Государственное регулирование ценообразования. Ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании
Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:
товары (работы, услуги) субъектов хоз-ния, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров РБ
Гос-е органы, осущ-щие регулирование ценообразования, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен (тарифов) исходя из гос-х интересов и складывающейся соци-экономической ситуации в республике в порядке, устан-м зак-вом
Государственную политику в области ценообразования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь определяет Президент Республики Беларусь.
Государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием в Республике Беларусь, в соответствии с законодательством являются:
республиканский орган государственного управления по вопросам экономики, на который возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием;
другие республиканские органы государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием;
областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.
Способы государственного регулирования:
1) Установление фиксированных цен
фиксированная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине
2) Установление предельных цен
предельная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами;
3) Установление предельных нормативов рентабельности – соотношение нормы прибыли и затрат (ранее в аудиторских услугах)
предельный норматив рентабельности - устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах
4) Декларирование цен
декларирование цен (тарифов) - регистрация цен (тарифов) юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих государственных органах, осуществляющих регулирование ценообразования
5) (определение) установление порядка определения и применения цен и тарифов
2.3. не являются правонарушениями:
-превышение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке;
-реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов), за исключением цен (тарифов) на товары (работы, услуги), включенные в перечень, определенный в пункте 1 настоящего Указа;
-реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства, товары, произведенные из сырья, переданного резидентом или нерезидентом Республики Беларусь на переработку на давальческих условиях, расчета отпускных цен в установленном порядке на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), за исключением регулируемых в соответствии с настоящим Указом.
Органами контроля являются Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, отделы цен облисполкомов и Минского горисполкома, а также инспекторы по контролю за ценами в городах, районах и районах городов.
Основными задачами этих органов являются:
—социально-экономический анализ формирования цен, их динамики, изменения структуры, соответствия реальным условиям производства и реализации продукции;
—проверка экономической обоснованности цен, правильности оценки улучшения потребительских свойств продукции;
—проверка совместно с органами стандартизации соответствия качества продукции ГОСТам, стандартам организаций и другой технической документации.
Органы контроля в соответствии с возложенными на них задачами:
— проверяют правильность установления и применения субъектами хозяйствования цен (наценок, надбавок), порядок свободного ценообразования, оказывают им методическую помощь в этих вопросах;
- вносят в соответствующие органы управления предложения о государственном регулировании цен в случаях необоснованного и чрезмерного их роста, снижения производства продукции в натуральных показателях;
- дают субъектам хозяйствования обязательные для исполнения указания об устранении нарушений дисциплины цен, причин и условий, порождающих их;
- принимают решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством.
Должностные лица органов контроля имеют право:
- получать от министерств, ведомств, субъектов хозяйствования материалы и документы, необходимые для установления, согласования и применения цен, а также объяснения должностных лиц по этим вопросам;
- беспрепятственно посещать (при наличии служебных удостоверений) министерства, ведомства, субъекты хозяйствования для осуществления контроля за установлением и применением цен;
- привлекать к проверкам соблюдения дисциплины цен специалистов министерств, ведомств, объединений, предприятий, организаций (с согласия их руководителей);
- давать обязательные для всех субъектов хозяйствования указания об устранении нарушений дисциплины цен и причин, порождающих их;
- вносить в министерства, ведомства, субъекты хозяйствования предложения о привлечении к ответственности виновных в нарушении государственной дисциплины цен;
- принимать решения о применении к министерствам, ведомствам, субъектам хозяйствования экономических санкций за несоблюдение порядка установления и применения цен согласно действующему законодательству и вносить в соответствующие органы предложения по этим вопросам;
- направлять при выявлении признаков уголовно наказуемых действий материалы в правоохранительные органы.