Классификация земельных правоотношений

Существенные различия природных свойств земли и неодинако­вость хозяйственного ее использования могут обусловливать самые разнообразные земельные отношения.

ОснованияОдни отношения складываются в процессе

классификациисельскохозяйственного производства; дру-

земельныхгие —~ ПРИ использовании земли в промыш-

правоотношенийленности и строительстве; третьи — в лесном хозяйстве; четвертые — при выделении и ис­пользовании земель поселений (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов) и т. д. Это позволяет говорить о клас­сификации земельных отношений по основному хозяйственному назна­чению земель. Каждый из названных в § 1 данной главы четырех эле­ментов правоотношений приобретает здесь свое значение. Так, земель­ные правоотношения в сфере сельскохозяйственного производства имеют «свои» правовые нормы, свой объект, своих участников отноше­ний, свое правовое содержание, выражающееся в осуществлении прав и соблюдении определенных обязанностей при сельскохозяйственном использовании земли.

Классификацию земельных правоотношений можно строить и по другим признакам, в зависимости от того, какую особенность земель­ных правоотношений мы намерены выделить и исследовать. Свое юри­дическое значение имеет, например, классификация земельных право­отношений по их субъекту. Участниками этих отношений могут высту­пать коммерческие сельскохозяйственные предприятия, общественные

1 Общая теория советского земельного права. М., 1983. С. 155—159.

организации, граждане и т. д. По своему содержанию земельные право­отношения характеризуются теми правами и обязанностями, которые должны определять поведение их участников. Так, праву того или ино­го гражданина на получение земли соответствует обязанность государ­ственного органа предоставить или содействовать в предоставлении ему земельного участка. Праву арендодателя, сдавшего участок в аренду, со­ответствует обязанность арендатора своевременно выплачивать аренд­ную плату за пользование землей.

РазнообразиеПо функциональному назначению земельные

земельныхправоотношения могут быть регулятивными

правоотношенийи правоохранительными.

Регулятивные правоотношения — это такие урегулированные нор­мами земельного права земельные отношения, которые выражаются в совершении участниками данных отношений позитивных (положи­тельных) действий. Это — обычные, чаще всего возникающие на практике земельные отношения, примеры которых уже приводились выше.

Правоохранительные правоотношения, в отличие от регулятивных, вызываются аномалией, отклонением в поведении участника земель­ных отношений от нормы закона. Поэтому правоохранительные зе­мельные отношения возникают по поводу правонарушений, когда на­ступает необходимость юридического воздействия на нарушителя зе­мельного законодательства. Названные отношения могут складываться и при отсутствии правонарушения, когда есть угроза его наступления. Поэтому, например, со стороны органов земельного контроля могут быть приняты охранительные (предупредительные) меры, чтобы не допустить назревающего правонарушения.

Земельные правоотношения могут быть материальными, возни­кающими на основании норм материального права, и процессуальны­ми — на основании процессуальных норм.

Материальные правовые нормы — это те, которые устанавливают какие-то существенные права и обязанности участников земельных правоотношений, например право на получение земельного участка, обязанность охранять плодородие угодий, не нарушать интересов со­седних землепользователей и т. д. Соответствующие этим нормам зе­мельные отношения называются материальными.

Процессуальные нормы устанавливают формы реализации матери­альных норм (порядок подачи заявлений, просьб и ходатайств о пре­доставлении (продаже) земли, порядок проведения торгов, правила обжалования решений государственных органов, процедуру рассмот­рения земельных споров, если они возникают, и т. п.). Возникающие в связи с этим отношения признаются процессуальными.

Особенности правоотношений государства — собственника земли

Наиболее сложными по своему юридическому содержанию являются земельные правоотно­шения, в которых реализуются права государ­ства как собственника земли. Управленческий государственный орган, как и всякий собст­венник, имеет право «господства над вещью» (так называемое «абсо­лютное право»). Но из этого не следует, что он может игнорировать экономические законы, пренебрегать нормами права, не считаться с

законными интересами землепользователей, подавлять хозяйственную самостоятельность сельскохозяйственных предприятий, фермерских хо­зяйств, отдельных граждан и других землепользователей. Государство, как любой собственник земли, должно стремиться строить свои отно­шения с пользователями на взаимовыгодной основе. Для этого необхо­димы в системе государственных органов хозяйственные структуры, ко­торые квалифицированно (без потерь для государства — собственника земель) участвовали бы в сделках с землей, при ее приватизации, арен­де и т. д.

Государственный орган, действующий в качестве хозяйствующего субъекта, должен проявлять повышенное внимание к тому, чтобы ни его собственные действия, ни действия его партнеров — пользователей земли не наносили ущерб природе, чтобы в заключаемых с его уча­стием арендных договорах нашли отражение надлежащие права треть­их лиц — например, владельцев коммуникаций, проходящих по земле, предоставленной в сельскохозяйственную аренду. Иными словами, го­сударственный орган должен не только блюсти имущественные инте­ресы государства, но и проявлять повышенную заботу о соблюдении всего комплекса нормативных актов, относящихся к земле. Эта по­следняя сторона земельных отношений подчеркнута в законодательст­ве о порядке государственного контроля за использованием и охраной земель. Этот контроль за использованием и охраной, как известно, возлагается на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимо­сти, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальные органы (п. 1 Положения о государственном зе­мельном контроле, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006г. №689).

Иные земельныеОни могут возникать, изменяться или пре-
отношениякращаться на основании правомерных и не-

правомерных действий (правонарушений).

Так, например, при систематическом нарушении земельного законо­дательства пользователь может быть лишен права на землю. Земель­ный участок может быть изъят (выкуплен) и при отсутствии наруше­ний, если он понадобился для государственных или общественных

нужд.

Изменения в содержании земельных правоотношений происходят при частичном изъятии земель, например в случае соглашения сторон об изменении условий договора аренды, а также при некоторых дру­гих обстоятельствах, не приводящих к полному прекращению права пользования землей.

Наконец, земельные правоотношения могут различаться по степе­ни взаимной обязанности их участников. Они могут быть отношения­ми равноправия (партнерские отношения) и отношениями подчинен­ности одной стороны другой. Как правило, равноправные земельные отношения возникают между теми или иными хозяйствами — пользо­вателями земли. Так, согласование между соседями порядка использо­вания граничащих (смежных) участков осуществляется путем свобод­ной договоренности. Одна сторона не может диктовать другой обяза­тельных условий поведения, не учитывающих интересов соседа.

Стороны этих отношений обязаны в равной мере воздерживаться от нарушения установленного порядка пользования землей. Устранение нарушений допускается не путем «самосуда», а компетентным орга­ном государства (органами Федеральной службы земельного кадастра, судом, арбитражным судом). Партнерские отношения складываются между арендатором и арендодателем, между сельскохозяйственными предприятиями и коллективом — собственниками земельных долей, поскольку участники этих отношений обязаны уважать права друг друга, добиваться взаимного согласия, не нарушать законных интере­сов другой стороны.

При отношениях подчиненности складывается иной характер по­ведения субъектов права пользования землей. В этих отношениях, как правило, одной из сторон является орган управления, который по за­кону правомочен давать те или иные указания землепользователю, до­биваться от него тех или иных действий, контролировать его поведе­ние и т. д. Так, должностное лицо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) может потребовать от сельскохозяйственного предприятия и всякого другого предприятия (хозяйства) прекращения работ, угрожающих состоянию угодий, и землепользователь, собственник, землевладелец обязаны подчинить­ся этим законным требованиям.

Наши рекомендации