В настоящее время на 1-ое место выходит ценность качества или высокие стандарты деятельности, видимо эта ценность и станет ведущей в будущем

Макросоциальная среда

Процессы, происходящие в мире и в нашей стране оказывают макросоциальное влияние на функционирование организации. В этой связи необходимо дать краткую характеристику макросоциальных процессов на примере 2-х цивилизаций: России и Запада. Сложившаяся на сегодняшний день теория развития общества включает в себя три основные этапа:

1) традиционное общество

2) индустриальное общество

3) информационное общество

На основании современных исследований можно утверждать: Традиционное общество представлено множеством различных цивилизаций и культур по причине того, что отдельная такая цивилизация в значительной мере зависит от географического положения и среды своего обитания в силу наличия в своем распоряжении рутинных малоэффективных технических средств труда.

Индустриальное общество имеет 2 основные полюсные модели: капитализм и социализм

Формирующееся информационное общество, по всей видимости, будет представлено единой глобальной моделью.

Возникшее на рубеже 19-20вв индустриальное общество имело 2 основные экономические системы - капиталистическую и социалистическую.

Капиталистическая модель сформировалась в странах, где имелись благоприятные климатические условия (что предполагало использование меньшего количества энергетических ресурсов), сырьевые колонии в разных частях планеты ( открывающие доступ к разнообразным сырьевым ресурсам), незамерзающие порты и устойчивые внутренние коммуникации, что обеспечивало получение и использование большого количества разнообразных сырьевых ресурсов, высокая плотность населения ( избыток трудовых человеческих ресурсов). Избыток ресурсов обеспечил возможность формирования свободного рынка и конкуренции. В этих условиях практически отсутствует и необходимость и возможность государственного вмешательства во внутреннюю экономику как в форме командного управления, так и в виде нормативного регулирования. Государство, если и участвует в экономической деятельности, то скорее как один из многочисленных субъектов- в этих условиях господствующей формой собственности является частная собственность отдельных экономических субъектов. Либеральный рынок в условиях доступных ресурсов сам и является естественной самоорганизующейся системой, не нуждающейся в целенаправленном управлении.

Данные условия стали благоприятной основой устойчивого технического роста, но они же привели к цикличности функционирования нормальной циклической системы, росту перепроизводства и росту напряженности между трудом и капиталом.

Господство монополий на рынке усиливало кризис перепроизводства, с целью недопущения разрушительных кризисов и большого роста безработицы, капиталистические государства стали принимать антимонопольные законы, ограничивающие отрицательное воздействие кризисов на развитие экономики, начали прилагать усилия к созданию устойчиво действующих корпораций и введению правового и экономического регулирования производства, а соответственно, совокупного спроса и совокупного предложения товаров. Возросла роль государственных программ по увеличению рабочих мест и сокращению безработицы. Постепенно изменялась экономическая и хозяйственная система капитализма, на смену "чистого капитализма" и "чистой рыночной системой" во многих странах приходил "смешанный капитализм со смешанной капиталистической системой и высокоразвитой индустриальной экономикой". Идеи государственного управления экономики составили основу кейнсианского подхода. Кейнс утверждал, что конечной задачей является выбор тех переменных, которые могут находиться под сознательным контролем или управлением центральной власти в той системе, в которой мы живем. Согласно принципам кейнсианства макроэкономическое регулирование основывается на 3-х позициях:

1) динамика производства зависит от такого важнейшего фактора, как дефицит;

2) главным ориентиром финансовой политики государства является отказ от сбалансированного бюджета (?!)

3) кредитно-денежная политика- инструмент министерства финансов.

Согласно этому подходу правительство не должно ориентироваться на сбалансированный бюджет. Так как функционирующие в экономике "встроенные стабилизаторы" (например прогрессивная система налогообложения, социальный выплаты) оказывают влияние на спрос, поэтому размер совокупного спроса способен автоматически сжиматься и расширяться в зависимости от фазы экономического цикла в направлении противоположном конъюнктуре рынка. Таким образом, стимулом трансформации хозяйственной системы является неполное использование ресурсов (неполная занятость), иными словами, стимулами являются состояния депрессий и необходимость выхода из нее. На практике использование кейнсианского подхода в государственном регулировании экономики привело к нарастанию бюджетных дефицитов, увеличению задолженности государства.

Институциональный подход расширяет перечень факторов хозяйственного трансформации, включая в них все движущие силы общественной эволюции и делая упор на разнообразные центры власти. Институционалисты (Минз, Гелбрейт и так далее) рассматривали проблемы монополизации и монополистического влияния на экономику и разработали теорию социального контроля над экономикой, подчинение ее общественным интересам, согласно которой предлагается ограничить приток ресурсов в реальный сектор (особенно ВПК), регулируя с помощью налогов и штрафов производство, установить социальный приоритет в расходовании государственных средств. Значительное место занимает проблема трансформации капиталистического общества под влиянием технических и технологических сдвигов в посткапиталистическое, постиндустриальное, обнаруживая противоречия в процессе трансформации: с одной стороны- расширение возможностей, представляемых техническим прогрессом, с другой- ухудшение экономических условий. Отсюда необходимость государственного контроля над процессом трансформации, идея реформирования капитализма с элементами планирования. Институциональная идея государственного регулирования, в отличие от кейнсианской политики стабилизации, основывается на принципе "роста качества жизни"- понятие, являющееся ключевым ориентиром государственного регулирования. Это понятие описывается двумя основными параметрами:

1) Совокупность условий, влияющих на комплексную характеристику социального здоровья ( то есть здоровья и отдельного человека и общества)

2) Соответствие социальной среды установкам и ожиданиям индивидов, включенных в эту среду.

Институционалисты полагают, что государство должно прямо и косвенно оказывать влияние на экономику, ориентируя ее на рост качества жизни. Государственное регулирование нацелено на развитие комплекса товаров и услуг "не интересных" для бизнеса, производство которых может стимулировать и обеспечить только государство.

Кенсианский и институциональный подходы рассматривают трансформационные процессы с точки зрения динамики посткапиталистического общества, то есть общество, в котором наблюдается изменение рынка от либерального к регулируемому. Поскольку в России имеет место обратная динамика: от жесткого административного управления экономическими процессами к либерализации рынка, рассмотренные подходы имеют применение, но с существенными ограничениями.

В середине 20 века обозначилась явная необходимость участия государства в регулировании экономики, а также в проведении социальной политики как инструмента снятия напряжения между трудом и капиталом. Возникновение данной тенденции- свидетельство того, что капитализм достиг своего позднего состояния, то есть состояния позднего капитализма или посткапитализма.

Социалистическая модель хозяйствования сформировалась в тех странах, где географические и геополитические условия были препятствием для развития индустриализма или индустрии - это неустойчивый климат, сложный ландшафт, подверженность природным катаклизмам (что требует использования большого количества энергетических ресурсов). Незначительное число сырьевых колоний, малочисленные незамерзающие морские порты, протяженные коммуникации суши, имеющие низкую пропускную способность (отсюда ограниченность сырьевых ресурсов), не оптимальная плотность населения (либо недостаток, либо наоборот, переизбыток человеческих ресурсов).

Недостаток ресурсов не способствует формированию свободного рынка, а значит ведет к монополистической экономике и в своем естественном развитии превращается в государственный монополизм. Само государство становится либо единственным, либо подавляющим экономическим субъектом-собственником. Весь этот комплекс условий препятствует техническому развитию. В ответ на это государственный субъект вынужден мобилизовывать экономические усилия, что привод в экономике к ограничению возможностей функционирования либерального рынка и формированию системы административного регулирования экономических ресурсов.

Из всех видов ресурсов необходимых для функционирования индустриального общества, один является хотя и недостаточным, но, в полной мере восстанавливаемым и управляемым - это человеческие ресурсы. Поэтому важнейшим инструментом государственного управления для социалистических стран становится социальная политика.

Социальная политика, осуществляемая социалистическими странами способствует мобилизации человеческих ресурсов, что с одной стороны дает человеку минимум социальных гарантий, необходимых для осуществления производственной деятельности, а с другой- лишает его гуманитарных гарантий, обеспечивающих его самореализацию как свободной личности.

Геополитические условия вынуждают социалистические государства стремиться к первенству на мировой политической и экономической арене, а значит им в большей мере требуется мобилизация человеческих ресурсов, что с необходимостью ведет к усилению эксплуатации работников (от низшего до высшего квалификационного уровня). Результатом такой эксплуатации являются высокие научно-технические достижения в ряде областей, на которые нацелена деятельность государственного аппарата, и отставание в других областях. Иными словами, научно-техническое развитие становится некомплексным и зависимым от воли государственного субъекта, а не от естественных социально-экономических условий. По этой причине снижается роль естественных саморегулирующих социально-экономических факторов. Возрастает роль государственного субъекта в управлении и одновременно возрастает цена человеческой ошибки.

Труднодоступность сырьевых ресурсов и устойчивость научно-технического развития влияют на эффективность функционирования экономической системы, что ведет к низкому благосостоянию населения, снижению экономической активности организаций и угасанию мотивированности персонала. (?!)

Нарастающее экономическое отставание социалистических стран требует либерализации рынка, то есть снижение роли государства в управлении экономикой и детоталитаризация личности, освобождение ее от политического диктата и от идеологического давления. Возникновение данной тенденции свидетельствует, что социализм достиг пределов своего развития и превратился в поздний социализм или постсоциализм.

Индустриальное общество и капиталистическое и социалистическое дав толчок небывалому за всю историю человечества научно-техническому развитию, сформировало новые условия производительной деятельности человека:

1) изменился характер взаимосвязи в системе "работник-орудие труда" (техническое средство).

В настоящее время квалифицированность работника зависит не от навыков использования определенного набора технических средств, а от умения использовать свои навыки для создания новых технических средств, то есть современный человек не приспосабливается к имеющимся орудиям труда, а постоянно создает новые, приспосабливая их к характеру своей деятельности.

2)произошла дифференциация труда и эволюция системы организации трудовых взаимосвязей.

Первые цивилизации стали возможными в результате возникновения вертикальной дифференциации труда и организации иерархической системы управления трудом. В дальнейшем индустриальное общество сделало значительный шаг вперед благодаря возникновению горизонтальной дифференциации и организации труда по принципу " конвейера". В настоящее время на основе сложившейся системы организации труда возникают новые вариации связанные с матричными и проективными формами.

3) изменились содержание и структура этических ценностей и норм, в традиционном обществе (предшествующему индустриальному) генеральной ценностью являлось смирение, для которого были характерны такие установки, как:

"Неси свой крест" и " не собирай сокровищ на земле".

В индустриальном обществе главной мотивирующей ценностью становится достижение (или производительность).

В настоящее время на 1-ое место выходит ценность качества или высокие стандарты деятельности, видимо эта ценность и станет ведущей в будущем.

Современные мировые процессы имеют следующие особенности:

- конвергенция экономических систем

- глобализация

- трансформация индустриального общества

- возникновение предпосылок либо для возникновения нового информационного общества, либо для отката человечества назад.

В настоящее время происходит исчезновения таких "чистых" социально-экономических форм как социализм и капитализм. Этот процесс имеет обобщенное наименование конвергенция.

На данную тенденцию в 60-е годы обратил внимание Гелбрейт, который в частности отметил в своих трудах: "...размышляя о будущем, мы выявили бы такие важные значения, тенденции к конвергенции индустриальных обществ, как бы ни были различны их национальные или идеологические притязания. Мы имеем в виду конвергенцию, обусловленную приблизительно сходной системой планирования и организации".

Экономика как хозяйственная система обладает большой степенью неопределенности так как относит к классу больших и сложных систем, речь идет не просто о большом количестве элементов и связей между ними, а по существу о неограниченном количестве потенциально-возможных связей между элементами.

2-й важной особенностью хозяйственных систем является наличие в каждом элементе человека, как управляющей подсистемы. Это означает что как эффективность функционирования каждого элемента системы не могут быть полностью и однозначно определены из единого центра.

Одной из основных проблем функционирования хозяйственных систем является сложность управления ими.

Реформа- это преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, осуществляемое, как правило, с помощью новых законодательных актов. Реформа проводится "сверху" в целях совершенствования существующего строя (порядков, институтов, учреждений). Формально это нововведение любого содержания, однако, реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование.

Происходящие в России реформы трансформируют прежнюю экономическую систему в направлении формирования либерального рынка, который является не целью экономических реформ, а инструментом, при помощи которого общество может достичь качественно нового состояния. Поэтому социально-экономическая трансформация в России инициирована реформами нацеленными на создание нового хозяйственного механизма управления экономикой, представляющего собой синтез либерально-рыночных и плановых начал.

Наши рекомендации