Государство Кочевых Узбеков: территория, политическая история, общественный строй

Государство Кочевых Узбеков – тюрское государство образовавшееся в результате распада Золотой Орды и усилившихся феодальных усобиц как в самой Золотой Орде, так и в империи Тимуридов в восточной части Дашт-и-Кипчаков на территории Казахстана в 1420-х годах. Оно просуществовало более сорока лет, но сыграло значительную роль в дальнейших судьбах народов Средней Азии и Казахстана. Основателем этого государства был Абул-Хаир хан. В середине 15века государство объединяло под своей властью обширную территорию, в которую входили большая часть современного Казахстана и Юго-Западная Сибирь. Главой государства являлся хан, власть передавалась по наследственной прямой. Власть хана всегда находилась в прямой зависимости от воли феодалов. Предводители улусов и межплеменных объединений находились в вассальном подчинении у хана. Хан вручал им официальные документы, дающие право на управление страной и сбор налогов. Они были ответственны перед ханом и в случае войны должны были выставлять определённое количество воинов в виде ополчения. Представители кочевых феодалов и вельмож сами правили народом, они являлись исполнителями административно – политической и судебной власти.

Территория Дешт-и-Кипчака, общественный строй и хозяйство кипчаков.

Дешт-и-Кипчак, Кипчакская степь 11-15 веков, степей и пустынь, простиравшихся от низовья Сырдарьи и озера Балхаш до устья Дуная. Впервые Дешт-и-Кипчак встречается у персидского автора Насира Хосрова, в 11 веке, когда кипчаки, или половцы, придя с берегов Иртыша, стали соседями Хорезма и заняли территории современного Казахстана. В 13веке Дешт-и-Кипчак завоевали татаро-монголы. Кипчак делился на Западный и Восточный. Территория Западного известна в русских летописях под названием Половецкая земля. Кипчаки (половцы), большой и сильный союз тюркоязычных племён. Кипчаки кочевые племена. Они создали богатую для того времени культуру. В 1183 года войска русских княжеств разбили западных кипчаков, предводительствуемых ханом Кобяков. В ответна это правитель восстанавливает объединения хан Копчак выступил против Руси, разгромил войско Июря. Эти события ярко отражены военные успехи и развитие хозяйства, кипчакам из-за внутренних междоусобиц так и не удалось создать единого сильного государства. В 20 годы 13 века в связи с появлением монгольской угрозы, кипчака – половцы вступали в контакт с русскими. В 1223году объединённое войско кипчаков и русских встретилось на реке Калке с монгольской армией. Кипчаки и русские были наголову разбиты.

Улусы Найманов, Керейтов и Жалайров.

Найманы и керенты впервые появились на исторической арене около середины 12 века. Найманы были известны под названием «сегиз огуз» т.е. восьми племён и находились под властью Уйгурского каганата. После 840 года начинается складываться процесс кочевников Центральной Азии, известных в источниках под названием «цзубу» - кочевники. Северными цзубу называют кереитов, а западными – найманов. Вели вражду с Китаем. Около 1007 или 1008 годах хан кереитов ища способы укрепления своей власти, обращается к одной из мировых религий – христианству. Вместе с кереитами христианство принимают найманы, часть монгольских племён. В 1092 году кереиты и найманы были включены в состав империи ЛЯО. Найманы, кереиты, жолайры – племена кочевников, монголы.

Развитие культуры науки на территории Казахстана в 6-12 века.

Кроме литературы и устного творчества в средневековом Казахстане широкое распространение получают научные знания. Знания кочевников по астрономии, географии и других естественным наукам получают новое оформление в виде научных трактатов. Нам известны уроженцы Казахстана Абу Насыр и Аль – Фараби. Аль-Фараби был учёным-энциклопедистом внесшим значительный вклад почти во все отрасли научных знаний. Его перу принадлежат множество трактатов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, социологии. Особое место в списке учёных людей принадлежит прекрасному лингвисту и географу Махмуду Ал-Калигари, автору «Диуани мугат-ат-тюрк» (словарь тюркских языков) – единственный источник из которого можно почерпнуть сведения о культуре, хозяйство тюрок, народном календаре. От сюда можно заменить, что средневековый Казахстан был одним из научных центров тогдашнего мира. И хотя Баласагун и Отрар уступали Дамаску и Багдаду их значение в развитии научных знаний очень велико. К сожалению немногое сохранилось, погибла знаменитая библиотека, где хранились труды казахских учёных, но и дошедшее до нас свидетельствует о подменном расцвете науки среди тюркоязычных народов Казахстана. В средневековье города отличались высоким уровнем благоустройства, дома имели канализационную и отопительную систему, города имели развитую городской жизни. Таким образом Казахстан в средние века был одним из регионов с высокой культурой городской жизни, развивающейся под влиянием культуры кочевников.

Наши рекомендации