Кредитование реального сектора

Финансирование воспроизводства осуществляется в основ­ном реальными деньгами, сбережениями предприятий и населе­ния. Временно свободные денежные средства мобилизует и на­правляет на развитие экономики в виде кредитов банковская система. Производство не может обходиться без кредитов, осо­бенно под оборотные средства.

Банки являются активными участниками экономических и финансовых отношений. Банки и производство — две стороны медали: банки не жизнеспособны без производства, а производство не может функционировать без банков; они заинтересова­ны в процветании друг друга*.

* Кризис в экономике, приведший к массовым неплатежам, отразился и на бан­ковской системе, что проявилось не только в крупных убытках, которые понес­ли банки, но и в банкротстве многих из них. Безусловно, какие-то банки по­страдали из-за рискованной политики. Но главным элементом риска являются условия, в которых они действуют.

Однако связь банков с реальным сектором не означает, что надо стремиться к слиянию банковского и промышленного ка­питала. В большинстве стран запрещено законом формирование финансового капитала, так как банки в этом случае направляют средства лишь в свои предприятия, а основное назначение бан­ков — не инвестировать, а кредитовать.

Предпосылкой кредитования является наличие на счетах од­них предприятий свободных денег и потребность в деньгах у других предприятий. Источники поступления средств для кре­дитования, объемы и направления кредитных вложений плани­руются кредитными организациями. В условиях дезорганизации денежного обращения, использования неденежных форм расче­тов кредитное планирование весьма затруднено и кредитные планы приобретают характер прогнозов.

Согласно законодательству, банки — это коммерческие ор­ганизации, предприятия, их продукция — обслуживание движе­ния денег, они действуют в интересах увеличения прибыли, размещают средства там, где более выгодно.

На начало 2000 г. действовали 1339 коммерческих банков, из них финансово-стабильных около 1000, остальные имеют дефи­цит капитала и не могут самостоятельно решить свои проблемы. В список 500 ведущих банков Европы входят 5 банков России: Сбербанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Онэксимбанк, Собинбанк. Около 10% банков имеют в уставном капитале ино­странные инвестиции, их доля в совокупном капитале банков России — 14% (квота, установленная Банком России, — 12%).

Валюта балансов всех коммерческих банков не превышает 100 млрд долл., причем 50% приходится на Сбербанк; это уро­вень среднего западного банка. Суммарные их активы по отно­шению к ВВП составляют менее 24% (в Англии — 250%, Гер­мании — 170, Китае — 120, Индии — 50%).

В мировой практике различаются универсальные, инвести­ционные, ипотечные, работающие с населением и другие банки. В России специализация коммерческих банков практически от­сутствует. В Послании Президента РФ парламенту отмечается, что нужны банки двух типов: расчетные центры и инвестицион­ные. Первые обеспечивают прозрачность перечислений средств клиентов, налоговые платежи и др.; вторые — эффективное размещение вкладов, отбор максимально выгодных проектов. Нужны и государственные банки с льготными условиями креди­тования для выполнения специальных функций (обслуживание госдолга и т.д.).

Становление банковской системы проходило в условиях стройства экономики страны. Коммерческие банки выросли на инфляционной прибыли, сверхвысоких процентных ставках и марже, прокручивании бюджетных денег, валютной спекуляции, грабеже клиентов, т. е. как не кредитные, а финансовые органи­зации, перекачивающие средства из реального производства.

После 17 августа 1998 г. балансы банков уменьшились в 3—4 ра­за, лишились лицензий банки с 1/4 всех банковских активов, 300 банков оказались на грани банкротства. Банки вложили в ГКО около 60 млрд руб. и эти деньги надолго выведены из оборота. Всего банковская система потеряла 100—150 млрд руб., в том чис­ле 45 млрд руб. из-за отказа государства платить по долгам.

. Разработана программа постепенной (3—4 года) реструкту­ризации банковской системы, которую реализует созданное на коммерческих началах Агентство по реструктуризации кредит­ных организаций (АРКО).

На помощь за счет АРКО могут рассчитывать банки, кото­рые в течение последних шести месяцев имели:

• не менее 1% частных вкладов от совокупной доли вкладов граждан во всех российских банках;

• не менее 1% активов от совокупной доли активов всех рос­сийских банков в виде предоставленных юридическим лицам кредитов (кроме кредитов, предоставленных банкам);

• не менее 20% частных вкладов от совокупной доля вкла­дов граждан в банках, расположенных на территории субъекта РФ (включая филиалы кредитных организаций, головные офисы которых расположены на территории иных субъектов РФ);

• не менее 20% активов от совокупной доли активов бан­ков, расположенных на территории субъекта РФ (включая филиалы кредитных организаций, головные офисы кото­рых расположены на территории иных субъектов РФ).

Банк, удовлетворяющий хотя бы одному из перечисленных критериев, переходит под управление агентства, если достаточ­ность капитала банка не превышает 2% и банком не удовле­творяются требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам.

Банк России регулирует различные стороны деятельности коммерческих банков, связанной с кредитованием, основными инструментами при этом являются:

1. Минимальный размер уставного капитала создаваемого банка; он должен быть не ниже суммы, эквивалентной 1 млн евро, дочерней кредитной организации иностранного банка — 10 млн евро, банка, ходатайствующего о получении генеральной лицензии на осуществление банковских операций, — 5 млн ев­ро. Рублевый эквивалент минимального размера уставного ка­питала определяется ежеквартально на основании курса европоотношению к рублю, установленного Банком России.

2. Рефинансирование. Банк России, осуществляя рефинанси­рование, предоставляет коммерческим банкам краткосрочные кредиты по учетной ставке, имеющей реальный положительный уровень (по отношению к инфляции), на рыночной основе, под залог активов. Предоставлению кредитов предшествует работа по анализу финансового состояния банка, определению его пла­тежеспособности, соблюдения обязательных экономических нор­мативов. Кредитные ресурсы определяют правительственная комиссия по вопросам финансовой и денежно-кредитной поли­тики и Совет директоров Банка России.

3. Резервные требования. Устанавливается норматив обяза­тельных резервов, суммы которых депонируются коммерческими банками в Банке России (в процентах к обязательствам кре­дитной организации, но не более 20%). Обязательные резервы устанавливаются и по привлеченным банками ресурсам ино­странной валюты.

Снижение нормативов резервов вызывает приток денег в экономику, так как банки получают возможность больше их выбрасывать на рынок, т.е. увеличиваются кредитные ресурсы. По резервам валютных средств такой же результат достигается не снижением, а повышением нормативов. Банки вынуждены продавать валюту, чтобы не отвлекать ее в резерв, Банку Рос­сии, который ее покупает, печатая для этого рубли. В результате пополняются валютные резервы Банка России без резкого паде­ния курса доллара. Количество рублей в обращении увеличива­ется, предприятия могут совершать платежи.

Кредитный рынок подразделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Денежный рынок предназначается для краткосрочных, а рынок капиталов — для средне- и долгой срочных ссуд. Структура банковских активов России больше приспособлена к краткосрочному кредитованию. Такие кре­диты берут торговые, посреднические фирмы, предприятия ТЭК с быстрой оборачиваемостью средств. Предприятиям, которым в короткий срок получить прибыль и вернуть долг сложно, банки предоставляют кредиты неохотно и под более высокие проценты.

Реальный сектор кредитуется при условии надежности за­емщиков, возможности контроля их финансов, наличия у бан­ков «длинных» денег, соразмерности между ожидаемым доходом и риском.

При принятии решений о долгосрочном кредитовании в первую очередь оцениваются инвестиционная привлекатель­ность проектов, а также наличие факторов неопределенности, ставящее под сомнение возвратность кредита и процентов по нему. При финансировании крупного проекта часто применяет­ся заимствование денежных ресурсов под гарантии. Кредитные риски в таких случаях распределяются среди участников проекта пропорционально вложенному капиталу.

Основную роль в кредитовании играют частно-коммерческие организации. Государственный кредит выступает на стыке фи­нансовых и кредитных денежных отношений, имея черты тех и других и выполняя регулирующие и фискальные функции в ка­честве кредитора, заемщика и гаранта по кредитам коммерче­ских банков.

Государственное кредитование осуществляется прежде всего за счет средств Бюджета развития с помощью Банка развития. На бюджетное кредитование переводятся не только предприятия, но и отрасли с сезонным циклом производства. Получая бюд­жетные ссуды на более выгодных условиях, предприятия пре­кращают кредитные отношения с коммерческими банками.

Бюджетное кредитование можно рассматривать как времен­ную меру поддержки предприятий в кризисный период. С вос­становлением утраченных из-за инфляции оборотных средств предприятия смогут брать и возвращать займы, что позволит нормально функционировать кредитной системе.

В развитых страдах доля кредитов в финансировании затрат производства составляет 30—60%, доля банков в перераспреде­лении сбережений в инвестиции — 40—50%. Нормативом кре­дитования экономики принято считать 100% к ВВП. Отношение совокупного объема банковских кредитов предприятиям и граж­данам к ВВП составляет: США — 119%, Германия — 113, Япо­ния — 193, Россия — 11% (по зарубежным рейтингам — 49-е место в мире). Кредиты нефинансовому сектору и гражданам составляют 1/3 банковских активов в России, в том числе про­мышленности — 20%*.

* Обеспеченность кредитов составила: залог — 76%, поручительство — 23,5, га­рантии — 0,5, необеспеченные — 15% от всех выданных сумм.

Государство отказалось от банковской монополии, но как видно не повернуло коммерческие банки лицом к проблемам экономики страны. Банковская система действует сама по себе, порой в интересах узкой группы лиц. Из наиболее возможных вложений средств (кредитование производства, прямые инвести­ции в реальный сектор, рынки ценных бумаг, межбанковских кредитов и валюты, доверительное управление крупными пред­приятиями) банки выбирают те, которые дальше от производст­ва. Они стремятся обслуживать экспортные операции, бюджет­ные деньги, размещают средства в зарубежных банках, т.е. выво­зят капитал, осуществляют другие небанковские операции, уходя от кредитования инвестиций. Долгосрочные кредиты предпри­ятиям в структуре активов банков сократились до 4—5%. Ряд крупных банков включился в процесс скупки контрольных паке­тов акций, оказавшись в результате собственниками ведущих предприятий России. Однако банковское управление не привело к повышению эффективности производства.

В мире основным инструментом кредитной политики являются процентные ставки, это мощный рычаг всей экономической поли­тики, вмешательства государства в рыночный процесс. Они влия­ют на инфляцию, инвестиционное кредитование, номинацию го­сударственного долга, распределение денег между реальным и спе­кулятивным секторами.

Ужесточение денежной политики, удорожание кредита ис­пользуются для ослабления инфляционного давления, компен­сации потерь финансовых институтов из-за инфляции, удержа­ния клиентуры. Но оно одновременно замедляет экономический рост и негативно сказывается на занятости населения.

Процентные ставки должны ориентироваться на уровень рентабельности промышленности, быть положительными, т.е. привязанными к уровням инфляции, валютного курса. Допус­тимы и отрицательные ставки (ниже уровня инфляции)*.

* В Китае доля инвестиций в ВВП — 1/3, процентная ставка отрицательная (но­минальная ставка минус индекс инфляции равняется минус 10%).

Ставка рефинансирования Банка России составляет 33%. Та­кие проценты ставят барьеры движению денег в реальный сектор экономики, который неспособен занимать дороже 10—15%.

Низкие процентные ставки (до 4% годовых) были использованы Л. Эрхардом при послевоенном восстановлении экономики Германии. В Европе процентные ставки редко где превышают 3% годовых, а в Японии — всего лишь 0,15%. Федеральная резервная система США продает деньги за 6% годовых.

Европейский центральный банк (ЕЦБ) в апреле 1999 г. снизил учетную ставку на 0,5%, чтобы способствовать выходу экономики ЕС из застоя. А в ноябре 1999 г. ставка была повышена с 2,5 до 3% годовых (Банк Англии — до 5,5%) для удержания инфляции ниже 2%, что признается уровнем ценовой стабильности. Повышение ставки успокоило финансовый рынок, повысило привлекательность евровалюты.

Российское государство может использовать процентные ставки в интересах экономического роста, опираясь на особое положение Сбербанка РФ, который мобилизует около 70% всех вкладов населения, обладает высоким рейтингом, развитой фи­лиальной сетью, государственными гарантиями по депозитам. Контрольный пакет акций Сбербанка принадлежит государству, что создает благоприятные условия для оживления кредитного рынка. Поскольку на процентные ставки Сбербанка ориенти­руются все другие банки, возможно удешевление кредитов в ка­честве государственной меры в интересах повышения инвести­ционной активности в стране. Уровень рентабельности про­мышленности не превышает 6%. Пусть льготные ставки ока­жутся ниже инфляции, это эффективнее, чем возрождать ГКО и занимать деньги за рубежом.

Наши рекомендации