Идеология и социально-политическое знание. Теории деидеологизации и реидеологизации
Идеология – это совокупность идей, ценностей, принципов и представлений, в которых определённые группы людей осознают себя, своё положение в существующей действительности, выражают свои потребности и интересы, формулируют свои цели и устремления и обосновывают пути их достижения с помощью коллективных действий в общественной жизни и политике.
Социально-политические знания (ценности и идеалы), которые людям одной исторической эпохи кажутся вполне естественными, разумными и ясными, людям другой эпохи кажутся противоестественными, фантастическими и туманными.
Растущее влияние науки в жизнедеятельности общества вызвали к жизни в начале 60-х гг.
Теорию деидеологизации общества (авторы: американские социологи Даниел Белл, Элвин Тоффлер, Джон Гэлбрейт). Суть – заключается в утверждении, что И как выражение интересов противостоящих друг другу социально-классовых сил в постиндустриальном обществе утрачивает свое прежнее значение.
Концепция реидеологизации (стала результатом идеологического обновления общество) является одновременным и отрицанием, и своеобразным продолжением теории деидеологизации. Сохранив основной тезис последней - противопоставление науки и И, - авторы исходят из того, что общественные науки не способны дать ответы на вопросы о смысле человеческой жизни, о социальных ценностях, идеалах и целях. Ответы на подобные вопросы призвана давать И.
7. Основания классификации и виды идеологии. Понятия идейно-политического течения и идейно-политического спектра.
Классификация – один из методов научного познания, состоящий в делении некоторого класса явлений на виды, деления этих видов на подвиды и т.д. Классификация политических идеологий:
· По их носителям (группы, общности людей);
· Особенностям мышления и масштабам притязаний их носителей;
· Характеру выражаемого в идеологиях отношения к существующей соц. действительности;
· Предлагаемым способам реализации сформированных идеалов, ценностей, целей.
Виды: групповые, сословные, классовые, конфессиональные, национальные, корпоративные, партийные и государственные.
По масштабу:
Глобальные идеологии – выработка общего для всего человечества понимания и объяснения мира (либерализм, консерватизм, социализм).
Локальные идеологии формируются территориальными сообществами-государствами или группами сопредельных гос-в, действующих как единое целое (социальные доктрины католицизма, православных церквей и ислама). Проявляются в ответ на потребности регуляции отношений между разл. обществ. силами внутри опред. региона и направлены на обеспечение целостности и всестороннего прогресса опред. страны или группы стран, общего блага их народов.
Частные идеологии акцентируют внимание на насущных интересах отдельных соц. групп, функционируют на психологическом ур-не.
По характеру выражаемого в идеологиях отношения их носителей:
Прогрессивные идеологии усматривают определенный непорядок в обществе и формулируют цели и задачи его преобразования путем нововведений (либерализм, социализм).
Консервативные идеологии оправдывают существующий социально-политический порядок; их приверженцы настороженно относятся к любым социальным преобразованиям в опасении, что произвольное вмешательство в общественное устройство приведет к резкому ухудшению положения дел.
Реакционные идеологиикритически оценивают существующую социальную действительность. Носители таких воззрений упрекают прогрессистов в том, что их действия являются причиной упадка и деградации общественной жизни.
По предлагаемым способам реализации сформированных идеалов и целей идеологии:
Радикальные идеологии (революционные) обосновывают необходимость быстрого и коренного преобразования существующей действительности.
Реформистские идеологии (умеренные) ориентируют своих носителей на применение постепенных и умеренных реформ как способа достижения сформулированных целей. Обычно выступают средние слои населения, которые не вполне удовлетворены своим реальным положением в обществе.
Идеологии подразделяются также на:
Традиционные – те, которые оформились к середине XIX в. И обслуживали интересы основных социальных классов Нового времени (либерализм, консерватизм, социализм).
Нетрадиционные – те, которые либо актуализировались в первой половине XX в., либо сформировались к рубежу XX-XXI вв. и отражают интересы самых различных по своему составу групп людей (национализм, фашизм, пацифизм, феминизм, экологизм, глобализм, антиглобализм, фундаментализм).
Идейно-политический спектр обозначает определенную систематизацию различных видов общественно значимых идеологий, а также их носителей – политических партий и общественных движений.
Определения «левый» и «правый» характеризуют содержание и степень радикализма политических идеологий и их носителей. Левыми принято называть все идейно-политические течения, участники которых в целом разделяют приверженность идеям свободы, равенства, братства (защищают интересы наемных рабочих, небогатое население). Правые – течение, участники которого в общих чертах разделяют приверженность существующему общественному порядку, принципам авторитета, иерархии (отстаивают интересы имущих слоев).