Первые объединения германских государств. Революция 1848, конституция 1849
К началу XIX в. «Священная Римская империя германской нации» лишь формально являлась единым государством, а фактически в XVII—XVIII вв. на территории империи возникло около 300 монархий и иных автономных политических образований (вольных городов, феодальных владений).
Наполеоновские войны одновременно ускорили распад империи и способствовали формированию идеи германского единства. Подчинив Германию диктату Франции, Наполеон проводит политические преобразования: ликвидирует мелкие феодальные владения (например, духовные княжества), сокращает число самостоятельных государств с 300 до 38, а вольных городов с 51 до 6. В июле 1806 г. под эгидой Франции образовывается Рейнский союз из 16 германских государств, заявивших о своем выходе из «Священной Римской империи». 1 августа 1906 г. «Священная Римская империя Германской нации» была ликвидирована.
Наполеоновские реформы нанесли удар по феодальному социально-экономическому режиму.
Эволюция германской государственности в пер-' вой половине XIX в. была связана с тенденцией к преобразованию абсолютных монархий в конституционные. С 1816 г. по 1847 г. в 24 германских государствах (Бавария, Баден, Саксония, Вюртемберг, Гее-сен и др.) принимаются первые октроированные конституции (хартии). Предполагалось создание двухпалатных сословно-представительных органов — ландтагов, действующих под контролем монарха.
В конечном итоге, было предложено три пути объединения Германии. Первый вариант — консервативный — предполагал объединение германских государств под руководством сильной монархии. Соответственно рассматривалась возможность великогерманского объединения под руководством Австрии и малогерманского объединения под руководством Пруссии, но без участия Австрии. Второй вариант — либеральный — предлагал создание федеративной конституционной монархии. Наконец, третий вариант — радикальный — подстегивал, объединение снизу, в результате буржуазно-демократической революции. После поражения общеевропейской революции 1848 г. этот путь не пользовался популярностью.
Важной организационной предпосылкой объединения Германии явилось международно-правовое сотрудничество германских государств. Решения Венского конгресса 1815 г. оформили новый международный порядок. Державы, разгромившие наполеоновскую Францию, в Союзном акте заложили правовые основы ноеого международного политического образования — Германского союза. В него вошли 39 суверенных государств, включая Австрию и Пруссию. К 1850 г. в
союзе осталось 34 государства, т.к. ряд мелких княжеств прекратили свое существование. Участницами Германского союза стали также Дания, Голландия и Англия, имевшие владения, прежде входившие в состав Германской империи. Германская конфедерация создавалась для обеспечения внешней и внутренней безопасности. Центральным органом стал Союзный сейм, располагавшийся в вольном городе Франкфурт-на-Майне (крупный торговый центр, игравший важную политическую роль в Германии, здесь короновались императоры Священной Римской империи). В Сейме действовали представители правительств государств Германского союза с разным количеством голосов (от 1 до 4).
Общеевропейская революция 1848—1849 гг. изменила социально-экономическую и политическую ситуацию в германских государствах. Экономический кризис 1847 г. потребовал срочного пополнения государственной казны. В апреле 1847 г. правительство Пруссии созвало Соединенный ландтаг из депутатов 8 провинциальных ландтагов для решения вопроса о денежном займе. Большинство мест в Соединенном ландтаге принадлежало либерально настроенной буржуазии и дворянству. Они отказали правительству в займе и предложили королю провести демократические реформы — превратить ландтаг в постоянный орган и даровать народу конституцию. Роспуск ландтага и начавшаяся в 1848 г. революция во Франции вызвали волнения в Бадене, Баварии, Вгортемберге, Пруссии и
Австрии. Восставшие требовали от властей введения всеобщего избирательного права, учреждения суда присяжных и создания общегерманского представительства. В марте 1948 г. на совещании видных либеральных общественных деятелей было принято решение о созыве всегерманского учредительного собрания. В конце марта 1848 г. Общегерманское Национальное собрание во Франкфурте-на-Майне из представителей ландтагов германских государств одобрило текст имперской конституции. Конституция предлагала модель федерального государства с единой внешней политикой, единым гражданством, единым экономическим и правовым пространством. Провозглашался приоритет имперских законов над законодательством субъектов федерации. Конституция закрепляла широкий перечень демократических прав и свобод: равенство граждан перед законом и судом, неприкосновенность личности и жилища, свободу слова, печати, собраний и союзов, неприкосновенность собственности, процессуальные гарантии (суд присяжных, несменяемость судей, гласное судопроизводство) и ряд других положений. Законодательная власть вручалась двухпалатному рейхстагу с равными законодательными полномочиями. Возглавить империю должен был монарх. В сфере исполнительной власти проводилась идея ответственного правительства. Национальное собрание избрало прусского короля императором Германии, Однако, для короля Пруссии было немыслимым принять корону от парламента, поэтому он связал свое согласие с соглашением всех германских монархов. В конечном итоге, либеральный проект конституционного объединения был похоронен, что было вызвано рядом причин. Во-первых, в германских государствах были сильны консервативные политические силы, придерживавшиеся сепаратистских настроений и отвергавшие любые уступки демократической общественности. Во-вторых, Пруссия и Австрия яростно соперничали за лидерство в новом объединении. В частности, прусская монархия готова была заключить унию с Саксонией и Ганновером. В-третьих, создание мощного немецкого государства рассматривалось крупнейшими европейскими державами как угроза сложившейся системе международных отношений (особенно настораживали милитаристские традиции Пруссии), поэтому европейская дипломатия оказала сопротивление назревавшему объединению.