Печати новгородской и псковской феодальных республик
Княжеские печати. Выше были рассмотрены княжеские буллы домонгольского времени. К XIII в. в Новгороде существовал устойчивый тип княжеской печати с изображением двух святых, тезоименитых владельцу печати и его отцу. Печати этого типа бытуют и в дальнейшем, до конца XIV в., правда, их количество заметно сокращается. Сфрагистический материал изобилует значительными пробелами - печати ряда князей неизвестны вообще, другие князья представлены единичными экземплярами булл, и только деятельность таких князей, как Александр Ярославич Невский, Ярослав Ярославич и Юрий Данилович, отразилась в значительном числе печатей. Так, печатей Александра Невского сохранилось более 40 экземпляров. На них изображены св. Александр с мечом и щитом и св. Феодор, также с мечом и щитом. Есть и другая разновидность печатей Александра Невского, на которых св. Александр представлен в виде всадника, а св. Феодор - в сцене поражения копьем змия. Интересно отметить, что в данном случае всадник изображен с короной на голове, олицетворяя самого князя.
К разряду княжеской сфрагистики относятся печати с изображением Вседержителя в сочетании с изображениями на другой стороне различных святых - Александра, Андрея, Дмитрия и др. Они составляют значительную группу - известно 58 таких печатей, происходящих от 22 пар матриц. Дать этим печатям персональную атрибуцию помогают аналогичные буллы, сохранившиеся при документах. Например, к договорной грамоте Новгорода с тверским великим князем Михаилом Ярославичем, составленной в 1307 г., когда он был избран новгородским князем, привешена печать с изображением Вседержителя на одной стороне и архангела Михаила - на другой. Предположив, что она принадлежит князю Михаилу Ярославичу, можно атрибутировать аналогичным образом подобные ей буллы, найденные в земле.
Древнейшим актом, сопровождаемым печатью, является знаменитая жалованная грамота киевского князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода новгородскому Юрьеву монастырю. Эта грамота - единственный русский акт XII в., скрепленный печатью. Она датируется временем около 1130 г. Печать этой грамоты представляет собой хрисовул (золотая булла). Название это условно, так как печать изготовлена из двух серебряных и позолоченных пластин, соединенных краями и зажимавших пропущенный между ними шнур. Казалось бы, принадлежность печати Мстиславу Владимировичу или его сыну не должна вызывать сомнений. На одной стороне печати изображен Иисус Христос, а на другой - воин, поражающий копьем змия. Диаметр печати 30 мм. В.Л. Янин убедительно доказал, что она значительно моложе грамоты и является подложной. Он считает, что печать принадлежала великому князю Ярославу Всеволодовичу (отцу Александра Невского), несколько раз занимавшему новгородский стол в период между 1215 и 1236 гг., и была приложена к документу в ходе церковной реформы Ивана Грозного, когда осуществлялась частичная секуляризация монастырских земель. Рядовой, по сути акт земельного пожалования был скреплен именно хрисовулом для придания ему определенной импозантности, так как хрисовулами на Руси утверждались грамоты особого значения.
Владычные печати. Печати новгородских архиепископов XIII - XV вв. четко разделяются на две группы: именные и анонимные. Первые несут на себе изображение Богоматери «Знамение» и строчную надпись на другой стороне:. «Такой-то (указываетcя имя) архиепископ Новгородский», вторые вместо надписи имеют изображение креста в различных вариантах. Как исключение следует рассматривать древнейший тип анонимной владычной печати, на которой вместо изображения Богоматери помещена 4-строчная надпись: «Печать владычня».
В настоящее время известны именные буллы всех новгородских владык, начиная с Далмата (1251—1273) и кончая Симеоном (1416-1421). Остаются пока неизвестными печати следующих за Симеоном архиепископов - Феодосия (1421 - 1423), который, правда, не был хиротонисан, Евфимия I (1423 - 1429). Евфимия П (1429 - 1458) и последнего владыки периода новгородской самостоятельности Феофила (1470 - 1482). Что касается печати владыки Ионы (1459 - 1470), то она принадлежит совершенно к другому сфрагистическому типу: на одной ее стороне изображен сидящий на престоле Вседержитель, а на другой - 6-строчная надпись: «Иона преосвященный архиепископ Великого Новгорода и Пскова». Подобные печати знает владычная сфрагистика Пскова, где буллы Евфимия II, Ионы и Феофила содержат аналогичную надпись, но изображение Вседержителя заменено изображением Троицы, являющейся традиционной эмблемой Пскова. Некоторые именные владычные буллы сохранились при документах. Например, позолоченный аргировул архиепископа Далмата скрепляет договорную грамоту Новгорода с Готским берегом, Любеком и немецкими городами о мире и торговле 1262—1263 гг.
Анонимные владычные печати, на одной стороне которых изображена Богоматерь «Знамение» в полный рост, а на другой - крест различных форм, представлены более чем 100 экземплярами, происходящими от более чем 40 матриц. Все эти буллы можно разделить на четыре группы. Самыми древними являются редкие печати как бы полуанонимного характера. Изображение Богоматери на них заменено 4-строчной надписью: «Печать владычня». Печати трех других групп различаются изображениями креста. К первой относятся буллы с изображением простого восьмиконечного креста на простом или ступенчатом подножии, ко второй - с изображением креста усложненной формы, концы которого имеют точечные или копьевидные завершения, к третьим - с изображением креста с орудиями страстей и многочисленными титлами. Эти печати принадлежали как самому архиепископу, так и его наместникам. Анонимными буллами скреплены акты, различные по своему характеру, - грамоты, касающиеся международных отношений, акты внутреннего характера, частные акты - купчие, данные, духовные.
В разряд новгородской владычной сфрагистики следует включить печати двинских, обонежских, новоторжских и ладожских наместников новгородского владыки, а также буллы владычных наместников, на которых не указана территория их юрисдикции. Больше всего известно печатей новоторжских наместников (более 20 от 15 пар матриц). На одной стороне этих печатей помещается строчная надпись: «Печать новоторжского наместника», а на другой - изображения святых, тезоименитых новгородским владыкам, представителями которого и являлись владельцы булл. На этих печатях представлены практически все имена архиепископов, начиная с Давида (1309 - 1329) и заканчивая Евфимием I (1424 - 1429) или Евфимием II (1429 - 1458). Характерно, что эти буллы найдены в Новгороде, Торжке, Твери, Ржеве и Москве, т.е. в городах, в сферу интересов которых входили поземельные отношения в Новом Торге.
Печати новгородских посадников, тысяцких и тиунов.После новгородского восстания 1136 г., в результате которого было осуществлено определенное размежевание в выполнении государственных функций между княжеской и республиканской администрацией, посадничьи буллы практически выходят из употребления. Правда, в последнее время предпринимаются попытки связать с посадниками печати с изображением креста и княжеских знаков.
Именных печатей с обозначением должности посадника известно сравнительно мало (немногим более 20 булл, содержащих 14 имен). Значительное число из них сохранилось при актах последней трети XIV в. Например, несколько посадничьих печатей скрепляют так называемый наказ 1372 г. новгородским послам Юрию и Якиму об условиях заключения мирного договора с тверским великим князем Михаилом Александровичем.
Кроме строчных или круговых надписей, на посадничьих печатях встречаются изображения креста, святого воина на коне или стоящего в полный рост с копьем и щитом и птицы.
Печати новгородских тысяцких, на которых указана должность их владельца, подобно аналогичным посадничьим буллам, немногочисленны. Их известно 25 экземпляров, на которых указаны 17 имен. 12 печатей тысяцких сохранилось при документах, древнейший из которых — договорная грамота Новгорода с Любеком, Готским берегом и Ригой — датируется 1301 г. На большинстве этих печатей помещены только надписи, например на одной стороне — «печать Матфея Фалелевича», а на другой — «тысячкого новгорочкого». Однако известны буллы с изображением святых, архангела и птиц.
Тиунские печати Новгорода составляют большую группу — более 100 экземпляров, происходящих от более чем 50 пар матриц. Они содержат 18 имен; часть имен остаются непрочитанными из-за плохой сохранности печатей. Все тиунские буллы содержат в надписи указание на свою принадлежность, называя имя и должность владельца. Изображения на них отсутствуют. Сложность атрибуции этих печатей определяется тем, что все они сохранились в отрыве от документов, а также плохой сохранностью многих экземпляров. В письменных источниках нет сведений о новгородских тиунах, а на печатях указаны только их имена без отчеств. Оформление печатей этой группы исключительно однообразно: на обеих сторонах помещены строчные надписи, например: на лицевой стороне — «Еремеева печать», на оборотной стороне — «новгородьского тивуна». В.Л.Янин убедительно сопоставил печати новгородских тиунов с известными только по упоминаниям в документах печатями купеческих старост. Отождествление «старост» и «тиунов» не должно вызывать сомнений, так как в различных списках Русской Правды эти термины выступают как синонимы. Тиунские печати появляются в конце XIII в. и существуют до начала XV в.
Печати новгородского Совета господ. Общегосударственные новгородские печати, сохранившиеся как при документах, так и в отрыве от них, представлены различными хронологическими группами. Все эти печати анонимны, а формулы надписей на них таковы: «Печать Всего Новгорода», «Новгородская печать и посаднича», «Новгородская печать», «Печать Великого Новгорода». Печати с надписями первых двух формул очень редки. Каждая группа представлена всего двумя экземплярами, причем все они сохранились при документах. Две идентичные печати (свинцовая и позолоченный аргировул) с надписью «Печать Всего Новгорода» сохранились при уже упоминавшемся документе 1262 - 1263 гг. Буллы с надписью «Новгородская печать и посаднича» сохранились при актах 1371 и 1372 гг.
Самую многочисленную группу составляют печати с надписями «Новгородская печать» и «Печать Великого Новгорода». Таких булл известно более 80 экземпляров, причем большинство (около 60) приходится на долю «Печатей Великого Новгорода». Помимо надписей, на этих печатях встречаются изображения Вседержителя, воина, всадника, птицы и зверя. При ряде документов сохранились одинаковые печати; это позволяет заключить, что они использовались посадниками и тысяцкими, и не передавались по наследству при обновлении степени. Иными словами, если во второй четверти XV в. в Новгороде было одновременно 24 посадника и 6 тысяцких, и каждый их них имел свою печать, то применяли ее на практике только лишь избранные на степень. Это отражает принцип организации высших республиканских органов на последнем этапе новгородской независимости, когда должности посадников и тысяцких стали пожизненными и обновлялись лишь со смертью того или иного из должностных лиц. Персональная атрибуция этих булл возможна только лишь в случаях, когда они сохранились при документах. В.Л. Янин связывает появление этих анонимных печатей с реформой 1416 - 1417 гг., которая увеличила число посадников и тысяцких, но ограничила срок занятия степени полугодом. До этого времени посадники и тысяцкие использовали личные печати. Реформы первой четверти XV в. резко подняли авторитет Совета господ как общебоярского органа. Личность посадника или тысяцкого как бы уходит на второй план, а их имена на печатях уступают место имени города.
Новгородские кончанские и монастырские печати. Кроме общегосударственных печатей Новгорода, от второй половины XV в. сохранились печати, привешивавшиеся к документам представителями новгородских концов - основных территориальных единиц города. Известны печати всех пяти новгородских концов. Буллы Людина конца на одной стороне несут лаконичную надпись: «Печать Людина конца», а на другой — изображение светского воина с копьем и щитом. На печатях Славенского конца на одной стороне помещено изображение простого восьмиконечного креста, окруженное надписью: «Печать Славеньского конца», на другой — поясное изображение св. Павла Исповедника и надпись по сторонам: «Павел Исповедникъ». Печати Плотницкого конца представлены двумя незначительно различающимися вариантами. На одной их стороне изображены крест (вариант — крест «со страстями») и круговая надпись: «Печать Онтоновская», на другой стороне дано изображение типа «Деисус», сопровождаемое обычными титлами. Печати Загородского конца на одной стороне имеют надпись, скомпонованную в четырех строках: «Святого Николы в Загородьскомъ конци», а на другой - изображение св. Николая Мирликийского в пояс; по сторонам - колончатая надпись «Агнос Никола». Наконец, печати Неревского конца известны в двух разновидностях. На одной из сторон помещена 4-строчная надпись: «Печать святого Николы» (вариант — «Печать святого Николы великого конца Неревского»), на другой стороне изображен св. Николай Мирликийский (на печатях одного варианта святитель изображен в пояс и помещена надпись «Ни-к....», на других, святой изображен в полный рост, а надпись отсутствует). Большинство кончанских печатей сохранилось при документах, старейший из которых датируется серединой XV в.
Эти печати отразили связь кончанской администрации с определенными монастырями. По мнению В. Л. Янина, кончанское представительство в 70-х гг. XIV в. еще не было выражено какими-то особыми сфрагистическими типами, и буллы представителей концов являлись именными печатями «кончанских старост». Процесс складывания кончанской сфрагистики в XV в. не был завершен, но сращивание мирской администрации с администрацией кончанских монастырей происходило весьма интенсивно.
Большинство монастырских печатей происходит из случайных находок. Известны печати следующих монастырей — Благовещенского, Варваринского, Кириллова, Юрьева, Спас-Нередицкого. Спас-Хутынского, Николаевского Вяжищского, а также Спасского монастыря в Русе. На них, как правило, помещено изображение святого, отражающее название монастыря, и соответствующие надписи. Например, на булле знаменитого Юрьева монастыря на одной стороне помещена 4-строчная надпись: «Печать святого Егорья», а на другой — изображение св. Георгия в полный рост, с копьем и щитом и надпись «Егорьи».
Все монастырские печати датируются временем не ранее начала XV в.