа над единой методической темой школы требует не только целостности, целеустремленности и обоснованности, не только определения и структурирования приоритетных проблем, но и разработка поэтапного плана по годам (3-5 лет). При этом при планировании необходимо учитывать своевременность темы, не забывать о теоретических аспектах, эффективности методики обучения, воспитания и развития учащихся и о научной организации педагогического труда. Единая методическая тема обязательно должна пронизывать все звенья школьного образования: организационные, управленческие, методические и др. Очень важно, чтобы она была по силам педагогическому коллективу, отвечала его идеям и порождала заинтересованность в её организации.

Интернет-сайт:http://www.openclass.ru/node/357329

Вопросы и задания

1. Составьте перечень тем, которые вы могли бы рекомендовать
в качестве единой методической темы для образовательной организации, в которой вы были на практике.

2. Назовите условия правильного выбора единой методической темы школы. Аргументируйте ответ.

3. Опишите алгоритм действий педагогического коллектива при работе над формулировкой единой методической темы школы.

Педагогический совет

В организационной работе методической службы важное место занимают педагогические советы.

Педагогический совет - постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Его заседания проводятся для разрешения и рассмотрения основных вопросов учебно-воспитательной работы школы. Педагогический совет создается во всех общеобразовательных школах, где больше трех учителей. На заседаниях педсоветов рассматриваются и решаются проблемы повышения профессионального мастерства учителей в тесной связи с результатами учебно-воспитательного процесса. По новой модели методической работы заслушиваются теоретические доклады ученых-специалистов и выступления учителей о своей практической работе, результатах их инновационных, творческих поисков.

Председателем педагогического совета школы является директор школы (на отдельных заседаниях может избираться сменный председатель).

Главная цель педсовета - объединить усилия коллектива школы в повышении уровня учебно-воспитательной работы, использовании в практике достижений педагогической науки и передового опыта. Педсовет - это консилиум педагогов-профессионалов по вопросам учебно-воспитательного процесса. Это совместное решение специфических вопросов и педагогических задач, которые встают в повседневной жизни школы.

Конкретная проблема, встающая перед школой, трансформируется в повестку дня педсовета.

Примерные вопросы повестки дня:

· освещение теории обсуждаемых вопросов, лучшего опыта в этой области;

· состояние практики школы (результаты диагностики, анализ анкет, примеры уроков и т.д.)

· обзор учебно-методического обеспечения;

· рекомендации по затронутым проблемам.

В технологии работы педсовета можно выделить 4 этапа:

1-й этап - разработка сценария и планирование;

2-й этап - подготовка к заседанию;

3-й этап - заседание;

4-й этап - выполнение и контроль решений и рекомендаций педсовета.

Интернет-сайт: http://www.analizplan.narod.ru/pedsovrazr.html

Вопросы и задания

1. Составьте план работы педагогического совета по актуальной проблеме современного образования.

2. Проанализируйте работу педагогического совета, на котором вы присутствовали в школе во время прохождения практики.

3. Раскройте содержание этапов работы педагогического совета.

Методический совет

В образовательных организациях создаются методические советы, которые организуют методическую работу педагогического коллектива.

Методический совет координирует всю методическую работу, проводимую в школе, аккумулирует новые, передовые идеи и претворяет их в жизнь. В методические советы школы входят лучшие, наиболее опытные учителя, добившиеся высоких показателей в обучении и воспитании школьников, педагоги-мастера, руководители предметных методических и цикловых объединений, руководители школ передового опыта, лучшие классные руководители. Возглавляет совет и несет ответственность за его работу заместитель директора.

Методический совет школы реализует задачи методической работы, поставленные на текущий год, участвует в составлении плана методической работы, направляет работу предметных методических объединений учителей и школ передового опыта, возглавляет работу по подготовке и проведению внутришкольных педагогических чтений и методических конференций, определяет и разрабатывает тематику докладов на них, исходя из местных условий и нужд своей школы, составляет вместе с библиотекарем библиографию по избранной тематике. После того, как доклады подготовлены, члены совета тщательно изучают их, рецензируют, определяют степень и качество их готовности. На основании изученных докладов совет готовит и разрабатывает проект рекомендаций, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт.

Методический совет определяет проблематику и разрабатывает программу семинаров, практикумов с учителями по отдельным вопросам, например, по выразительному чтению, по освоению новейших технологических средств обучения и т.д. Совет определяет тематику и методические цели открытых уроков, координирует время их проведения. Заседания методического совета проводятся один раз
в четверть.

Школьный методический совет
Школьное МО
Открытые уроки
Бюро педагогической информации  
Производственные совещания  
Наставничество
Научно-практические конференции
Педвсеобуч родителей  
Педсоветы
Педчтения

Наши рекомендации