Частная филантропия в период средневековья. Гуманистическая концепция благотворительности
Частная филантропическая помощь, имевшая место в жизни разных народов в древности, сохранилась и получила развитие в средневековье. Имеются документальные источники, свидетельствующие о благотворительности правителей некоторых государств той эпохи. В хронике «Деяния саксов», составленной монахом монастыря Новая Корвея Видукиндом, дается характеристика саксонской знати и королей Генриха I, Отгона I, которые правили в X в. Как считают специалисты, в основу этой хроники положены личные наблюдения ее автора. Он, описывая деяния Отгона I, отмечал, чго государь
славится благочестием, всегда любезен и щедр в дарах. Хронист подчеркивал и такую черту характера Отгона I, как умение прощагь людей, провинившихся перед ним. Он не спешил верить наговорам на своих подданных, внимательно разбирался с обвинениями в их адрес в преступных деяниях. Некоторые из тех, кто был обвинен в преступлениях, сами избирали его своим защитником и посредником. Король не верил сомнительным обвинениям. А с лицами, уличенными в преступлениях, он обходился так, словно они никогда ни в чем не провинились по отношению к нему.
Благогворительносгью отличался французский король Роберт II, живший на рубеже X—XI вв. Возле его дворцов собиралось много нищих и бедсгвующих, которым он раздавал хлеб и другие продукты. В одной из хроник, где описывалась жизнь короля, сообщалось, что в последний год жизни он ежедневно раздавал милостыню сотням нищих.
Некоторые правители в своих завещаниях отписывали значительные средсгва на богоугодные дела помощи обездоленным и страждущим. Так, французский король Людовик VIII, живший в конце XII — начале XIII в., пожаловал по завещанию деньги для призрения прокаженных. Тогда во Франции было большое количество изоляторов для больных проказой (лепрозориев). Каждому из них король завещал определенные финансовые средства, позволившие улучшить уход за эгими неизлечимо больными людьми.
Воспитанные на христианских заповедях, многие европейские правители пытались прививать чувство милосердия и своим детям. В государственном завещании «Поучение короля своему сыну», оставленном французским королем Людовиком IX (1226—1270) наследному принцу, говорилось о необходимости проявлягь милосердие, терпение, жалостливо огноситься к нищим, бедным и обездоленным. Правитель Франции учил сына прощать обиды, окружать себя добрыми людьми, заступаться за бедных. «Сердце имей, — говорилось в поучении, — доброе и жалостливое к бедным и угнетенным, поддержи их и помоги им, сколько можешь... Смотри, чтобы кругом тебя были все люди добрые, будь то духовные или миряне, и чаще беседуй с ними; избегай общество дурных. С охотой слушай проповедь и на народе, и у
себя, и будь прилежен в молитве и прощении. Возлюби добро и ненавидь зло, в чем бы оно ни проявлялось... В деле суда и расправы будь тверд и справедлив к своим подданным, не уклоняясь ни вправо, ни влево, иди всегда прямо. Поддерживай дело более бедного, пока не выяснится истина...»1
Благотворительностью в период средневековья отличались и правители стран Востока. Подтверждением этому служат многочисленные дарственные грамоты индийской знати. Так, в дарственной грамоте Дронасимхи—махараджи государства Валабхи, датированной началом VI в., говорится о его пожертвованиях на строительство и восстановление храмов, на оказание помощи бедным. Судя по документу, важнейшей формой филантропической деятельности Дронасимхи было бесплатное кормление бедных.
Приведя примеры личной благотворительности правителей средневековых стран Европы и государств Востока, не следует преувеличивать их филантропические устремления. В те далекие, суровые времена нередко благодеяние и милосердие соседствовали с жестокостью, притеснением и насилием.
С классическим и поздним средневековьем связан один из самых ярких этапов в развитии европейской культуры — эпоха Возрождения, или Ренессанс (вторая половина XIV— первая половина XVII в.). В то время возник новый тип культуры, поставивший в центр своих интересов человека и окружающий его мир. Ренессансная культура по-новому осмысливала наследие античности, возрождая многие ее культурные ценности. Идейной основой культуры Возрождения стал гуманизм — совокупность взглядов, выражающих уважительное отношение к достоинствам и правам человека, заботу о благе людей, их гармоничном развитии.
Гуманизм, будучи тогда новым мировоззрением, во многом противостоял традиционной средневековой идеологии, основанной на культе религии. Гуманисты призывали к изучению античной культуры, которую церковь отрицала как языческую, принимая в ней только то, что не противоречило христианскому пониманию мира. Круг знаний, в преде-
1 История средних веков: Хрестоматия / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М, 1969. С. 274.
лах которых складывалось гуманистическое мировоззрение, включал в себя историю, этику, педагогику, риторику, поэзию, философию и другие науки.
Родиной гуманизма была Италия с ее многочисленными городами, обладавшими высоким уровнем политической самостоятельности. Здесь сохранялись античные традиции. Во второй половине XIV в. гуманистические идеи достоинства личности высказывали в своих произведениях итальянские литераторы Франческо Петрарка и Джованни Бокаччо. В XV в. сложилась флорентийская школа гуманистических воззрений. Эти идеи получили распространение в Германии, Франции, Англии, Испании и других странах Европы.
Гуманисты считали, что в самом человеке имеются огромные возможности для развития. И цель жизни заключается в том, чтобы раскрыть их. А для этого нужно стремиться к активному социальному общению, а не к монашескому отшельничеству и бегству от мирской жизни. Гуманисты отстаивали тезис о необходимости расширения знаний об окружающем нас мире и обращении их на пользу себе и другим людям. Следовательно, в центр мира теперь ставились не церковь и религиозное откровение, а человек, ценности его личности. Гуманисты выступали против религиозного аскетизма и идеала монашеского отшельничества, за права людей на удовлетворение земных потребностей.
Развитие идей гуманизма привело к формированию новой концепции благотворительности. Традиционно-религиозный подход в данном вопросе строился на отношении к благотворительному деянию как к обязательному требованию веры, как к особой религиозной заповеди, долгу каждого верующего и выполнению воли Господа Бога. В соответствии же с идеями гуманизма благотворительность и милосердие рассматриваются вне рамок религиозности как осознанная потребность в заботе о самом совершенном существе — человеке. Следовательно, если человеческая жизнь — главная ценность, то смысл бытия каждого заключается в том, чтобы сделать ее лучше и помочь тем, кто сам по различным причинам не в состоянии улучшить свое положение. Нищий, калека, бедный, странствующий, сирота, больной, немощный являются прежде всего людьми, жизнь которых также
должна быть наивысшей ценностью для общества, призванного заботиться о них. Гуманистическая концепция благотворительности в отличие от религиозной исходит из того, что не только церкви, монастыри, церковные приходы и братства должны бескорыстно помогать нуждающимся, но и общество в целом, включая государственные его институты, призвано делать это.
Многие известные гуманисты средневековья (Леонардо Бруни и Маттео Пальмиери в первой половине XV в., Хуан Луис Вивес в первой половине XVI в., Дирк Вокертс Коорн-херт во второй половине XVI в. и др.) видели нравственный идеал в активной гражданской жизни, а среди важнейших добродетелей особое место отводили таким личностным ценностям, как справедливость и благоразумие, щедрость и милосердие. Испанский гуманист, философ и педагог Вивес (1492—1540) полагал, что общество должно особую заботу проявлять о физическом и духовном состоянии здоровья людей, обеспечивая при необходимости соответствующее содержание больных. Он считал, что в мире нет ничего совершеннее человека и его сознания. По мнению ученого, особое сострадание заслуживают умалишенные люди. Вивес писал, что если положение такого человека безнадежно (в плане выздоровления), то надо позаботиться о соответствующем содержании больного, чтобы не увеличивать и не углублять несчастья из-за насмешек или дурного обращения с ним.
Перу Вивеса принадлежат различные планы и проекты помощи бедным, инвалидам и другим лицам, нуждавшимся в поддержке. План помощи бедным, составленный им в середине 1520-х гг., включал в себя: выявление таких лиц и их регистрацию; оказание помощи деньгами, продуктами тем, кто не способен трудиться; содействие в трудоустройстве здоровых нищих. С целью привлечения необходимых средств для помощи бедным предполагалось организовывать сборы частных пожертвований. Вивесом был разработан проект создания школ для бедных, а также план получения образования слепыми.
Голландский гуманист Дирк Вокертс Коорнхерт считал милосердие важнейшим компонентом проявления индивидуальности, а в политике благотворительности и призрения
видел долг общественности и государства перед согражданами, испытывающими нужду. Осознавая негативную сторону «профессионального» нищенства и массового бродяжничества, он полагал возможным применение по отношению к здоровым из них мер принудительного труда. Но он выступал против совмещения такого способа призрения нищих с суровым режимом их содержания по образцу тюремного, который лишал людей даже минимума свободы. Эти суждения нашли отражение в одном из трактатов Коорнхерта, опубликованном им в 80-е гг. XVI в.
Говоря о различиях религиозных и гуманистических представлений применительно к благотворительности, не следовало бы их противопоставлять как взаимоисключающие концепции. Важно видеть рациональные стороны, присущие религиозному и гуманистическому мировоззрениям, отстаивающим идеи бескорыстной помощи бедствующим и обездоленным. Ведь для бедных и нищих не столь важно, какими исходными принципами и определяющими мотивами руководствуются благотворители, помогая им. Но все же следует признать, что именно гуманистическая концепция благотворительности с ее ориентацией на приоритет человеческой личности, на привлечение к решению проблем обездоленных более широкого общественного спектра, во многом способствовала становлению социального законодательства и более активному вовлечению муниципалитетов и государства в систему социальной помощи.