Теории происхождения права

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения гос-ва.

Естественно-правовая теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев).

Главными идеями являются: 1) разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;

2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от Бога.

Достоинства: 1. это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

2. законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

3. провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

Недостатки:

1. данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно;

2. такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Историческая школа права (Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие).

Основные идеи: 1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;

2) право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр "национального духа", глубин "народного сознания";

3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие "естественные" права человека.

Достоинства: 1. впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

2. справедливо подчеркивается естественность (эволюционность) развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

3. верно подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Недостатки:1. данная теория во время своего возникновения объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи Французской революции; как идеология феодализма - уже отживающего строя;

2. ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений.

Нормативистская теория (Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие).

Основные идеи: 1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

2) по Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства: 1. верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы;

2. нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

3. признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Недостатки: 1. представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;

2. признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм.

Материалистическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие).

Основные идеи: 1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

Достоинства: 1. в связи с тем, что представители данной теории понимали право как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;

2. показали обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него;

3. обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.

Недостатки: 1. преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивали существование права историческими рамками классового общества;

2. излишне жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом и тем самым умаляли другие причины и условия, влияющие на право.

Психологическая теория (Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие).

Основные идеи: 1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как "действительное" право.

Достоинства: 1. обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр.

2. акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.

Недостатки: 1. представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права;

2. "подлинное" (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, поэтому в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Социологическая теория (Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд).

Основные идеи: 1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего;

2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права;

3) формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Плюсы: 1. она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение;

2. фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права;

3. хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Минусы: 1. если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

2. в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.

14. Естественно-правовая (договорная) теория происхождения государства и права.

Представители: Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев.

Государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.

Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью - расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

Главные идеи о праве: 1) разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;

2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от Бога.

Плюсы. Договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя вплоть до восстания.

1. это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

2. законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

3. провозглашает источником прав человека природу и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

Минусы.Недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных начал.

1. данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно;

2. такое понимание права связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

15. Причины, пути (формы) возникновения государства.

Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.

Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

В теории государства и права выделяют два пути возникно­вения государства: восточный и западный.

1. Восточный путь возникновения государствапредставляет со­бой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство.

По форме правления эти государства были абсолютными монархиями. Власть - деспотичный характер. Та­кие государства имели мощный чиновничий аппарат. Экономи­ка основывалась на государственной и общественной формах собственности. Частная собственность была, но она не оказыва­ла существенного влияния на экономику.

К основным причинам появления государств следует отнести: потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием посевного земледелия; необходимости объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий; необходимость единого централизованного руководства этими массами.

2. Западный путь формирования государствахарактеризуете классовым разделением общества, интенсивным формирование частной собственности на землю, скот, рабов.

Теория государства и права традиционно выделяет три основные формы возникновения государств: афинскую, римскую, древнегерманскую.

Афинская— это классическая форма возникновения госу­дарства. Государство возникает непосредственно и преимущест­венно из-за классовых противоречий, существующих внутри об­щества.

Римская— родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне это­го общества, несущим обязанности, но лишенным политичес­ких прав плебсом. Имущая часть этого плебса (богатые куп­цы, ремесленники) требовала передела власти и разрушения старой родовой организации. Борьба и победа плебеев взрыва­ет строй, на развалинах которого возникает государство, в ко­тором растворяется аристократия и плебс (реформы Сервия Туллия).

Древнегерманская— государство появляется в результате насилия, завоевания дикими германскими племенами (варва­рами) экономически развитых для того времени территорий бывшей Римской империи.

3. Синтезный путьформирования государства свойственен народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием поли­тического и имущественного неравенства одновременно. Расслоение различных групп в первую очередь происходило по их положению в системе властно-государствен­ной иерархии, выполнению определенных управленческих функ­ций. Потребность в объединении значительных масс людей и больших территорий была обусловлена угрозой извне.

Длительное сохранение общинной организации, органов пле­менной демократии было вызвано внешней угрозой, отражение которой было возможно при объединении усилий общинников. Военно-организаторские и управленческие функции в этих ус­ловиях закреплялись за военным вождем и его дружиной. Од­нако в результате завоевательных походов в руках вождя и его дружины скапливались богатства, обеспечивая им единство власти и собственности. Рабский труд не получил здесь широкого распространения в силу прочности общинных порядков, а также своей экономической неэффективности. Одновремен­ное складывание политического и имущественного неравенства стало основой формирования институтов раннефеодального государства. Разорившиеся общинники попали в экономическую зависимость от богатых общинников, которые прибрали к своим рукам общинную землю и становились правящим классом феодалов. Так формировалось государство у германских племен, в древней Руси, Ирландии и т.д.

16. Плюрализм в понимании и определении государства.

Государствопонимание - это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслит. деят-ти чел-ка, включающей познание государства и отношение к нему как к целостному явлению. Государство рассматривается в 2 аспектах: как страна, как орг-ция полит. власти, система институтов полит. власти.

Нет общепринятого определения государства. Существует плюрализм в понимании и определении государства, потому что государство – это внутренне противоречивый постоянно изменяющийся результат деятельности общества. Выделяется несколько подходов в понимании государства:

1) Теологический (государство - это продукт божественной воли, государственная власть вечна, построена на вере); 2) Арифметический (территория + население + власть = государство); 3) Юридический (государство как юридическое лицо, определенное правоотношение, характеризуется связанностью деятельности государства с его органами); 4) Социологический ( Г - как наиболее сильная верховная организация власти у населения, которая проживает на опред. территории, Г как союз людей, властвующих на опред. территории); 5) Кибернетический (Г как институт, цель которого установление порядка).

Выработанные политической мыслью многочисленные понятия и определения государства позволяют сделать следующие методологически значимые выводы:

1) государство - это продукт жизнедеятельности общества в целом;

2) государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая и противоречивая структура на всех уровнях (экономика, собственность, формы сознания, личность, социальные классы, социальные группы и др.);

3) общество, в котором есть государство, - это государственно-организованное общество; для такого общества государство - это форма его существования;

4) на теоретическом, познавательном уровне государство и общество не совпадают друг с другом;

5) при любом определении государства речь идет и об определенных властных институтах, государственном аппарате, системе властных государственных органов, в деятельности которых заняты специфические социальные группы;

6) развитые, сложные, противоречивые объективные потребности общества в государстве определяют и само назначение, функции, цели, задачи, деятельность государства.

Вывод: невозможно сформулировать полное определение государства. По мнению Алексеева, государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях обеспечения различных функций, и способная делать свои веления обязательными для всех.

Наши рекомендации