Зарождение и развитие сатанинских религиозных организаций и групп в современной России. Типологические характеристики новых религиозных объединений сатанинской ориентации
В той или иной форме сатанизм, как демонопоклонение существовал на протяжении практически всей истории человечества. Однако нынешний свой, так сказать, «законченный» вид приобрел он сравнительно недавно. Так, в Европе пик увлечения сатанизмом приходится на середину XVII века, когда он получил широкое распространение в кругах высшей аристократии. В качестве жертв на «черные мессы» сатанистов поставлялись многие сотни младенцев (и уже в то время в этом открылся новый источник чрезвычайно прибыльного промысла для разбойников). Тогда же, в эпоху «Просвещения», были детально разработаны отвратительные и жуткие сатанистские обряды .
Еще одна попытка заимствования из древних религий — возрождение интереса к поклонению Люциферу. Поклонение падшему ангелу практикова-лось в древних гностических культах II века по Р.Х. позднее оно было возоб-новлено в XIV веке в тайном движении, которое называлось «люциферианцы». Тонкой струйкой это поклонение протекло через всю историю христианства в различных тайных оккультистских группах. Но оно не принималось (во всяком случае открыто) в респектабельных кругах. НЭ сделала поклонение Люциферу вполне респектабельной, допустимой и модной практикой. В написанной Эклалом Нуэшаной (Eklal Kueshana) книге «Последняя граница» (The Ultimate Frontier), моментально ставшей бестселлером, заявляется, что Люцифер — это глава тайного братства духов, высший орден, до которого человек сам себя может возвысить. Другие ньюэйджевские писатели кощунственно превозносили Люцифера, чтобы не только сделать поклонение ему почтенным занятием, но и снять с этого поклонения печать диаволопоклонства. Чтобы не оставалось не-договоренности, приведу цитату из книги Дэвида Спенглера «Размышления о Христе»:
Христос — та же сила, что и Люцифер; Люцифер подготовляет человека для отождествления себя с Христом. Люцифер — ангел внутренней эволюции человека — работает внутри каждого из нас, чтобы привести нас к целостности, благодаря чему мы сможем войти в Новую эру. Каждый из нас в тот или иной момент своей жизни приходит к такому переживанию, которое я называю «Люциферовская инициация». Многим людям и сейчас, и в предстоящих днях предстоит Люциферовская инициация в Новую эру... Принятие Люцифера — это включение в Новую эру .
Именно на этой теоретической основе стал возможным нынешний все-мирный расцвет увлечения сатанизмом и возникновение множества сатанин-ских сект и кружков. Сколько существует христианство, столько же существует и его антипод — поклонение диаволу. Всегда находились люди, которые в надежде получить особые тайные знания, могущество и власть, причем как можно скорее и на своих условиях, обращались к начальнику духов тьмы. При этом как-то забывалось, что диавол — обманщик и человекоубийца, который готов прельстить человека чем угодно, чтобы завладеть его волей и жизнью, поэтому сатанинские секты и их основатели никогда хорошо не кончали, да и редко какая из них не распадалась вскоре после смерти своего «учителя». Лишь считанному числу удавалось протянуть еще одно-два поколения. Ведь «диавол» в переводе с греческого означает «разделяющий», «разрывающий», «разрушающий», и он не может объединить даже своих поклонников; между ними очень быстро возникают раздоры и разделения, и, кстати сказать, различные группировки сатанистов ненавидят друг друга куда больше, чем христиан. Поэтому ни одна из нынешних сатанинских сект не может похвастаться длительной преем-ственностью традиции; все ныне действующие сатанинские секты — новоде-лы .
Их существование поддерживается прежде всего той модой на сатанизм — модой в молодежной одежде, музыке, манере поведения, символике и т.п., да и общей атмосферой вседозволенности и распущенности, — которая, не без помощи СМИ, постоянно и очень назойливо распространяется в сегодняшнем мире. В основном молодежные сатанинские группы представляют собой небольшие кружки, основанные либо подростками с закомпостированными от чрезмерного слушания «тяжелого металла» мозгами (зачастую глубоко закомплексованными и жаждущими вседозволенности), либо «магнетическими личностями», привлекающими, опять же, по большей части подростков, которые практикуют отвратительные и кощунственные обряды, различные сексуальные извращения, акты вандализма на кладбищах, осквернение церквей, убийства животных и насилия и убийства людей. О таких убийствах уже много писала отечественная пресса; вспомним убийство в пасхальную ночь 1993 г. трех монахов в Оптиной пустыни, серию загадочных ритуальных убийств подростков в Тюменской области в 1996 г. и приговор, вынесенный в мае 1997 г. Красноярским краевым судом трем молодым сатанистам, виновным во многих изнасилованиях и убийствах. Если сектой руководит взрослый «учитель», то он быстро приспосабливает подчиненных ему «малолеток» к криминальной деятельности, которая повязывает их общим страхом и общей ответственностью, а ему приносит обогащение и наслаждение безграничной властью .
Самые известные преступления сатанистов на Западе совершены сектой «Семья» Чарльза Мэнсона, члены которой зверски убили целый ряд людей, в том числе и известную киноактрису Шарон Тэйт, находившуюся тогда на последнем месяце беременности. Мэнсон имел связи с лондонской молодежной сатанинской группировкой под названием «Власть», а во время одной из отсидок его сокамерником оказался член секты сайентологии, который подверг его многим десяткам часов дианетической процедуры «аудитинга». Позднее Мэнсон воспользовался этими методиками для основания собственной секты. Другая американская сатанинская секта обреталась на ранчо в Мексике, близ границы с США. До того, как она была раскрыта полицией, ее члены успели совершить десятки ритуальных человеческих жертвоприношений.
Есть и теоретики сатанизма; такие «знаменитости» были в каждую эпоху, но нужно сказать, что их имена забывались очень быстро. Отцом современного сатанизма считается англичанин Алистер (Александр) Кроули (1875-1947), написавший основополагающий труд сатанизма «Книга закона» и в течение долгих лет возглавлявший международную сатанинскую ложу «Ordo Templi Orientis» («Орден восточного храма») — ОТО. Кроули считал, что «Сатана — не враг человека, а Жизнь, Свет и Любовь». «Великий маг XX века», как называли его при жизни, Алистер Кроули прославился не только своими теоретическими трудами, но и отталкивающими сексуально-магическими оргиями с использованием наркотиков и галлюциногенов. Кроули называл себя апокалиптическим «Зверем 666» и изобретал чудовищные сексуально-магические обряды, чтобы добиться рождения антихриста. Когда незадолго до смерти его спросили, почему он именует себя «Зверем Апокалипсиса», он ответил, что так называла его мать, наблюдая, как ее сыночек отрывает головы голубям и сосет из них кровь.
Кроули родился в богатой и строго пуританской семье. Он закончил престижный Кембриджский университет (где приобрел свой первый гомосексуальный опыт) и долго путешествовал по Востоку, изучая магические практики тантризма. Именно тогда он начал заниматься сексуальной магией. В своих трудах «Теория и практика магии», «Книга закона» и других он сформулировал главную заповедь сатанизма: «Делай, что хочешь: в этом весь Закон». Кроули соединял обряды служения диаволу с современными ему оккультными практиками. Он возродил практику использования наркотиков (таких, как гашиш, опиум, настой мухоморов, кактус пейотль и ацтекские грибы) в колдовских ритуалах. Не было такого сексуального извращения, которому он бы не предавался.
Идейным же вдохновителем современных сатанистов, сатанистов XX столетия, считается Алистер Кроули, человек, именовавший себя «зверем Апокалипсиса» и оставивший по себе целую плеяду учеников, в числе которых и такие, как основатель дианетики и сайентологии Рон Хаббард, Карлос Кастанеда, Ричард Бах. Родители Кроули были членами одной из протестантских сект. Сам он широко практиковал йогу и буддийские тантрические обряды, посетил Китай, Цейлон, Индию, Дальний Восток, Мексику, Южную Америку, Африку и Гималаи, впитав присущую этим регионам «духовность». При этом он являлся агентом спецслужб сразу нескольких стран, выступая одновременно в качестве и осведомителя, и провокатора. Также Кроули проявлял большой интерес к франкмасонству и сам был удостоен высочайших степеней посвящения. Он же, по словам сатанистов, явился «крестным отцом тяжелого рока» .
Основы своего учения Кроули записал, по собственному свидетельству, непосредственно под диктовку диавола в 1904 году в так называемой «Книге Закона». Он посвятил себя в маги посредством особого ритуала: «распял жабу», «предварительно окрестив ее Иисусом Христом» (просим прощения у читателей за цитирование здесь этих слов). Кроме этого ужасного богохульства и своих сатанистских и магических книг «прославился» Кроули еще и организацией неописуемых оргий, перенесенными им венерическими болезнями, «сексуальной магией», дневником наркомана… «Свобода совести» у этого духовно сбесившегося человека была поистине безграничная! Впрочем, не только он, но и большинство лидеров современных сатанистов неоднократно характеризовались прессой как сексуальные и духовные извращенцы, причем многие из них сами это с удовольствием подтверждали .
Кроули создал сатанинские секты в Нью-Йорке и Сингапуре, Макао и Риме, Буэнос-Айресе и Монтевидео. Поселившись после первой мировой войны на Сицилии, под именем «брата Пердурабо», Кроули основал там «Телемское аббатство», где продолжил свои магические изыскания, совершенствовал технику сексо-магических ритуалов (он называл их «мистериями Изиды и Адониса»), широко экспериментировал с наркотиками. В 1922 г. Кроули стал великим магистром «Ордена восточного храма», тесно связанного с германскими оккультными группами, в которые входили будущие высокопоставленные функционеры СС. Бафомет (таково было его мистическое имя в ордене) вообще глубоко симпатизировал нацизму и лично Гитлеру. Во время второй мировой войны Кроули написал свое последнее значительное произведение — «Книгу Тота». Он оставил множество учеников, один из которых, Рон Хаббард, основал секту сайентологии и в конце жизни сам провозгласил себя антихристом .
К числу «отцов» сатанизма ХХ столетия можно отнести наряду с Кроули и Энтони Шандора Ла Вэя, предводителя американских черных магов. Книга «Сатанинская библия», написанная им в 1968 году, является на сегодняшний день одной из самых распространенных среди поклонников сатаны. Характерно также, что для философского обоснования своих взглядов сатанисты часто используют учение Ф. Ницше. И само деструктивное учение их вырастает во многом из крайних эгоистических форм обыденного, столь распространенного сегодня мироощущения. Наряду с этим сатанизм проповедует и возрождение «старой религии» - ведовства. Мировые центры современных форм сатанизма находятся в настоящее время в США и Англии. В Африке и Латинской Америке развиты и весьма агрессивны по большей части древние формы сатанизма и демонизма. Представляют также большую опасность и неотантрические секты, принявшие за основу учения и обряды древних индийских культов зла . Энтони Шандор ЛаВей официально учредил «Первую церковь сатаны» и зарегистрировал ее в Сан-Франциско. По разным оценкам, количество ее членов колеблется от пятисот до двух тысяч человек. В числе прочего ЛаВей прославился тем, что сыграл роль сатаны в некогда культовом фильме Романа Поланского «Ребенок Розмари», что привело к притоку новых членов в его секту. Правда, сейчас детище ЛаВея находится в глубоком кризисе — после его смерти в 1997 г. среди его приближенных и двух его дочерей идет борьба не на жизнь, а на смерть за наследство и даже за авторские права на «Сатанинскую библию». В 1975 г. от секты ЛаВея откололся армейский офицер США Майкл Акино, создавший свою собственную сатанинскую церковь под названием «Храм Сета» и учредивший ее печатное издание «Свиток Сета». Акино считает свою секту высокоэлитной, глубоко законспирированной организацией. Ее членство также вряд ли превышает 500 человек .
Что же такое сатанизм? Вебстеровский энциклопедический словарь по этому поводу говорит:
«Сатанизм - 1. Поклонение сатане или силам зла. 2. Пародия на христианские ритуалы, в которых объектом поклонения становится сатана. 3. Дьяволические или сатанистские действия, поведение или позиция» .
Попробуем дать несколько определений.
Сатанизм - тип религиозного сознания, имеющий объектом поклонения объективное зло в той или иной ипостаси: сатана, шайтан, кали, ганеша, сет, бехерит, дев, пуввка, о-яма, лилит и др., антагонистический по отношению к созидательным традициям, культуре, социальным структурам и нормам, сложившимся в обществе, и направленный на посвященную объективному злу реализацию принципов неограниченного самоудовлетворения в ущерб всему остальному человечеству.
Сатанистская организация (сатанистская секта) - деструктивная религи-озная организация, в том числе не декларирующая открыто свою религиозную направленность, вероучение и характер деятельности которой являются сатанистскими, объединяющая исповедующих сатанизм и созданная с целью отправления сатанистских ритуалов. Исходя из вероучений сатанистских религиозных организаций, все таковые ор-ганизации являются деструктивными.
Сатанист - последователь сатанизма; член сатанистской организации.
Сатанистский культ - система религиозной деятельности последователей сатанизма, составляющая обязательный элемент в их религиозной жизни; совокупность действий, практически осуществляющих позитивное культовое отношение сатаниста (сатанистов) к объективному злу в той или иной его ипостаси.
Сатанистский ритуал - непосредственное совершение деяний сатанист-ской организации для достижения целей ритуального поклонения объективному злу в той или иной его ипостаси .
К сатанистским и демоническим культам относятся все религиозные объединения, в своих вероучениях признающих зло как реальную сущность, а также поклоняющиеся ему, или признающие, что объект их поклонения является источником зла. К демоническим культам примыкают также вероучения, признающие существование зла как сущности наряду с добром (в частности, верящие в равноценность добра и зла). Из признания зла и поклонения ему, прежде всего, вытекают безнравственные и противоправные направления деятельности подобных культов. В числе наиболее известных объединений сатанистов можно назвать: «Церковь сатаны», «Международную ассоциацию люциферистов кельтско-восточного обряда», «Зеленый орден», «Черный ангел», «Южный крест» .
В Америке и Западной Европе почти открыто действует множество по-добных дьявольских культов, например, — «Тысяча первая церковь трапезонда» (г. Сан-Франциско), «Церковь последнего суда» (г. Лос-Анджелес), «Общество асмодеуса» (г. Вашингтон), «Международная ассоциация ведьм и колдовства» (г. Нью-Йорк), Международный центр магии (г. Блуа, Франция), различные группы культа Вуду (языческий культ вест-индского происхождения), культ Афины Паллады, культ Изиды, культ богини Кали (Кали — богиня зла, изображалась с высунутым языком, жаждущим крови, серьгами из тел младенцев и ожерельем из человеческих черепов) и другие .
В Америке и Европе на протяжении нескольких десятков лет вновь рас-цвело «Общество друидов», официально занимающееся использованием ведовства якобы в благотворительных целях. В начале 60-х годов подростки в штате Миннесота, в знак протеста против обязательного посещения религиозных служб в школах, придумали организацию под названием «Друиды — реформаторы Северной Америки». Но некоторые участники этой выходки отнеслись к идее друидизма вполне серьезно, и со временем сделали из нее неоязыческую религию. В основном друиды придерживаются «кельтского обряда». Свои обряды, в коих обязателен элемент спиритизма, они справляют на алтарях, выложенных из камней, которых не коснулась рука человека. В ряде западных стран созданы тайные союзы-колледжи друидов.
Имя объекта поклонения cатанистов в различных языках звучит по-разному, в частности: Шайтан — на арабском, Сет — на египетском, О-яма — на японском, Дев — на персидском, Бехерит — на сирийском, Пувкка — на валлийском. Поэтому к сатанистским культам, естественно, можно отнести все культы, покло-няющиеся Сету, Бехериту, Деву, Шайтану, Пувкка, О-яма и им подобным. Тесно примыкают к сатанистам неоязыческие группы, различные ордена типа «Восточные тамплиеры», «Серебряная звезда», «Золотой рассвет», а также многие группы последователей Карлоса Кастанеды, представленные в России, в том числе, «Центром предвидения и магической защиты», зарегистрированным в Москве в качестве филиала Американского шаманского центра под руководством ученика Карлоса Кастанеды — Майкла Харнера. По оценкам некоторых экспертов, смыкается с сатанистами так называемый «внутренний круг» адептов Порфирия Иванова (существует довольно широкий круг последователей Иванова, увлекающихся оздоровительными упражнениями, обливанием и т.п., однако есть «внутренний круг» избранных, посвященные в который занимаются оккультизмом). К сатанистским культам, действующим в России, относится также «Синий лотос» .
Особняком от культов открыто сатанистской направленности стоит «Церковь саентологии» (иногда эту организацию называют «Церковь сайентологии») Л.Р.Хаббарда, являвшегося учеником известного сатаниста Алистера Кроули и признавшего себя в своем завещании, адресованном адептам высших степеней посвящения, воплощением Антихриста. Сайентология и дианетика уже широко распространились в России. Не исключено, что у нас обосновались и другие иностранные сатанинские секты. Во всяком случае, труды Кроули, ЛаВея и Акиносегодня вполне доступны в России на русском языке. Начитавшись их, многие обвешанные черепами «металлисты» или честолюбивые провинциальные учителя зачастую приходят к мысли основать свой собственный сатанинский кружок .
Центр «Юнивер» и ряд оккультных сект, а также так называемых «целителей» и колдунов, прикрывающихся различными названиями, в сущности, по оценкам экспертов из МВД РФ, относятся к сатанистским. Также причисляют к сатанизму ведьм, подавляющее большинство колдунов и шаманов.
Вообще весь спектр культов, поклоняющихся темным силам и обожествляющих зло, можно разделить на следующие группы:
- сатанистские группы;
- группы демонопоклонников;
- ряд отдельно практикующих колдунов и ведьм;
- некоторые течения шаманизма;
- ряд тайных обществ;
- оккультные группы .
По данным российских спецслужб, в том числе ФСБ России, на сего-дняшний деньтолько в Москве насчитывается около 15 сатанинских сект. Са-мая крупная и известная из них - «Черный ангел» - былаобразована в 1974-1975 гг. в Москве и Твери.
В 70 гг. сатанизм распространился на все крупные города бывшего Союза. Более или менее крупные группы сатанистов появились в начале 80-ых.
Группы сатанистов построены по принципу строгой пятиступенчатой иерархии с высшим органом - советом. Часто на верхние уровни выбирают женщин. Точными данными о численности сатанистов никто не обладает, но специалисты предполагают, что в России количество последователей сатанизма не менее нескольких тысяч.
В последние годы, по данным источников в правоохранительных органах, в России отмечена повышенная активность криминогенных сект. Они проникают в высшие учебные заведения, охотно дают интервью. Правоохранительным органамизвестны места сбора сатанистов: это подобие храма в промышленной зонемикрорайона Медведково, одна из баз в Подмосковье, кафе на Кузнецком мосту,стройка вблизи Большого театра, а также Лубянская площадь.
По данным столичного ГУВД, 28 июля 1999 г. сотрудниками службык-риминальной милиции УВД Западного округа были задержаны двое участниковсекты сатанистов, которые в ночь на 8 октября 1998 г. совершили поджогчасовни великомученицы княгини Елизаветы на территории Рублевскогопоселкового кладбища.
В 2000 г. в Москве на станции метро «Арбатская» сотрудниками Московского уголовного розыска был задержан лидер сатанинской секты «Черный дракон». При обыске у него был изъят револьвер иностранного производства, а дома - ряд ингредиентов для изготовления взрывных устройств. Задержанный лидер секты и его последователи намеревались во время одного из христианских праздниковсовершить взрыв и поджог одного из храмов на территории Москвы.
По данным столичных правоохранительных органов, сатанинские секты регулярно покупают на Птичьем рынке животных и используют их для жертвоприношений. Пока все попытки оперативников установить и задержать преступников успехомне увенчались из-за того, что деятельность сект законспирирована.
Секты сатанистов составляют угрозу общественной безопасности и за рубежом. Только в течение 1989 г. и в начале 90-ых годов в Западной Европе, США и Канаде было совершено более ста убийств в сектах, связанных с культом сатаны .
Таким образом, можно говорить о том, что во многих городах России новые религиозные объединения сатанинской ориентации действуют сегодня совершенно открыто. Наряду с этим сатанистами ведется и скрытая, «подпольная» деятельность. Фактический материал, имеющийся в настоящее время, дает все основания говорить о том, что деятельность культов зла, их активное распространение в России приобретает все более и более развернутый, агрессивный и опасный как для отдельных людей, так и для общества в целом характер. Конкретная деятельность сатанистских сект осуществляется в форме легальных союзов и тайных «элитных» групп. Каждый союз сатанистов построен по принципу строгой пяти- или шестиступенчатой иерархии с жесткой системой подчинения. Высшим органом является «совет». Часто на верхние уровни выбирают женщин. Имеется 35 уровней духовного посвящения.
Вообще сатанисты активнейшим образом стремятся к расширению сферы своей деятельности и влияния на массы. Отмечено, что они проникают для «проповеди» своего учения в высшие учебные заведения, целенаправленно внедряются в учреждения и структуры, относящиеся к сфере массовой культуры. Особенно привлекательны для них с этой точки зрения кинотеатры, пункты проката, распространения и копирования видеофильмов, сфера создания и распространения компьютерных игр.
Не встречая серьезного, организованного противодействия со стороны государственных структур, сатанисты также практически не скрываясь строят свои культовые здания. Осуществляя тяжкие преступные деяния сатанисты часто стремятся «подставить», то есть использовать в качестве орудия их совершения, психически больных людей, сами оставаясь в тени и, соответственно, безнаказанными. Они внимательно изучают российское законодательство, заранее готовясь к столкновениям с правоохранительными органами, вследствие чего преступления, ими совершаемые, разрабатываются и продумываются очень тщательно и оттого, разумеется, весьма трудно раскрываются. Поэтому и представить их криминальную деятельность в полном объеме представляется практически невозможным.
В современной России, существует огромное количество сатанинских новых религиозных объединений. Среди них, по мнению И. Куликова, наиболее известны такие группы, как «Южный крест» - «Московская церковь сатаны», «Российская церковь сатаны», «Черный ангел», «Черный дракон», «Черный лотос», «Черное братство» Черной Графини, «Черное братство», «Черный орел», «Черный орден» («Высший орден»), «Крысятницы», «Хабратц Хэрсе Хэор Бохер», «Общество сатаны», «Церковь Нави», «Белые ангелы», «Церковь дьявола», «Пещерное братство», «Пентаграммное братство», «Черные волки», «Конгресс хотящих умереть молодыми» (КХУМ), «Голубая звезда люцифера», «Русская сатаническая церковь», «Северная звезда», «Тронстон», «Ангелы ада», «Слуги люцифера», «Орден друидов», сатанистское течение среди толкиенистов - поклонников Толкиена и его произведения «Властелин колец», «Синий лотос», «Черный лотос», «Черный тюльпан», группы и отдельные посвященные Вуду, «Мадра» .
В справочнике «Религии и секты в современной России» к сатанинским новым религиозным объединениям относятся «Орден девяти углов», «Ordo Templi Satanis»- (Орден храма сатаны), Церковь Сайентологии («Дианетика»), «Южный Крест» («Московская церковь сатаны»), Орден Друзей Люцифера, Международная Ассоциация Люцифериан «Кельтско-Восточного обряда», «Зеленый Орден», «Черный Ангел», Центр «Юнивер», Последователи учения Карлоса Кастанеды, Международное Общество Друидов .
Специалисты Главного информационного центра МВД РФ на основе глубокой проработки проблемы разработали следующую классификацию сатанистских сект и течений, а также примыкающих к ним религиозных движений:
• церкви сатаны,
• группы демонопоклонников,
• неоязыческие группы сатанистского толка,
• восточные тамплиеры,
• группы, относящиеся к международной ассоциации люциферистов кельтско-восточного обряда.
Отдельно были вынесены, очевидно, как не примыкающие ни к одному из указанных течений, «Серебряная звезда», «Золотой рассвет» и «Церковь саентологии». Учитывая, что основатель «Церкви саентологии» Р.Хаббард в молодости был адептом сатанистской секты, можно согласиться с такой классификацией. Возможно примерное деление сатанистских сект и на основании деталей парадигм вероучений, хотя взаимопроникновение учений достаточно велико и четкое деление течений провести не просто. По этому принципу сатанистские секты можно разделить на:
• классические западные сатанистские группы («церкви сатаны», сатанистские группы, относящиеся к восточно-кельтскому обряду»),
• сатанистские группы древневосточного обряда (обычно это наиболее изуверские, законспирированные и опасные группы),
• сатанистские группы египетского обряда,
• неоязыческие и оккультные группы, поклоняющиеся той или иной ипостаси сатаны, а также околосатанистские группы,
• тантра-сатанистские группы .
По уровням вовлеченности и степени социальной опасности деятельности наиболее объективной является следующая классификация сатанистских сект и их адептов:
Первый уровень - «самостоятельно изучающий любитель». Состоит из индивидов, которых сатанизм привлек через популярные книги по данному предмету и через другие доступные источники. Любитель обычно не связан с усложненной группой или культом, хотя могут существовать и небольшие местные «группы любителей».
Второй уровень - «психопатические сатанисты». Это индивиды, которых сатанизм привлек потому, что он выглядит как четко выражающий и облагораживающий побуждения, которые уже у них существуют. Другими словами, индивид получает сатанизм «в завернутом виде», как уже существующую патологию. Этот уровень и категория любителей нередко частично совпадают.
Третий уровень - «религиозный сатанизм». Состоит из сложившихся жестко структурированных групп, таких, как «Российская церковь сатаны», «Южный крест» («Московская церковь сатаны»), «Черный ангел» и др. В США это - «Церковь сатаны» Ла Вея (Калифорния) и «Храм сета» Майкла Акино. Эти организации открыто проводят рекламирование, имеют анкеты поступающих на работу, членские взносы и все другие атрибуты небольших религиозных групп.
Четвертый уровень, «черные сатанисты». Представляет собой малочис-ленные группы, которые действуют тайно и чрезвычайно утонченными мето-дами, состоят преимущественно из потомственных адептов сатаны, серьезно занимающихся самыми отталкивающими формами оккультизма и поклонения сатане .
По организационному признаку некоторые эксперты делят весь спектр поклоняющихся темным силам и обожествляющих зло на следующие группы:
• отдельные малочисленные семейные группы потомственных адептов сатаны («черные сатанисты»);
• сатанистские группы;
• группы демонопоклонников;
• ряд отдельно практикующих колдунов и ведьм;
• некоторые течения шаманизма;
• некоторые тайные общества;
• оккультные группы.
Специалисты Российской академии государственной службы при Президенте России по основополагающим принципам вероучения делят современных дьяволопоклонников на три направления:
1. «Радикальное» - адепты этого направления почитают Бога злым правителем, требующим от человека несвойственного ему подавления плоти. В противовес ему дьявол Ветхого и Нового Заветов - истинное божество, олицетворяющее собой полноценный источник жизни и природных наклонностей;
2. «Либеральное» - для данного направления свойственно убеждение, что культ сатаны - просто миф и ритуал, дающий человеку возможность достичь согласия с чувственной стороной бытия;
3. «Смешанное» - здесь сатана - полноправный, более чем реальный князь мира и зла. В награду за свое рвение и искреннее почитание члены данных организаций мечтают после земной жизни стать подданными в царстве тьмы.
По самоназванию религиозных групп сатанистской ориентации, связан-ному с практикуемой в них, по словам адептов этих групп, магии их можно разделить на следующие:
• секты черной магии,
• секты белой магии,
• секты зеленой магии,
• секты красной магии.
Исследователь Джеффри Стеффон дает такую классификацию современных сатанистов:
1. На первом из пяти уровней сатанизма находятся те, кто занимаются гаданием и простыми формами традиционной магии. К этой группе относятся и те, кто время от времени занимается спиритизмом.
2. Ко второму уровню можно отнести тех, кто испытывает пристрастие к спиритическим сеансам, алкоголю, наркотикам и музыке в стиле «тяжелый рок». Часть представителей этой группы читают книги типа «Сатанистской библии» и «Сатанистских обрядов», а иногда даже пытаются совершить какие-либо из этих обрядов.
3. На третьем уровне находятся сатанистские группы, лидерами которых становятся люди вроде Кроули и Ла Вея. У многих людей возникает связь с такого рода группами в результате употребления наркотиков и участия в оргиях. Подростков на такие собрания приглашают взрослые сатанисты. В каждой группе формируется своя система верований и обрядов, как правило, соответствующая интересам данной группы.
4. Четвертый уровень включает в себя сатанистов, которые являются членами «Церкви сатаны», «Храма сета» и других подобных организаций. «Церковь сатаны» очень тщательно изучает тех, кто хочет присоединиться к ней. Сатанисты, находящиеся на четвертом уровне, несут ответственность за распространение сочинений по оккультизму, предназначенных для молодых людей.
5. Пятый и последний уровень составляют сатанисты hard-core («крепкого ядра»). Они действуют втайне и практикуют сатанистские ритуалы, включающие в себя жертвоприношения, в том числе и человеческие. Сатанисты hard-core стараются остаться неизвестными .
В целом, исходя из определений феномена новых религиозных объединений, в современной религиоведческой науке выделяются несколько подходов для определения их типологических характеристик. Основными из них являются светский и богословский. Так, например, представитель светского подхода Е.Г. Балагушкин среди основных типологических характеристик выделяет следующие:
– вероучительные – отрицание принадлежности к религии, создание нового предания или особое толкование старого, отход от основного учения, концентрация внимания на религиозно-философском мистицизме и иррационализме, синкретический характер догм;
– характеристики религиозно-культовой практики – экстравагантность и экзотичность обрядов, опора на эмоционально-психологическую сторону культа;
– структурные – отсутствие структурной организации и конфронтация с официальными религиями, активность в производственно-финансовой деятельности, авторитарная система отношений;
– направленность социальных программ на социальный утопизм, обновлённый религиозным мистицизмом;
– конфронтация с официальной церковью и социальными институтами – осуждение официальной церкви и государственного строя, показательная относительность подобной конфронтации, противопоставление адептов людям, не входящим в культ или духовный элитизм .
На наш взгляд, типологические характеристики, выделенные Е.Г. Бала-гушкиным, являются общими как для анализа «псевдовосточных» или синкретических новых религиозных объединений, так и для новых религиозных объединений христианской или западной ориентации. Однако, для объективного рассмотрения новых религий, уходящих корнями в христианство, данные типологические характеристики требуют конкрети-зации.
Представители православного богословия к основным типологическим характеристикам новых религиозных объединений относят следующие.
1. Религиозный маркетинг – то есть распространение своего учения и вербовка новых членов любыми средствами.
2. Агрессивный и активный прозелитизм как одна из главных обязанностей адептов.
3. Двойное учение – одно для рекламы своей религиозной группы, а другое – для внутреннего пользования, другими словами, существует внешняя благопристойность при полной эзотеричности.
4. Чёткая иерархия во всём.
5. Непогрешимость религиозного объединения и его основателя, а также претензии на истину в последней инстанции и харизматическое лидерство.
6. Программирование и контроль сознания последователей.
7. Духовная избранность, элитарность адептов культа.
8. Контроль жизнедеятельности – в идеале – над всеми сферами жизни человека.
9. Политические цели – получить власть над всем миром. Вследствие чего практикуются попытки проникновения адептов во властные структуры.
10. Целенаправленное искажение священных текстов традиционных ре-лигий для доказательства собственного вероучения.
11. Использование «культового языка» – специального набора куль-товых слов, непонятных для непосвящённых и имеющих исключительное значение для адептов .
С точки зрения православного богословия, данные типологические характеристики свидетельствуют не столько о новой религиозности, сколько о степени деструктивности религиозного объединения.
При всем своем разнообразии неоязыческие культы обладают определенным единством сущностных признаков, а также общих характеристик как их собственно религиозного содержания, так и их социальной апелляции, которые позволяют видеть их типологическое отличие от традиционных религий.
На сегодняшний день Игорем Куликовым выделены следующие признаки сатанистской деятельности:
- распространение сатанистского вероучения в любой его форме любыми путями, в том числе через устную проповедь, издание и распространение книг, журналов, газет, листовок и иных печатных материалов, аудио и видеоматериалов, пропагандирующих сатанистское вероучение, использование всех видов рекламы и пропаганды сатанистской деятельности, в том числе в компьютерных сетях;
- выпуск и распространение музыкальных записей, рекламирующих сатанизм;
- подстрекательство или принуждение к убийству или участие в таковом в ритуальных целях: принесение убиваемого в жертву объекту поклонения, ритуал возмездия жертве за нанесение того или иного ущерба сатанистской секте или ущерба, в том числе мнимого, объекту поклонения;
- подстрекательство или принуждение к ритуальному суициду или уча-стие в таковом: принесение себя в жертву объекту поклонения, ритуал, связанный с «переходом в иное измерение», «в иной мир» и др.;
- подстрекательство, принуждение или участие в ритуальном оскверне-нии принадлежащих традиционным для России религиям культовых зданий и сооружений, иных мест и объектов, специально предназначенных для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, а также культовых предметов;
- подстрекательство, принуждение или участие в ритуальном оскверне-нии религиозных или общих мест захоронения усопших;
- подстрекательство, принуждение или участие в акте некрофилии;
- подстрекательство, принуждение или участие в ритуальном издевательстве над животным, предназначенным в жертву объекту поклонения сатанистской секты;