Понятие, причины и значение толкования права
В процессе толкования устанавливается смысл нормы права, ее основная цель и социальная направленность.
Необходимость в толковании норм права обусловлена следующими причинами: неоднозначный смысл правовых понятий; использование терминологии других наук; разъяснение оценочных понятий (особо жесткое обращение, мошенничество); возможно несовпадение текста правовой нормы с истинным смыслом. Объектами толкования являются сами юридические нормы, содержащиеся в нормативном правовом акте, а нередко и сам этот акт. Субъектами толкования могут выступать государственные органы, должностные лица, граждане, международные и общественные организации. Ведущая роль в процессе толкования Конституции страны принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации и подобным структурам в других государствах. Интерпретация текста основного закона государства в широком смысле предназначена устанавливать пределы воздействия правоприменителя (в том числе и судов) на его содержание. Разработка новых юридических предписаний невозможна без толкования, поскольку в развитой системе законодательства большинство издаваемых норм, так или иначе, связано с уже существующими законодательными положениями. Немаловажное значение имеет толкование и для создания сводов законов, собраний и справочников по законодательству, для учета нормативных актов. Процесс толкования неизбежен при реализации правовых норм органами суда, прокуратуры, арбитража, другими государственными органами, при заключении сделок и договоров хозяйствующими структурами, в деятельности партий, общественных объединений, при осуществлении гражданами юридически значимых действий и т.д. Толкование норм права представляет собой сложное, комплексное явление. Его можно рассматривать в двух аспектах: 1. уяснение смысла нормы и его объяснение, т.е. процесс мышления лица, изучающего правовую норму. Это необходимый подготовительный этап, предпосылка для правильного решения конкретного дела, проведения кодификационной работы, составления собраний и картотек законодательства, учета нормативных актов, издания акта - разъяснения нормы права и т.д.; 2.толкование предполагает разъяснение содержания нормы. Это деятельность определенных органов и лиц, имеющая самостоятельное и специальное значение. Ее цель - обеспечить правильное и единообразное осуществление толкуемой нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении. Толкование-разъяснение обязательно должно быть зафиксировано либо в форме официального акта государственного органа или иного органа, наделенного властными полномочиями, либо в форме даваемых общественными организациями или отдельными лицами рекомендаций и советов, не имеющих формально обязательного характера. Указанные аспекты наиболее четко просматриваются при применении права: лицо или орган, применяющие юридические нормы, должны уяснить их смысл и ознакомиться с разъяснениями, даваемыми официальными органами, наукой права. Уяснение нормы преследует цель установить ее смысл в полном объеме, в то же время разъяснение имеет, как правило, более конкретное назначение - раскрыть смысл того или иного термина, объяснить, на кого распространяет свое действие толкуемая норма, каково ее соотношение с другими, близкими по смыслу, нормами и т.д. Уяснению подлежат в принципе, все нормативные акты, разъяснению - лишь те, по поводу которых возникают сомнения или разногласия на практике. За уяснением вовсе не обязательно должно следовать разъяснение, и в большинстве случаев достаточно лишь уяснить смысл закона, чтобы вынести решение по делу.
Виды толкования права
В процессе толкования устанавливается смысл нормы права, ее основная цель и социальная направленность.
Необходимость в толковании норм права обусловлена следующими причинами: неоднозначный смысл правовых понятий; использование терминологии других наук; разъяснение оценочных понятий (особо жесткое обращение, мошенничество); возможно несовпадение текста правовой нормы с истинным смыслом. Выделяют 3 вида толкования: по субъекту, по объему, по способу. 1. Любые лица, органы, предприятия могут заниматься толкованием права. Однако обязательность толкования зависит от статуса субъекта толкования, т.е. по субъекту выделяется официальное и неофициальное толкование. Официальное толкование является обязательным для других субъектов, оно дается органами, уполномоченными государством. Это исходящее от уполномоченного на то органа государства и имеющее юридически обязательную силу для всех, кто применяет разъясняемые нормы. Подразделяется на: 1. Аутентичное (толкование выражается в форме разъяснения смысла правовых ном. Это делает орган, который издает толкуемый нормативный акт (в частности, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы и их же разъясняет). Специального полномочия для аутентичного толкования не дается, так как оно является следствием правотворческого полномочия органа); 2. Делегированное (толкование, которое осуществляет не законодательный орган, а иные органы власти по их поручению, в частности судебные. Так, действующая Конституция РФ дает право Конституционному Суду РФ толковать Конституцию РФ, а Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ имеют полномочия для разъяснения вопросов судебной практики); 3. Казуальное (осуществляется применительно к конкретному случаю (казусу) или юридическому делу. При этом данное толкование обязательно только для данного случая или дела. Необходимость возникает тогда, когда решения нижестоящих правоприменительных органов по конкретным юридическим делам являются неправильными, не соответствуют закону (содержится в актах применения норм права); 4. Нормативное (носит общий характер, и его результаты обязательны при применении права. Это официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права.)
Неофициальное толкование – это разъяснение норм права, которое дают не уполномоченные на то субъекты. В частности, различные научные учреждения, адвокаты, политические партии или общественные организации. Каждый гражданин РФ вправе толковать закон. Хотя авторитет любого толкования будет зависеть от уровня правовых знаний интерпретатора. Неофициальное толкование не обязательно для других субъектов, не является юридически значимым.
Виды неофициального толкования: 1. Обыденное (пояснения и идеи о законе, юридической практике, которые может давать любой человек, основываясь на житейском опыте, своем правопонимании и правосознании. Для данного толкования свойственны заблуждения, а также поверхностные суждения.); 2. Профессиональное (толкование базируется на знаниях в области права и политики и исходит от юристов‑практиков. Например, разъяснение норм права реализуют судьи, прокуроры, адвокаты, консультанты в судах, редакции юридических журналов в специальных консультациях и т. д. Данное разъяснение не является юридически обязательным); 3. Доктринальное (научное) – это комментарии, разъяснения, которые осуществляют специальные научно‑исследовательские учреждения, научные работники, преподаватели в экспертных заключениях, на лекциях, конференциях и т. п. Доктринальное толкование отличается тем, что оно имеет очень глубокий и точный анализ действующего законодательства, правильно раскрывает суть и содержание правовых норм.
По объему толкование следует различать буквальное, распространительное и ограничительное. Буквальное – такое толкование, при котором действительное содержание толкуемой нормы права совпадает с ее текстуальной формулировкой. Например, Конституция гласит: Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном ФЗ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Формула текста точно и определенно выражает мысль законодателя и нет никаких оснований понимать его не буквально, а как-то иначе. Чаще всего толкование норм права бывает именно буквальным. Нередко когда понимание тех или иных формулировок нормативных правовых актов может привести к более широкому или, напротив, более узкому истолкованию содержит соответствующих норм права, чем это было задумано правотворческим органом. Возникает необходимость ограничительною или распространительного толкования. Ограничительное толкование права—это толкование, при котором действительное содержание интерпретируемой нормы права уже, чем буквальная форма текста. Ограничительному толкованию подлежит, например, норма, закрепленная в Конституции. Согласно ее тексту, «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». Если истолковать норму, содержащуюся в данном тексте буквально, то получается, что любые люди (а не только граждане РФ) обладают соответствующим правом. Однако в действительности это не так. Таким правом обладают лишь граждане РФ. Прийти к такому выводу нам помогает п. 3 ст. 5 Закона РФ об образовании, где специально подчеркивается, что государство гарантирует осуществление этого права только гражданам РФ. Поэтому толкование приведенной нормы права должно быть ограничительным. Распространительное (расширительное) толкование права представляет собой такое толкование, при котором действительное содержание толкуемой нормы права шире, чем ее текстуальная формулировка. Расширительным будет, например, толкование нормы права, содержащейся в ГК РФ, согласно которой «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинивши вред». Если понимать ее текст буквально, то тогда выходит, что по закону возмещается только вред, причиненный лицу, обладающему российским гражданством. Между тем анализ данной нормы права и других норм гражданского права показывает, что под защитой находятся личные и имущественные права не только граждан РФ, но и других лиц (лиц без гражданства и иностранцев). Поэтому данная норма расширительного толкования. Существуют две основныеe причины такого несовпадения. Одной из этих причин является допущение разного рода правотворческих ошибок (из-за нарушения требований юридической техники), в результате чего правотворческие органы нередко используют термины, слова и словосочетания, обозначающие понятия более широкого или, напротив, более узкого объема по сравнению с объемом тех понятий, которые в действительности они имели в виду при формулировании норм права. Другая причина несовпадения действительного содержания толкуемой нормы права и ее текстуальной формулировки—сознательное ее закрепление в такой форме, что ее буквальный текст и истинное содержание не совпадают. К числу наиболее типичных случаев можно отнести: а) когда ограничительное толкование осуществляется на основе норм, закрепленных в Общей части нормативного правового акта; б) когда основанием ограничительного толкования является наличие специальной или исключительной нормы, делающей изъятие из общей нормы; в) когда поводом для распространительного толкования является незаконченный перечень чего-либо. По способу толкования (совокупность однородных приемов и правил, с помощью которых раскрывается смысл всех составных элементов норм права). Грамматический – устанавливается смысл правовой норм, написанных письменно. (казнить нельзя, помиловать). Логический – основан на законах логики. Систематический – обращать внимание на систему права. Исторический применяется когда государство находится на переходном этапе. В результате толкования права образуются акты толкования – комментарии к кодексам.