Государственное регулирование ценообразования. Ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании

Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

товары (работы, услуги) субъектов хоз-ния, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;

отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров РБ

Гос-е органы, осущ-щие регулирование ценообразования, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен (тарифов) исходя из гос-х интересов и складывающейся соци-экономической ситуации в республике в порядке, устан-м зак-вом

Государственную политику в области ценообразования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь определяет Президент Республики Беларусь.

Государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием в Республике Беларусь, в соответствии с законодательством являются:

республиканский орган государственного управления по вопросам экономики, на который возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием;

другие республиканские органы государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием;

областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.

Способы государственного регулирования:

1) Установление фиксированных цен

фиксированная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине

2) Установление предельных цен

предельная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами;

3) Установление предельных нормативов рентабельности – соотношение нормы прибыли и затрат (ранее в аудиторских услугах)

предельный норматив рентабельности - устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах

4) Декларирование цен

декларирование цен (тарифов) - регистрация цен (тарифов) юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих государственных органах, осуществляющих регулирование ценообразования

5) (определение) установление порядка определения и применения цен и тарифов

2.3. не являются правонарушениями:

-превышение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке;

-реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов), за исключением цен (тарифов) на товары (работы, услуги), включенные в перечень, определенный в пункте 1 настоящего Указа;

-реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства, товары, произведенные из сырья, переданного резидентом или нерезидентом Республики Беларусь на переработку на давальческих условиях, расчета отпускных цен в установленном порядке на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), за исключением регулируемых в соответствии с настоящим Указом.

Органами контроля являются Департамент ценовой по­литики Министерства экономики Республики Беларусь, отделы цен облисполкомов и Минского горисполкома, а также инспекторы по контролю за ценами в городах, райо­нах и районах городов.

Основными задачами этих органов являются:

—социально-экономический анализ формирования цен, их динамики, изменения структуры, соответствия реаль­ным условиям производства и реализации продукции;

—проверка экономической обоснованности цен, пра­вильности оценки улучшения потребительских свойств про­дукции;

—проверка совместно с органами стандартизации соот­ветствия качества продукции ГОСТам, стандартам органи­заций и другой технической документации.

Органы контроля в соответствии с возложенными на них задачами:

— проверяют правильность установления и примене­ния субъектами хозяйствования цен (наценок, надбавок), порядок свободного ценообразования, оказывают им ме­тодическую помощь в этих вопросах;

- вносят в соответствующие органы управления пред­ложения о государственном регулировании цен в случаях необоснованного и чрезмерного их роста, снижения произ­водства продукции в натуральных показателях;

- дают субъектам хозяйствования обязательные для ис­полнения указания об устранении нарушений дисципли­ны цен, причин и условий, порождающих их;

- принимают решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством.

Должностные лица органов контроля имеют право:

- получать от министерств, ведомств, субъектов хозяйст­вования материалы и документы, необходимые для установления, согласования и применения цен, а также объяснения должностных лиц по этим вопросам;

- беспрепятственно посещать (при наличии служебных удостоверений) министерства, ведомства, субъекты хозяй­ствования для осуществления контроля за установлением и применением цен;

- привлекать к проверкам соблюдения дисциплины цен специалистов министерств, ведомств, объединений, пред­приятий, организаций (с согласия их руководителей);

- давать обязательные для всех субъектов хозяйствова­ния указания об устранении нарушений дисциплины цен и причин, порождающих их;

- вносить в министерства, ведомства, субъекты хозяй­ствования предложения о привлечении к ответственности виновных в нарушении государственной дисциплины цен;

- принимать решения о применении к министерствам, ведомствам, субъектам хозяйствования экономических санкций за несоблюдение порядка установления и приме­нения цен согласно действующему законодательству и вно­сить в соответствующие органы предложения по этим воп­росам;

- направлять при выявлении признаков уголовно наказуемых действий материалы в правоохранительные органы.

Наши рекомендации