Конституционное право зарубежных стран состоит из Общей и Особенной части
В Общей части рассматривается сущность конституции, ее основные черты и значение, порядок принятия и внесение изменений, основы государственной власти и государственного устройства, закрепляемые конституционным путем, рассматриваются принципы избирательной системы государств и другие вопросы общего характера.
В Особенной части рассматриваются конституции отдельных зарубежных стран.
3. Источники конституционного права.
Под источниками понимаются те внешние формы права, например, нормативно-правовые акты или прецеденты, которые доносят до нас сведения о нормах конституционного права. Источниками выступают как писаные, так и неписаные нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Внешней формой выражения норм выступают нормативно-правовой акт, конституционный обычай, судебный прецедент, доктринальные источники.
Самой большой группой источников являются нормативно-правовые акты в виде законов и иных государственно-правовых актов, классификация которых, в свою очередь, тоже распространенная:
– Конституция – Основные законы государств;
– конституционные законы – как правило, принимаемые по предметам конституционного регулирования, а потому уступающие по юридической силе только Основному закону государства;
– органические законы дополняют Конституцию, не изменяя ее основных принципов, не затрагивая ее глубинной сущности; они, как правило, принимаются простым большинством голосов членов парламента;
– делегированное законодательство – акты исполнительной власти, имеющие силу закона; в разных странах эти акты называются по-разному: ордонансы, декреты, прокламации и принимаются либо главой государства, либо правительством, либо отдельным министром;
– обычные законы, нормы которых регулируют отдельные вопросы государственной или общественной жизни в сфере конституционного регулирования;
– парламентские уставы или регламенты, важность которых определяется тем, что их нормы направлены на внутреннюю структуру парламента, его палат, порядок деятельности парламента и его палат, кворумы присутствия и голосования и многие другие важные для функционирования парламента вопросы, фактически определяющие законодательный процесс.
Второй группой источников следует назвать судебные прецеденты; именно этот источник характерен для стран с англосаксонской системой права, например Великобритании, США. Под судебным прецедентом понимается решение суда, которое служит основанием для применения при рассмотрении другими судами аналогичных дел или вообще имеет характер общеобязательной нормы. Решения делятся на два вида:
1) решения общих судов;
2) решения специальных судов (например, толкование Конституции).
«Прецедент» от лат. идущий впереди, предшествующий. Обязательными условиями прецедентного права можно назвать [8, 15]:
– высокую квалификацию судей;
– централизованную систему судебной власти;
– публикацию судебных отчетов с определенной периодичностью;
– особенности развития страны.
Правило прецедента требует от юриста тщательного анализа ранее вынесенных судебных решений. Прецедент имеет две части: с одной стороны, это то, что выступает необходимой основой решения; с другой стороны, это то, что является попутно сказанным. Первая часть базируется в писаном, позитивном праве. Попутно сказанное – это обоснование умозаключения, основанное либо на факте, существование которого не стало предметом рассмотрения суда, либо, хотя и основанное на установленных по делу фактах, не составляющее сути решения. Исходя из такого состава, прецеденты и подразделяют на обязательные, или связывающие (когда доминирует основа законодательного решения) и убедительные (когда попутно сказанное становится прецедентом в силу своей убедительности). Причем сам судья не определяет, что же в решении составляет основу, а что – попутно сказанное. Это делает другой судья, устанавливая, является ли данное решение прецедентом для дела, которое он рассматривает.
Третью группу источников составляют конституционные обычаи – такие правила поведения, которые выгодны государству, которое государство поддерживает, но по разным причинам не переносит в писаное право; конституционный обычай носит не политический, а обрядовый, церемониальный характер, придающий государственным органам, их должностным лицам и их действиям некий особый ореол власти. Конституционные обычаи, еще называемые конституционными соглашениями, или конвенционными нормами, выступают правилами поведения, которые сложились исторически и поддерживаются государством. Этот источник сохраняется потому, что обычаи придают государственным органам и их действиям особый ореол власти, на граждан это оказывает особое психологическое воздействие, повышая авторитет власти.
Четвертую группу составляют доктринальные источники – труды видных ученых, государствоведов, которые используются в тех случаях, когда недостаточно норм права, когда существует какой-то правовой пробел, и суды используют для усиления своих аргументов эти работы. Ярким примером выступают труды «отцов-основателей» Америки, известные под названием «Трактаты федералиста».
Пятая группа источников – это акты чрезвычайных органов власти, которые появляются в чрезвычайных ситуациях в условиях военных действий, стихийных бедствий, военных переворотов, революций. Временные правительства, или комитеты, принимают настолько важные решения, что они определяют всю жизнь данного государства. Стабилизация общественной жизни или возвращения к прежним условиям позволяет лишить юридической силы акты, принятые в особых условиях и пересмотреть их правовые последствия.
Шестая группа источников представлена религиозным правом, разновидностями которого могут выступить мусульманское право, индусское право, иудейское право. Мусульманское право считается наиболее разработанной отраслью религиозного права, которое состоит из таких частей, как шариат, т. е. это нормы, заключенные в Коране (боговдохновленное право): «сунна» – предания о поступках пророка, так называемая исламская традиция; «иджма» – мнения теологов, которые могут часто изменяться; «фикх» – правовая доктрина или наука о праве;
«кияс» – умозаключение по аналогии, или правовой прецедент;
«фетва» – решения, сконструированные на основании разрешения конкретных дел. Фетвы принимаются авторитетными лидерами в исламе и являются для остальных мусульман обязательными.
Седьмая группа источников – естественное право – наиболее неизменные абсолютные нормы поведения, присущие человеку, которые могут быть выведены из неизменности человеческой природы. Сюда входят наиболее важные права, свободы, касающиеся каждого человека. Впервые ссылка на естественное право встречается в американской Декларации независимости от 4 июля 1776 года, где перечисляются наиболее важные естественные права следующим образом: «самоочевидна истина, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относятся право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью» (Цит. по кн.: Конституция Соединенных штатов Америки: комментарий Л.В. Сморгунова. СПб., 1992. С. 27).
Восьмую группу источников составляют международные межгосударственные договоры, в числе которых принятая 10 декабря 1948 г. на заседании Организации Объединенных Наций «Всеобщая Декларация прав и свобод человека». Основное её предназначение основывается на том, что современные конституции закрепляют приоритет норм международного права над правом внутригосударственным.
Девятую группу источников представляют акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов, когда, например, глава государства, а не суд дает толкование принятому закону.
Наконец, политические декларации и совместные постановления политического руководства правящих политических партий и парламентов также составляют самостоятельную группу источников конституционного права. Широкое распространение этот источник получил в конституционном праве Китайской Народной Республики.