Проблема происхождения христианства
Проблема происхождения христианства
Наиболее трудной проблемой в истории христианства является вопрос о происхождении этой религии. Он был предметом продолжительного и весьма разнообразного обсуждения. В зарубежной литературе по вопросу о возникновении христианства можно проследить два основных направления. Одно ведет свое происхождение от традиционной богословской точки зрения, согласно которой христианство было основано богочеловеком Иисусом Христом, жившим на земле в еврейской стране Палестине в годы царствования римских императоров Августа и Тиберия (начало I в.н.э.) и проповедовавшим свое учение; переданное человечеству его учениками-апостолами, оно сделалось впоследствии достоянием людей. Это чисто церковная точка зрения, но она в смягченном, наукообразном виде перешла и на страницы зарубежной исторической литературы. Другое, противоположное направление в изучении раннего христианства ведет свое начало от просветительской литературы XVIII века, точнее от Шарля Дюпои. Этот предтеча мифологической школы, как известно, толковал все образы богов и героев как астрально-мифологические олицетворения; с этих же позиций подходил он, хотя и мимоходом, к образу Иисуса Христа, считая его тоже солнечным богом. Когда в середине XIX в. стали лучше изучаться религии древнего мира с их культами великих богов природы, умирающих и воскресающих богов растительности, свободомыслящие ученые начали и в христианстве открывать многочисленные совпадения с древними восточными культами. Стали приходить к выводу, что образ Христа составился из сложенных вместе черт древних восточных богов - Осириса, Митры, Диониса и др., а частью из древнееврейских пророчеств, в которых тоже видели астрально-мифологические мотивы. Отсюда сделали и тот вывод, что в христианстве вообще нет ничего оригинального, что это просто перепевы древних астральных и других мифов еврейского, египетского, сирийского и другого происхождения. Историческую личность Иисуса Христа ученые этого направления начисто отрицали.
Исторические условия и культурные предпосылки возникновения христианства
История христианской религии насчитывает более двух тысяч лет. Однако человечество перед тем, как отдать предпочтение этой мировой религии, проделало большой исторический путь, на протяжении которого религиозные представления и верования претерпевали сложные, зачастую противоречивые изменения. История религиозных верований, со времени их возникновения в условиях первобытнообщинного строя, его разложения и перехода в рабовладельческое общество, свидетельствует, что ранние религиозные представления имели тенденцию к убыванию фантастичности мифологических образов и все более приобретали человеческую, антропоморфную форму. Постепенно культ и поклонение одному богу вытесняет верования в других богов. Наступает период единобожия – монотеизм. Возникновение монотеистических представлений среди верующих было одной из предпосылок появления христианства. Христианство возникло в I в. н. э. в восточной части Римской империи. В этот период римская империя являлась классическим рабовладельческим государством, включающим десятки стран средиземноморья. На ее территории установились достаточно сложные религиозные отношения между носителями разных верований. На основе взаимопроникновения и слияния различных сторон вероучений и культов происходило образование религиозных общин, которые по своей сути не сводились ни к одной из национальных религий в чистом виде, что ставило эти общины в той или иной форме в оппозицию к официальной религии. Место античных божеств в верованиях жителей империи стали занимать древние восточные умирающие и воскресающие божества, такие, как египетский Осирис или фригийский Аттис. В период зарождения и становления христианства распространяются общины почитателей иранского бога солнца Митры, который выступал в верованиях рубежа нашей эры борцом против сил зла, богом-спасителем. Из греческих божеств особо почитался древний бог виноделия Дионис, чей культ на рубеже нашей эры также претерпел существенные изменения. С этим культом были связаны религиозные союзы орфиков. Многие идеи, родившиеся в общинах митраистов и орфиков, оказали затем влияние на христианство, но замкнутость этих общин, сложность их учений не могли привлечь к ним большого числа последователей. Процесс замены одних религиозных воззрений другими проходил в острой борьбе. Эта замена корректировалась миграцией различных племен, контактами народов. Многие родовые божества под влиянием развития условий жизни становились божествами-покровителями новой, более обширной социальной группы. Мощным катализатором религиозных формообразований явились завоевания римлян. Безмерное расширение границ государства вело к интенсификации торговли, обмена, к накоплению огромных богатств в руках власть имущих. Создание империи усилило монотеистические тенденции. Во II-I вв. до н. э. достиг апогея кризис полисной системы. Римский пантеон стал быстро расширяться. Политический процесс, приведший к образованию централизованного государственного аппарата, во многом предопределил интеграционные тенденции в эволюции религии. Христианская религиозная система формировалась под влиянием смешения культур и многих форм общественного бытия и соответствующих им форм духовности греко-римского и восточного миров. Элементы универсализма, с одной стороны, и этнического своеобразия многих цивилизаций с их специфическими укладами – с другой, создали в Римской империи в I в. н. э. условия для возникновения космополитических синкретических систем. В этот период многие культы стали приобретать черты всеобщности. Наибольшее влияние на становление и развитие христианства оказала иудейская религиозная традиция, характеризующая четко выраженным монотеизмом. Своими корнями христианство, в первую очередь, восходит к учениям иудейских религиозных сект. Иудея на рубеже нашей эры находилась в составе Римской империи и управлялась наместниками, но в решении некоторых жизненно важных вопросов, прежде всего судебных и религиозных, жречеству во главе с первосвященником Иерусалимского храма и Синедриону была представлена автономия. Вторая половина I в. до н. э. и весь I в. н. э. были временем непрерывных выступлений населения Иудеи против римского владычества. Все эти выступления безжалостно подавлялись, что также содействовало распространению среди угнетенных иудеев эсхатологических идей. Здесь сыграла свою роль устойчивая иудейская традиция ожидания мессии – спасителя, который поможет угнетенным освободиться от власти чужеземцев. В результате в иудаизме складывается ряд течений: фарисеи, саддукеи, ессеи. Первые два течения в той или иной мере были традиционными. Что же касается ессейства, то оно, возникнув во II в. до н. э., в своих идеях и в организации общин уже содержало многое из того, что затем получит развитие в раннем христианстве. Заметную роль в становлении и развитии раннехристианских верований сыграл, как отмечалось выше, религиозный синкретизм, а также некоторые философские идеи. Исследователи возникновения и становления христианства отмечают, в частности, огромное влияние философии неоплатонизма на процесс становления идеологии христианства. Неоплатонизм представляет собой систему позднеантичного идеализма, включившего в себя многие положения и образы античных религиозно-мифологических учений и сказаний. Следует отметить, что в этот период многие культы, а не только зарождающееся христианство, стали приобретать черты всеобщности. Большинство языческих культов в период формирования христианства имело много общего между собой как в идеологическом содержании, так и в основных тенденциях развития. Христианство синтезировало именно эти общие моменты, широко распространенные в ту эпоху моральные, эстетические, религиозно-философские идеи оно интерпретировало по-новому. Центральными идеями христианства стали идеи космополитизма и искупления, не являющиеся главными в языческих системах. Можно с определенностью сказать, что христианство возникло как синтез иудаизма, эллинистической философии, учения стоиков и некоторых других элементов культурной жизни римской империи. Уникальность этого синтеза состояла в том, что новое вероучение родилось на перекрестке эпох, культур, смогло объединить достижения духовно-практической деятельности человечества и приспособить их для нужд новой цивилизации, оставив за порогом родоплеменные и национальные религиозные представления и верования. Сила христианства проявилась в том, что оно смогло дистанцироваться от узких рамок территориальной обособленности этносов и использовать достижения античной культуры, приспособив их для своего становления и развития. Христианской религии нужно было пройти сложный путь приспособления к окружающему обществу, а обществу пережить и осознать крах античного миропорядка, чтобы эта религия смогла стать господствующей и государственной.
АРИАНСТВО
Раннехристианское вероучение, возникшее в начале 4 века. (по некоторым предполжениям-на основе понятия субординации, разработанного ранее еще Оригеном. Согласно развитию этой теории Арием, второе лицо Троицы-Бог-Сын-является хотя и самым совершенным, но все-таки творением Божиим, существом не вечным, не существовавшим до рождения и не безначальным, и, таким образом, являлся Сыном Божиим не по существу, а по благодати. Приверженцы этого учения также придерживались мнения, что Святой Дух обещан Сыном и послан Отцом, а потому проистекает от Отца и подчинен Отцу и Сыну. После Никейского собора в арианстве возникает несколько направлений, в том числе такие течения, как агноиты, аномеи, евдоксианство, евсевианство. Учение было осуждено на 1 Никейском соборе в 325 году и на 2 Константинопольском соборе в 381 году, было принято многими германскими народами и просуществовало в их королевствах примерно до начала 8 века.