Ростово-Суздальская земля
Феодальная раздробленность на Руси
Причины политической раздробленности
Начало процессу разделения Руси было положено еще при Ярославичах (вторая половина XI в.). Важным этапом стал Любечский съезд князей 1097 г., где был утвержден прямой порядок наследования в качестве основного, что способствовало окончательному раздроблению и так уже распадающегося государства. Энергичная деятельность Владимира Мономаха на некоторое время приостановила центробежные тенденции. Однако после его смерти Русь постепенно разделилась на несколько независимых княжеств: Киевское, Черниговское, Переяславское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Туровское и др. С 1136 г. самостоятельность приобрела также Новгородская земля.
Можно выделить два типа причин распада Киевской Руси – социально-экономические и политические.
Социально-экономические причины заключались в том, что со второй половины XI в. начался процесс формирования крупного боярского (вотчинного) землевладения. Если раньше основной доход бояр составляла военная добыча, то теперь князья, не имеющие свободных денежных средств, вынуждены жаловать своих приближенных землей. Бояре, ставшие землевладельцами, с большой неохотой покидали свои вотчины. Они активно поддерживали своего господина в борьбе за экономическую и политическую самостоятельность. Таким образом, и князь оказывался «привязанным» к своему уделу, все менее интересуясь общерусскими делами.
В период правления Владимира Святого и Ярослава Мудрого удельные князья являлись всего лишь наместниками киевского правителя и соответственно львиную долю собираемых налогов отправляли в столицу. С конца XI в. ситуация резко изменилась. Киевский князь получал все меньше доходов, он был уже не в состоянии эффективно контролировать всю территорию государства. «Мать городам русским» теряет свое значение.
Децентрализации страны способствовало также преобладание натурального хозяйства и падение роли торгового пути «из варяг в греки».
Политические причины раздробленности состояли в том, что единая дотоле династия Рюрика постепенно разделяется на множество родственных домов. Решения Любечского съезда 1097 г. привели к созданию наследственных княжеских владений – уделов. Князья все меньше стремились завладеть беднеющим Киевом, и все больше – укрепить власть внутри своего княжества-удела и расширить его территорию. Показательным является пример князя Андрея Юрьевича Боголюбского, который, захватив в 1169 г. Киев, не остался там княжить и вернулся во Владимир.
Владимиро-Суздальская земля
Значительную часть территории Северо-Восточной Руси занимали леса, реки, озера и болота. Климат более суровый, чем на юге. Почвы здесь малоплодородные, за исключением небольших земель с черноземным слоем, на котором и развивалось пашенное земледелие.
Издавна тут проживали немногочисленные угро-финские племена: мещера, мурома, меря, а также восточнославянские союзы племен: вятичи и кривичи. Со второй половины XI в. начинается активное освоение этих ранее слабо заселенных районов. Инициатором колонизации выступали переяславский князь Всеволод Ярославич и его сын Владимир Мономах. Главной причиной переселения людей из южных княжеств на северо-восток было то, что густые леса, непроходимые болота и удаленное географическое положение служили естественными преградами набегам кочевников. Неразвитость княжеского налогового и репрессивного аппарата (в начальный период) делала эти места еще более привлекательными для переселенцев.
Двигателем социально-экономического развития Северо-Восточной Руси часто выступал князь. К примеру, изначально здесь насчитывалось сравнительно мало крупных городов: Ростов, Суздаль и Муром, однако, к XIII в. благодаря усилиям правителей городов здесь стало больше, чем во многих других русских землях и княжествах. Тем не менее ремесло на северо-востоке было слабо развито, и подавляющее большинство населения занималось земледелием. Важную роль играла хлебная торговля с Новгородом Великим, с помощью которой деспотичные суздальские князья могли оказывать серьезное влияние на свободолюбивых новгородцев.
Северо-Восточная Русь
Политическое устройствохарактеризуется сильной деспотической властью князя и неразвитостью вечевого строя. В отличие от южной и юго-западной Руси, дружина здесь мало влияла на принятие политических решений, отношения между князем и дружинниками укладывались в формулу «господин – слуги». То же можно сказать и о местной племенной знати, находящейся под жестким контролем княжеской власти.
Важно заметить, что данная государственно-политическая схема впоследствии будет воспринята и развита уже в рамках централизованной Московской Руси.
Раздробленность Руси имела не только негативные (падение обороноспособности), но и очевидные позитивные последствия. Одним из таких последствий стал культурный подъем Северо-Восточной Руси XII – начала XIII вв. Так, например, наивысшего расцвета в этот период достигло зодчество. Успенский (1158–1161 гг.) и Дмитриевский (1194–1197 гг.) соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли (1165 г.) отличаются парадностью форм, утонченностью и легкостью пропорций. Постепенно формируется и Владимиро-Суздальская школа живописи. Особого внимания заслуживают фрески Успенского и Дмитриевского соборов, церкви Бориса и Глеба в Кидекше, иконы «Боголюбская Богоматерь» и «Дмитрий Солунский».
Ростово-Суздальская земля
Ростово-Суздальская земля отделилась от Киевского княжества в 1125 г., после смерти Владимира Мономаха. Его младший сын Юрий Долгорукий (1125–1157 гг.) стал родоначальником местной династии. Однако он всю жизнь стремился в Киев, т. к. именно обладание этим городом давало право на титул великого князя. Юрий Долгорукий два раза завоёвывал Киевский престол (1149 и 1155 гг.) и умер, будучи великим князем киевским. За свою активность по отношению к Киеву, Юрий и получил прозвище Долгорукий. В годы его княжения впервые в летописях появляется упоминание о городе Москве, поэтому 1147 г. принято считать датой основания Москвы. Кроме того, Юрий Долгорукий основал города Юрьев Польский, Переяславль-Залесский, Звенигород и др.
Андрей Юрьевич Боголюбский (1157–1174 гг.) перенес столицу из Суздаля во Владимир, стремясь к самовластию, и желая избежать влияния старого ростово-суздальского боярства. В 1164 г. воевал с волжскими булгарами и отнял у них несколько городов. Отличительной чертой его правления стало то, что он хотел превратить Владимир в независимый от Киева город, и поэтому, захватив в 1169 г. Киев, не сел там княжить. Он хотел создать местную митрополичью кафедру, чтобы не зависеть от Киева и в религиозном отношении. О желании Андрея Юрьевича возвысить свою столицу свидетельствуют многочисленные храмы, возведенные по его приказу во Владимире, и резиденция-дворец в селе Боголюбово.
Андрей Боголюбский безуспешно пытался навязать свою волю Новгороду Великому. Оба военных похода на Новгород окончились неудачей. Авторитет князя пошатнулся. Этому способствовала репрессивная политика князя в отношении ростовских и суздальских бояр (Андрей отнимал у них земли и заставлял платить налоги в казну), а также изгнание племянников и притеснения простых горожан. Андрей Боголюбский был убит боярами-заговорщиками 29 июня 1174 г. Существует предание, что его младший брат Всеволод Юрьевич приказал зашить убийц в деревянные короба и бросить их в Поганое озеро.
После убийства Андрея Боголюбского (июнь 1174 г.) началась двухлетняя усобица, в результате которой великим князем владимирским стал его младший брат Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1176–1212 гг.). Своё прозвище он получил потому, что имел восьмерых сыновей. В отличие от предшественника, полагавшегося в политике чаще всего на грубую силу, Всеволод предпочитал реализовывать свои цели путем интриг, подкупов и переговоров. Однако и военному делу этот князь уделял должное внимание. По мнению безымянного автора «Слово о полку Игореве», дружина Всеволода была столь многочисленна, что могла «Волгу вёслами расплескать, шлемами вычерпать Дон».
Вступив на престол, деспотичный князь привёл к покорности Ростов и Рязань. В годы его правления Владимиро-Суздальская земля переживает пик экономического, политического и культурного развития. Княжество становится могущественным и влиятельным. Князь Всеволод распространяет свое влияние даже на богатый Новгород. Теперь новгородцы без своеволия вынуждены были терпеть у себя князей и посадников, направленных великим князем владимирским.
Всеволод Большое Гнездо поделил Владимиро-Суздальскую землю между своими наследниками на семь уделов. Таким образом, процесс раздробленности шел уже внутри Северо-Восточной Руси.
Новгород Великий
Крупным политическим центром Русской земли была Новгородско-Псковская республика. Она занимала северную часть Древней Руси. Суровые климатические условия данной местности затрудняли развитие земледелия. С другой стороны, обилие рек и озер (рыба), лесов (пушные промыслы, бортничество), близость морей и торговых путей – все это способствовало бурному развитию в Новгороде ремесла и торговли. По своему хозяйственному устройству и политическим порядкам Новгород более других русских городов напоминал европейский и был вторым по численности населения после Киева. Река Волхов разделяла город на две стороны – Софийскую и Торговую. «Господин Великий Новгород» состоял из пяти концов (районов) – Плотницкого, Славенского, Неревского, Загородского и Гончарского. Соответственно пяти концам города Новгородская земля делилась на области (пятины).
Наиболее выгодным и почетным занятием для новгородцев была торговля. Новгородские гости (купцы) посещали Данию, город Висбю на острове Готланд, ганзейский город Любек и другие балтийские порты. В Висбю была русская фактория. Уже в XII в. в Новгороде существовали заграничные торговые фактории – Готский двор, Немецкий двор, объединившиеся в XIV в. и получившие название «Двор св. Петра». Новгород экспортировал в Европу меха, мёд, воск и др. Из-за рубежа доставлялись ткани, металлы и т.д. В целях безопасности путешествий и торговли купцы объединялись в специальные корпорации – сотни.
С развитием торговли было напрямую связано развитие ремесла. Новгородские кожевенники, оружейники, ювелиры и каменщики славились не только по всей Руси, но и в Европе.
Развитие ремесла и торговли обусловило то обстоятельство, что большинство новгородцев «знали грамоте». При раскопках города археологи находят много берестяных грамот самого различного содержания: здесь и любовные послания, и долговые расписки, и ученические прописи.
В социальном плане новгородская община делилась на бояр, житьих людей, купцов и чёрных людей. Бояре были богатыми и влиятельными людьми, занимавшие обычно высшие управленческие должности. Бояре являлись потомками родоплемённой знати. Купцы объединялись в корпорации – сотни. Житьи люди были переходным классом от бояр к купцам. Чёрные люди состояли из мелких торговцев, ремесленников, смердов и половников (арендаторов частной земли).
Общественно-политическое устройство Новгорода в XII в. мало отличалось от вечевого устройства других русских земель. Однако в 1136 г., когда новгородцы указывают путь князю Всеволоду Мстиславовичу, в Новгородской земле устанавливается республиканская форма правления.
Верховным государственным органом являлось вече. Поначалу оно представляло собой народное собрание, куда допускались все свободные взрослые мужчины Новгорода, но постепенно оно превратилось в совет лучших людей (500 «золотых поясов»). Вече решало вопросы войны и мира, приглашало князя, выбирало и отправляло в отставку должностных лиц. Избранный на вече посадник, происходивший обычно из знатных бояр, выполнял функции главы исполнительной власти, командовал вместе с князем войсками и участвовал в суде. Тысяцкий также избирался на вече, он отвечал за сбор налогов, контролировал торговлю и руководил ополчением. С середины XII в. новгородцы сами выбирали и архиепископа, который не только возглавлял церковь, но и являлся должностным лицом – представлял Новгородскую землю в международных переговорах, хранил государственную казну, участвовал в осуществлении судопроизводства. Роль новгородского князя была своеобразной. В Новгороде не было княжеской династии, вече приглашало князя, заключая с ним ряд (договор). Князь приходил с дружиной и обязан был защищать Новгородскую землю, кроме того, он вершил суд, за что получал богатое жалование. В то же время князь не имел права вмешиваться в политическую и экономическую жизнь города.