Реформы 1860-1870 г. Причины свертывания реформаторского процесса. Контрреформы Александра III
В правление Александра II было проведено реформирование русского общества.
Главная реформа - освобождение крестьян от крепостной зависимости.
Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857 г. с создания очередного Секретного комитета. Подчиняясь воле монарха, комитет признал необходимость постепенной отмены крепостного права.
Началась открытая подготовка отмены крепостного права. 21 февраля 1858г. Секретный комитет переименовали в Главный комитет по крестьянскому делу. Началось широкое обсуждение реформы в печати. Под влиянием крестьянского движения первоначальные планы освобождения крестьян без земли были пересмотрены и в декабре 1858 г. была утверждена новая, либеральная программа Главного комитета. Она предусматривала освобождение крестьян с землей на условиях выкупа.
Александр II 19 февраля 1861 г. подписал "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". Согласно положению крепостное право отменялось и крестьяне получали личную свободу. Земля полностью сохранялась за помещиками до заключения выкупной сделки, крестьяне пользовались усадьбой и угодьями за повинности (временнообязанное состояние). В течение двух лет избранные из местного дворянства мировые посредники составляли документы - уставные грамоты о выделении крестьянам земельных наделов за выкуп.
Размеры крестьянских наделов определялись местными "Положениями". Местным учреж-дениям поручалось организовать сельские и волостные общества крестьян. Дворовые люди объявлялись свободными без выкупа, но в течение двух лет должны были служить своим хозяевам или уплачивать оброк.
Крепостные рабочие помещичьих и казенных фабрик и заводов переводились на оброк и получали право выкупа прежних своих усадеб и наделов. Сумма выкупных платежей определялась размерами крестьянского оброка, т. е. выкупалась не личная зависимость крестьян и не земля, а повинности. Эта сумма, положенная в банк под 6% годовых, должна была приносить помещику ежегодный доход в размере оброчных платежей. Посредником между крестьянином и помещиком выступало государство, выплачивавшее помещику при заключении выкупной сделки 75-80% выкупной суммы. Крестьяне должны были вносить ежегодно 6% этой выкупной ссуды в течение 49 лет. Срок временнообязанного состояния вначале не был опре-делен (лишь в декабре 1881 г. был принят закон о переводе всех временнообязанных крестьян на выкуп с 1 января 1883 г.).
Удельные крестьяне получили свои наделы по "Положению" от 26 июня 1863 г. также за выкуп, но временнообязанными они оставались всего два года, после чего были переведены на обяза-тельный выкуп. Государственные крестьяне (кроме Сибири и Дальнего Востока), считавшиеся лично свободными и платившие в казну оброчную подать, по "Положению" от 24 ноября 1866 г. сохранили за собой находившиеся в их пользовании земли. Они могли либо продолжать платить оброчную подать государству, либо заключить с казной выкупную сделку. Выкуп вносился единовременно в сумме, годовой процент с которой равнялся сумме оброчной подати. Помещичьи крестьяне Сибири были переведены на государственные земли.
Земская реформа. В реорганизации системы государственного управления одним из первых шагов стала земская реформа. 1 января 1864 г. было утверждено "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Новыми органами местного самоуправления в губерниях и уездах стали всесословные выборные учреждения - земства. Выборы в земские распорядительные органы - собрания гласных (депутатов) - проводились на основе имущественного ценза, по ку-риям. Первая курия - землевладельческая - состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости стоимостью от 15 тыс. руб. Вторая курия - городская - объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс. руб. и владельцев недвижимости не менее чем на 2 тыс. руб. Выборы по третьей курии - сельских крестьянских обществ - были многостепенными.
Земства избирались на три года. Председателем земского собрания по должности являлся предводитель дворянства. Земские собрания избирали исполнительные органы - земские управы - в составе председателя и нескольких членов. Собрания гласных проходили раз в год.
В их компетенцию входило распределение государственных и утверждение местных налогов, местное хозяйство, медицина, образование. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний. В 1865-1867 гг. дворяне составляли 46,7% гласных, крестьяне - 34,3%, купцы - 10,2, духовенство - 6,1, представители других сословий - 2,7%.
Главной проблемой земств, помимо ограниченности компетенции, было скудное финансиро-вание их деятельности, осуществлявшееся за счет местных налогов. Работа в земствах способствовала формированию гражданского сознания, развитию российской интеллигенции. Служащие земств и часть дворянства составили земское движение, главным требованием которого было создание центрального земского учреждения. Правительство, стремясь избежать возникновения оппозиции, не допускало контактов между земствами разных губерний. Губернаторам поручалась цензура земских докладов. Постановление зем-ского собрания могло быть отменено губернатором или министром внутренних дел.
Городская реформа. Подготовка к городской реформе началась в 1861 г. Проект, представленный в 1864 г., долго обсуждался и переделывался. Правительство опасалось превращения городских дум в политическую трибуну. "Городовое положение" было утверждено 16 июня 1870 г. В городах создавались бессословная городская дума (распорядительный орган) и городская управа (исполнительный орган) под председательством городского головы. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным собраниям на основе имущественного ценза. В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую - более мелкие, уплачивавшие другую треть налогов.
В компетенцию городского управления входило благоустройство, развитии торговли, устройство больниц, школ, городское налогообложение.
В 1892 г. самоуправление было введено в 621 городе из 707.
Судебная реформа. Одной из самых радикальных реформ 60-х годов стала судебная. В 1864 г. был обнародован указ о судебной реформе. Она вводила общие судебные правила для лиц всех сословий, с общим порядком судопроизводства. Вводились новые принципы - суд присяжных, гласность и состязательность судопроизводства, равная ответственность всех перед судом, независимость суда от администрации. Вводились два типа судов - мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи рассматривали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду.
Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Сенат был высшей судебной инстанцией.
Военная реформа. С отменой крепостного права стало необходимым реформировать армию. Инициатором и руководителем военной реформы был генерал Д.А. Милютин, возглавлявший военное министерство с 1861 по 1881 г. Реформы осуществлялись в течение 12 лет. В 1857 г. была ликвидирована система военных поселений. Срок службы нижних чинов сократился с 25 до 10 лет.
В 1862 г. началась реформа военного управления. Для оперативного руководства войсками страна была разделена на 15 военных округов. Были реорганизованы военное министерство и Главный штаб. За три года - с 1864 по 1867 г.- численность армии снизилась с 1132 тыс. человек до 742 тыс. при сохранении военного потенциала.
Подготовка реформ на флоте началась еще до Крымской войны. Глава морского ведомства великий князь Константин Николаевич и его соратники разработали ряд проектов, по которым в 60-е годы было реорганизовано управление флотом и военно-морскими учебными заведениями.
В 1865 г. началась военно-судебная реформа на принципах гласности и состязательности судебного процесса. В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 г. появились железнодорожные войска.
В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии. Военные теоретики М.И. Драгомиров, Д.А. Милютин, Г.А. Леер внесли качественные изменения в военную теорию. В армии поя-вились новые уставы, уделявшие главное внимание боевой и фи-зической подготовке солдат. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий. После долгих дебатов 1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности, коренным образом изменивший систему ком-плектования армии. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность всего мужского населения по достижении 21 года. Солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет.
Вступив на престол после трагической смерти своего отца, новый императорАлександрIII(1881-1894) под напористым влияниемобер-прокурора склонился в сторону реакции. 29 апр.1881 появмлся царский манифест, в котором царь заявлял, что он берется за дело правления "с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений". Правда, в манифесте было ещё сказано, что великие реформы минувшего царствования будут развиваемы дальше. Еще вавг. 1881 утверждено "Положение о мерах к сохранению гос. безопасности и общественного спокойствия. Глава губернии имел право запрещать собрания, закрывать органы печати и учебные заведения, арестовывать и высылать без суда неугодных лиц. Вавг. 1882 принятыВременные правила о печати. Совещание 4х министров получило право закрыв. Прекратить издания и запрещать неугодным, лицам заниматься журналистской деятельностью. С1883стали действоватьохранные отделения (охранка) — жандармские органы, которые специализировались на агентурной работе. В1884 был изданновый университетский устав,уничтожавший университетскую автономию: ректоры университетов назначались правительством, которое могло также назначать и увольнять профессоров. Правительство стремилось придать образованию сословный характер. 12июля 1889 было издано"Положение о земских участковых начальниках", его целью было создать"крепкую и близкую к народу власть". В руках земских начальников соединились и судебная и административная власть над крестьянами. Изданное в1890 новое положение о земских учрежденияхусилило роль дворянского элемента в земских учреждениях, контроль администрации над этими учреждениями. 1892 принятоновое Городское положение,которое значительно урезало самостоятельность городского самоуправления и в 3-4р. уменьшили число городских избирателей. Менее успешным было правительственное наступление на судебные учреждения. Решительных преобразований здесь провести не удалось. Правительств приняло ряд мер по русификации окраин. В Прибалтийском крае правительство боролось с германизацией: всем присутственным местам и должностным лицам ведено было вести делопроизводство и переписку на русском языке, было велено вести на русском языке преподавание ср. уч. заведениях. В управленииКавказским краем прав-во Ал-раIII стремилось к "объедин. с прочими частями империи". Принят ряд стеснительных мер в отношенииевреев.Черта еврейской оседлости (где разрешалось им жить) была сокращена, и в пределах "черты оседлости" евреям было запрещено селиться вне городов и местечек. В 1887 введена "процентная норма" для еврейских детей при поступлении в учебные заведения. В таможне. политическое русское правительство стало с новой энергией двигаться по путипротекционизма. В 1891изданновый таможенный тариф. Российская крупная промышленность благодаря ряду протекционных мер становится в это время в особо благоприятные условия. Проводилось усиленное ж/д строит-во; привлек. иностр. капиталы (особ. для развит. южнорусской металлург-кой промышленности). Отеч-ым капиталистам-предприним-ям предоставлялись от казны льготы и пособия. 1892мни-р фин-ов - С.Ю.Витте. Он успешно провел в 1897 денежную реформу, ввел в России золотую валюту; золотые монеты ходили наравне с кредитными билетами. Для увеличения гос. доходов введенаказенная винная монополия, которая в нач. XX в. ежегодно давала казне ~500млн. руб. 1891-начато сооружениевеликого сибирского пути (от Челябинска до Владивостока), который должен был иметь огромное народнохозяйственное и общегосударственное значение. Рост крупной фабрично-заводской пром-ти на начальных стадиях развития капитализма сопровождался в России (как и в Европе) усиленной эксплуатацией рабочих — тяжелыми условиями работы и недостататочной оплатой ее недовольство и протесты рабочей массы. Правительство Александра III принимало ряд мер для улучшения эк. положения крестьян. Были понижены выкупные платежи с крестьянских надельных земель.1882-учрежден Крестьянский поземельный банк, который должен был помогать крестьянам и крестьянским общинам покупать частновладельческие земли. В1883-1885 гг. была понижена, а потом отменена подушная подать с крестьян. В1889 были изданы правила переселения малоземельных крестьян за Урал. Но все эти частные меры правительства не могли поднять общего уровня крестьянского благосост. В1891-1892 в Поволжье от засухи случился неурожай, кот-й вызвал чрезвычайную нужду и даже голод в целых двадцати, по преимуществу черноземных, губерниях. На борьбу с голодом правительство и общественные круги должны были потратить много усилий и средств.