По сфере возникновения конфликты можно разделить на
- деловые, возникающие в следствии недостатков в организации производства и управления;
- личностно - эмоциональные конфликты возникают когда цель и объект конфликта формируется на основе сложившихся негативных отношений между субъектами.
Основная закономерность динамики деловых конфликтов состоит в следующем: какое-нибудь столкновение деловых интересов или их цель, оппоненты в котором постоянны, имеют тенденцию переходить в эмоциональный конфликт.
Как только в процессе конфронтации отношений начинается “навешивание ярлыков” (даются резкие отрицательные личностные характеристики отдельных участников конфликтной ситуации), это можно расценивать как сигнал о том, что конфликт переходит в эмоциональную сферу.
Существует только два выхода из эмоционального конфликта: полная психологическая перестройка оппонентов; разъединение оппонентов.
4. Стадии развития межличностного конфликта :
дискомфорт - инстинктивное ощущение того, что «что-то не так»;
инциденты - ситуации, при которых повторяются несколько раз не очень приятные события, выстраиваясь в определенную логическую цепочку;
недоразумение - неблагоприятные стечения обстоятельств, побуждающие одного из оппонентов принимать решения в условиях недостаточной информированности о сложившейся ситуации;
напряжение - участники конфликта не могут сдерживать в себе эмоции;
кризис - агрессивное поведение оппонентов, направленное на разрыв отношений.
5. Тактика (модель) поведения людей в конфликтах:
¾ ”уход из конфликта” - подобная тактика применяется в случаях, когда человек не хочет участвовать в конфликте и уходит из него, оставляя других участников в ситуации развивающегося противоборства;
¾ ”подавление конфликта внутри себя” - тактика замалчивания, подавления отрицательных эмоций внутри человека с целью не нарушить существующий расклад сил. Возникает опасность нервного срыва и психических расстройств у человека, «зажимающего» конфликтную ситуацию внутри своей эмоциональной сферы;
¾ ”силовой способ решения конфликтной ситуации” - тактика открытой либо скрытой конфронтации с использованием любых средств для достижения желаемых результатов;
¾ ”компромисс” - тактика взаимных уступок в процессе переговоров между сторонами, являющаяся серьезным положительным аспектом в процессе урегулирования конфликтной ситуации. Однако проблема принципиально не решается и поэтому не может разрешить конфликт полностью;
¾ ”решим эту проблему” - обдуманная тактика поведения с целью управления конфликтной ситуацией и извлечения из нее максимальной пользы для всех вовлеченных в него оппонентов. Девиз - «Я хочу выиграть и хочу, чтобы Вы выиграли тоже!».
Шаги к реальному примирению:
1.- узнать почему они хотят того, чего хотят;
2.- установить потребность, а не только цели;
3.- найти варианты решений;
4.- сотрудничество.
Полезные советы C
на этом пути необходимо:
- определить потребности всех участников;
- признать ценности других равно, как свои собственные;
- стараться быть объективным, отделяя проблему от личности;
- искать творческие и неординарные решения;
- не щадить проблему, щадить людей!
6. Справедливо утверждает академик В.Н. Кудрявцев, что конфликты в обществе происходят на разных уровнях: индивидуальном и групповом, этническом и межгосударственном и т.д. Особенность юридического конфликта заключается в том, что на каждом из уровней он связан с исполнением (реализацией) либо нарушением тех или иных норм права и, соответственно, возникновением, изменением или прекращением правовых отношений между физическими и юридическими лицами.
Юридическая конфликтология - эта отрасль знаний, изучающая не только природу, причины и динамику развития юридических конфликтов, но и правовые механизмы их предупреждения и разрешения. Общество и государство создают и используют для этих целый ряд механизмов: суд, арбитраж, парламентские процедуры и т.п., предназначенные для примирения конфликтующих сторон или принудительного прекращения их противостояния. Юридические средства разрешения и предупреждения конфликтов - это действенные инструменты разрядки внутренней и международной напряженности.
Процессам общественной жизни всегда сопутствуют противоречия, конфликты. юридические конфликты как противоборство физических и юридических лиц по поводу правовых норм занимают особое место. Если одна из сторон стремится к выгодному для себя изменению статуса и юридического состояния субъектов, то другая защищает прежние статусы и состояния. «Конфликты в нормативно - правовой сфере отличаются от других видов конфликтов тем, что речь идет о собственно юридических противоречиях. Они возникают не только в процессе правотворчества, но и в процессе правоприменения, отражают своего рода внутренний цикл жизни права, технологию его развития и функционирования. противоречие правовых актов и норм, их коллизии - главный объект конфликтов такого рода. Но это не «безликие» нормативные противоречия, ибо акты и нормы порождаются, применяются и толкуются людьми, имеющими свои интересы. В таких конфликтах всегда активно действует «юридический человек».
отличительной чертой нормативно - юридических конфликтов служит их «адресный характер» - возникновение по поводу разных актов и правовых норм. Часто противоречия обостряются в связи с неодинаковым отношением к одной и той же норме различных физических и юридических лиц, разным пониманием ими смысла нормы, объема и пределов ее действия, круга лиц, на которых она распространяется. Нередко проявляется «избирательность» в выборе норм для применения в конкретных ситуациях, связанная с предпочтениями, ложными исходными позициями, мотивацией.
На первый взгляд, нормативно - правовые конфликты представляют собой лишь внешнее столкновение правовых актов. Но это не совсем так, поскольку движением актов управляют люди, общественные объединения, профсоюзы, конкретные структуры в органах исполнительной и законодательной власти. Различие интересов - временное или постоянное - предопределяет как несходство позиций, так и несовпадение правовых и реальных социальных ролей. В конечном итоге конфликт норм становится отражением конфликта людей.
некоторые типичные проявления нормативно - юридических конфликтов, имеющие большое практическое значение в правоприменительной деятельности в сфере экономики:
· отступление законов от норм Конституции, когда обостряются споры о неконституционности законов, о степени их юридической силы, о реальном авторитете в обществе;
· противоречия между законами и подзаконными актами, когда правительственные и ведомственные акты либо игнорируют законы, либо отступают от них, дают произвольные разъяснения. Например, часть разъяснений, инструкций государственной налоговой службы, министерства финансов, комитета по труду содержит вольные толкования законов о налогах, об оплате труда, о порядке предоставления дополнительных отпусков;
· преувеличение значения локальных нормативных актов как местных органов, так и администрации предприятий, организаций; превышение «общенормативного уровня», установленного законом;
· противоречия между нормами и актами разных отраслей законодательства, возникающие вследствие несогласованности в законодательной работе или давления групп, организаций. Таковы коллизии между некоторыми нормами административного, гражданского и земельного законодательства о режиме собственности, о правомочиях местных органов, о статусе предприятий.
Нормативно - юридический конфликт, как и всякий иной, по разному проявляется в различных отраслях законодательства. Если юридический конфликт того или иного вида не удается преодолеть, то происходит обострение противоречий и нередко коллизионные ситуации одного типа перерастают в конфликтные ситуации другого, подчас в комплексные по объему противоречий. А в них уже меняются намерения и роли участников, их отношение к предмету спора. Ряд использованных средств остаются безрезультатными, и приходится прибегать к другим, подчас насильственным способам разрешения конфликта.