Статистический (У. Митчелл) и технический (Д.К. Гэлбрейт) подходы к анализу экономики

Статистический подход к изучению экономики

Статистический (или вероятностный) подход к изучению экономики — учет вероятностного характера экономической системы и, следовательно, принципиальной, неизбежной неполноты информации, используемой при принятии экономических решений. Это основная тенденция развития экономической науки на современном этапе.

Вероятностный подход противопоставляется наиболее распространенному прежде детерминированному подходу. Он меняет отношение к ряду коренных теоретических проблем экономической науки, требуя учитывать подвижность экономических явлений, случайный характер происходящих в экономике процессов. Иначе говоря, им признается принципиальная невозможность предвидеть каждое из отклонений в отдельности, однако, с другой стороны, признается возможность с той или иной степенью точности оценить их вероятность. Отсюда вывод о необходимости обоснованных резервов, выступающих, в частности, в качестве стабилизаторов рынка.

С. П. Весьма существенно усложняет формулировку и решение оптимизационных задач (обычно применяемые методы имеют детерминированный характер). Утверждается понимание того, что отклонения от точно рассчитанного оптимального решения (плана) в реальных условиях неизбежны. Следовательно, возникают математико-экономические и математико-статистические проблемы исследования таких отклонений (“ошибок”), изучения устойчивости решений.

Идеология как институт социально-экономической системы. Функции экономического института идеологии. Институциональная матрица.

Идеология — учение об идеях.

В общем смысле идеология — это понятие, обозначающее структурированную систему определённых (чаще политических, социальных или общественных) чётко сформулированных положений и идей.

Виды идеологий

Либеральная

Консервативная

Социалистическая

Анархическая

Националистическая

Фашистская

В то время как субъективные модели, которыми пользуются индивиды, представляющие собой некоторую мешанину веры и догм, кажутся просто теорией и мифом, на самом деле они обычно являются элементами организованной структуры, которая способствует экономии при получении и интерпретации информации.

Идеология не играет никакой существенной роли в неоклассической экономической теории. Модели «рационального выбора» предполагают, что экономические агенты пользуются правильными моделями для интерпретации мира вокруг себя или для получения информации, которая поможет им пересмотреть и исправить первоначально неправильно сделанный выбор. Экономические агенты и их организации, которые потерпят в этом неудачу, просто погибнут в условиях совершенной конкуренции, которая характерна для реального общества. В результате единственно возможное равновесие не достижимо, существует скорее множественность равновесий, которые могут нас повести по разным направлениям, включая застой и упадок экономики. Именно поэтому важна идеология.

Д. Норт: институты - это ограничения, изобретенные самими людьми, формирующие взаимодействие между экономическими агентами.

Одним из факторов, которые определяют издержки осуществления сделок или обмена, является идеология и мировосприятие людей

Идеологические догмы индивидов помогают им объяснить изменения окружающего их мира. Важны сами идеи, которые являются некоторой комбинацией изменения относительных цен, которые интерпретируются в соответствии с культурными ценностями в субъективных индивидуальных моделях, определяющих выбор в обществе.

Следует иметь в виду, что ни модели, построенные экономистами, ни субъективное мировосприятие экономических агентов не могут быть независимыми от развивающейся внешней политической и экономической окружающей среды.

Исследуя влияние идеологии на жизнь общества, Дьюи указывал на то, что, следуя своим идеалам, люди, в сущности, движутся к той цели, которую им диктуют реальные условия жизни. Идеологии в чистом виде не существует, поскольку она формируется, развивается и наполняется реальным содержанием в мире живых людей. Идея в чистом виде – это всего лишь философская идеализация определенных норм и институтов.

Институт доверия.

Институт доверия очень важен для установления хозяйственных связей как между субъектами, так и внутри фирм и организаций, между фирмами и государством, и особенно – при заключении контрактов. Члены данного сообщества будут вести себя честно, в соответствии общепринятыми нормами. Считается, что одна из главных причин неудач российских реформ заключается в недостатке доверия россиян к нововведениям и к правительству. Состояние доверия выступает одним из условий конкретного устройства общества, поэтому многие недостатки в общественном устройстве России можно рассматривать как следствие приспособления субъектов к дефициту доверия.

При установлении контактов в экономике учитывают влияние доверия на экономическое развитие, которое проявляется:

· в облегчении согласования интересов участников экономических взаимодействий

· уменьшении инвестиционных рисков (снижается неопределенность действий и ослабляется угроза оппортунизма)

· сокращении трансакционных издержек (затраты на мониторинг, контроль, защиту прав собственности и пр.)

Различают доверие отдельных людей друг к другу и институциональное доверие, т.е. доверие к действующим института, организациям, субъектам, но прежде всего – к государству. По сути, это обезличенное доверие к официально установленным нормам, правилам и предписаниям. Доверие к правилам отражает и формирует доверие к тем организациям, которые эти правила реализуют, доверие к организациям распространяется и на их руководителей. Но институциональное доверие оказывается не конкретным лицам, а некоторым правилам и организациям, которые лица представляют. Поэтому доверие к институтам – это опосредованная человеческими отношениями форма доверия. Институты могут стать реальным базисом для установления нравственных межличностных отношений, создания благоприятного климата для эффективной экономической системы. И, наоборот, они могут подавлять человека, мешать нормальному хозяйственному процессу, так как оказывают влияние на становление человека как полноценной личности. Общественный труд должен предоставлять человеку возможности принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу, иначе он превращается в простой придаток машины.

Между межличностным и институциональным доверием существуют определенные связи. Доверие между людьми возникает, когда совершаемые ими поступки понятны и ожидаемы другими. Когда один человек доверяет другому, он ожидает от него нормального, благоприятного поведения, даже если оно не контролируется. Каждый человек должен быть уверен, что его партнер будет вести себя честно, проявлять готовность к взаимопомощи. Но для этого необходимо, чтобы субъекты не просто принимали правила поведения, но и хотели им следовать.

20.Собственность: разные подходы анализа. Обще- и политико-экономическое содержание собственности. «Пучок прав» А.Оноре.

В экономической науке выделяют два методологических подхода к анализу отношений собственности:

Общеэкономический подход означает рассмотрение отношений собственности как исторически объективного фактора, как основы функционирования любой экономической системы, как отражения действия общих экономических законов, определяющих закономерности всего общественного развития.

Конкретно-исторический подход предполагает анализ отношений собственности с позиции исторических условий и характера организации общественного производства на каждом этапе развития. Другими словами, в пределах каждой экономической системы формируется и господствует (преобладает) специфическая для нее форма собственности, которая определяет ее важнейшие черты, признаки и особенности. Преобладающая форма собственности, в свою очередь, определяет соответствующие отношения между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства, т.е. детерминирует отношения производства, распределения, обмена и потребления.

Полный «пучок прав», иногда называемый «перечень Оноре», включает одиннадцать элементов:

1. Право владения, т.е. право исключительного физического контроля над вещью;

2. Право пользования, т.е. право применения полезных свойств вещи для себя;

3. Право управления, т.е. право решать, кто и как будет использовать вещь (право на оборот и извлечение выгоды из него);

4. Право на доход, т.е. право обладать результатами от использования вещи;

5. Право суверена (право на передачу власти над собственностью), т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение вещи;

6. Право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации вещи и от вреда со стороны внешней среды;

7. Право на передачу в наследство;

8. Право на бессрочность обладания;

9. Право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность передачи вещи в залог или взыскания в уплату долга;

10. Право на остаточный характер, т.е. право на восстановление нарушенных прав собственности (т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий);

11. Право на запрещение вредного использования вещи (т.е. способом, наносящим вред внешней среде).

Наши рекомендации