Понятие трудового (страхового) стажа

Право на многие виды социального обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила юридическое оформление через институт трудового стажа. Помимо указанной деятельности, в трудовой стаж включаются также периоды, когда гражданин не мог работать по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с необходимостью ухода за ребенком или инвалидом; в связи с учебой в вузах по очной форме обучения и т.п.)

Трудовой стаж - это продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности, а также других периодов, с которыми связано наступление определенных правовых последствий в социальном обеспечении. Трудовой стаж является одним из необходимых фактов в сложном юридическом составе, порождающем возникновение большинства пенсионных правоотношений (за исключением правоотношений по обеспечению социальными пенсиями), правоотношений по предоставлению отдельных видов пособий, а также социальных льгот.

Продолжительность трудового стажа самым непосредственным образом влияет на содержание правомочий субъектов правоотношений, с ее учетом определяются размеры трудовых пенсий и пособий, объем социальных льгот по закону "О ветеранах" от 12.01.95№5-ФЗ*. Непродолжительность выражает лишь количественную сторону трудовой и иной общественно-полезной деятельности. Качественная сторона трудовой деятельности проявляется в особенностях производственных условий (вредные, тяжелые, особо вредные и тяжелые) и климатических зон (районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним), в которых она осуществлялась. С учетом указанных характеристик трудовой стаж подразделяется на следующие виды: общий, специальный и непрерывный. Причем специальный и непрерывный стаж являются частью общего трудового стажа.

СЗРФ, 1995,№·3,Ст. 168.

==98

В связи с реформой пенсионного обеспечения в России институт трудового стажа, вероятно, утратит свое значение. Его заменит институт страхового стажа. Но это должно происходить постепенно без снижения объема накопленных прав как у лиц, уже получающих пенсии, так и у лиц, имеющих большой трудовой стаж к моменту введения в действие нового законодательства.

Как уже отмечалось, в результате осуществления пенсионной реформы второй уровень в пенсионной системе займет трудовая (страховая) пенсия, исчисляемая с учетом продолжительности страхования, величины страховых взносов и ряда других факторов. Реализация реформы началась с принятия 1 апреля 1996 г. Федерального Закона № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования". Работа по организации персонифицированного учета на территории страны проводилась поэтапно и уже практически завершена.

Персонифицированный учет строится на следующих принципах: - единства и федерального характера государственного пенсионного страхования в РФ; - всеобщности и обязательности уплатыстраховых взносов в ПФР иучета сведений о застрахованных лицах; - доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, - использования сведений о застрахованных лицах исключительно для целей пенсионного обеспечения; - соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов; - осуществления учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования его для назначения пенсии.

В ст. 1 Федерального Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ сформулировано определение страхового стажа.

Страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.

Из этого определения можно сделать следующие выводы. Во-первых, поскольку в страховой стаж включаются только периоды трудовой деятельности с уплатой взносов, то неработающие лица не могут вносить взносы на обязательное пенсионное страхование. Во-вторых, если трудо-

==99

вая деятельность не осуществляется по объективным социально значимым причинам (безработица, болезнь, уход за ребенком и пр.), зачет этих периодов в страховой стаж производиться не должен. Для многих застрахованных это приведет к сокращению фактической продолжительности страхового стажа по сравнению с трудовым, а следовательно, и к уменьшению размера страховой пенсии. В-третьих, нуждается в уточнении понятие трудовой деятельности. Поскольку обязательные пенсионные взносы взимаются с доходов индивидуальных предпринимателей, вознаграждений по гражданско-правовым договорам о выполнении работ или оказании услуг, по авторским договорам, то эту деятельность законодатель, вероятно, отнес к "трудовой", что прямо не согласуется с теорией трудового права.

Федеральным Законом "Об обязательном социальном страховании"от16.07.99 .№ 165-ФЗ в понятие страхового стажа внесена корректировка. В соответствии со ст. 3 этого закона страховой стаж определен как суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов. Ссылка на трудовую деятельность уже отсутствует и возникает противоречие между законами.

В настоящее время в праве социального обеспечения существуют институты - общего трудового стажа (ОТС), специального трудового стажа (СТС), непрерывного трудового стажа (НТС) и выслуги лет. Очевидно что и в будущем для приобретения права на различные виды социально-страховых пенсий и пособий необходимо будет иметь разные виды страхового стажа. В частности, для страховой пенсии по старости потребуется общий страховой стаж, на пособие по временной нетрудоспособности - непрерывный страховой стаж, на пенсию за выслугу лет - профессиональный страховой стаж и т.п.

§ 7.2. Общий трудовой стаж •

Общий трудовой стаж (ОТС) - это суммарная продолжительность

работы по трудовому договору, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе, независимо от перерывов.

ОТС является юридически значимым обстоятельством в сложном составе порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении. Продолжительность ОТС прямо влияет на размеры трудовых пенсий.

К оглавлению

==100

В общий трудовой стаж включается любая работа по трудовому договору, работа в качестве члена колхоза или другого кооперативного предприятия; иная работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; предпринимательская деятельность без образования юридического лица, в том числе в сельском хозяйстве.

Период творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и других, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов, приравнивается к указанной работе.

Служба в составе Вооруженных Сил РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил СНГ, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, внешней разведки, органах контрразведки РФ, министерствах и ведомствах РФ, в которых предусмотрена военная служба, в бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности бывшего СССР (в том числе когда они именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включается в ОТС. С 1993 г. военную службу в РФ проходят: - по призыву - сержанты, старшины, солдаты и матросы, а также курсанты военных образовательных учреждений до заключения контракта. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права на освобождение или отсрочку; - по контракту, в случае его заключения - офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты военных образовательных учреждений, сержанты, старшины и матросы. Контракт вправе заключить мужчины в возрасте от 18 до 40 лет, женщины в возрасте от 20 до 40 лет.

Офицеры, проходящие военную службу по призыву, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту.

В ОТС засчитывается также время учебы в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.

==101

Наравне с работой в ОТС включаются следующие периоды: временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы; инвалидности I и II групп вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, престарелым, если он нуждается в постороннем уходе по заключению медицинского учреждения; ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности; проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности для их трудоустройства, без ограничения сроком*; проживания за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности; содержания под стражей, отбывания наказания, отстранения от должности в связи с незаконным привлечением к уголовной или административной ответственности; пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; выплаты пособия по безработице, стипендии от службы занятости, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Согласно инструктивному письму ПФР и Минсоцзащиты РФ от 20.02.92 № ЮСИ-22/ИН; 1-299-17 время работы по договорам подряда и поручения подлежит зачету в ОТС.

Гражданам, проживавшим на временно оккупированных территориях СССР или других государств в период Великой Отечественной войны, а также на территории государств, находившихся в состоянии войны с СССР, достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, в ОТС засчитывается все время их пребывания на данной территории после достижения 16 лет, если они в указанный период не совершили преступления.

Иностранцам, лицам без гражданства и членам их семей работа за границей включается в ОТС, если не менее двух третей его приходится на работу в СССР и иное не предусмотрено международным договором.

При исчислении трудовых пенсий с применением индивидуального коэффициента по Федеральному закону от 21.07.97 № 113-ФЗ многие из указанных выше периодов во внимание принимаются. Помимо работы по трудовому договору, учитываются календарно только периоды военной и приравненной к ней службы по ст. 89 и ст. 90 Закона РФ от 20.11.90, а

* Закон РФ от 27.01.95 № 10-ФЗ. - "Российская газета", 02.02.95.

==102

также время выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда в другую местность по направлению службы занятости, временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и инвалидности I и II группы вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела.

Наши рекомендации