Понятие и основные признаки права
В понятии права, как и в любом другом понятии, раскрываются прежде всего его признаки. Общие, основные и устойчивые свойства права являются его сущностью. Право представляет собой особое качественное содержание предписаний, дозволений, запретов, которые отличаются от содержания иных социальных норм. Кроме того, сами правовые нормы выражены в особых юридических формах – источниках права, которым придается формальная и общеобязательная сила. Подобных форм не имеют иные нормы социального характера. Таким образом, право представляет собой определенное внутреннее и внешнее единство формы и содержания. Но право не только отличается подобной связью от социальных норм, оно имеет социальное назначение. Оно призвано урегулировать многообразные социальные отношения, создать определенные правила и стандарты в связи с организацией общественного порядка и правопорядка. Социальное назначение права проявляется в его основных функциях – регулятивной и охранительной.
Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений. Данное определение права раскрывается через совокупность следующих признаков:
1. Общеобязательная нормативность права означает, что право состоит из определенной совокупности норм. Различие между правовыми и иными социальными нормами состоит в обязательности правовых норм, обеспеченности их государственным принуждением, особой процедуре установления правовых предписаний. Нормативный характер права означает его распространение на неопределенный круг лиц и случаев, т.е. универсальное действие в отличие от актов ненормативных, распространяющихся на отдельные случаи и отдельных лиц (индивидуальные акты или акты применения). Всякая норма права означает санкционированное государством правило поведения. Норма права является общим правилом поведения, исключающим индивидуальные нормы и произвол помимо того смысла, который заключен в норму, выраженную в официальном акте. Право является совокупностью норм общего характера. Они обязательны для всех даже в случае их противоречия естественным правам. При конкуренции нормы права естественного и положительного приоритет необходимо отдавать последнему.
2. Системность права. Право всегда выступает как система юридических норм. Свойство системности означает определенную упорядоченность ее элементов и объединение в одно целое – систему права. Эта система должна быть внутренне непротиворечивой, т.е. в ней должны быть взаимосогласованны основные элементы: нормы права, институты права, отрасли права, различные правовые конструкции. Должны быть установлены или устанавливаться отсылочные связи между нормами институтов и отраслей в целях обеспечения эффективности правового регулирования. Система права каждой страны складывается исторически. В каждой системе права отдается предпочтение каким-либо доминирующим формам права: прецедентам, нормативно-правовым актам и др. Основным способом приведения права в системный вид является систематизации права (инкорпорация, консолидация, кодификация).
3. Формальная определенность права. Право выражается в письменной форме, в официальных документах, которые устанавливаются государством. Этот признак отличает нормы права от других видов социальных норм. Форма права зависит от формы государства, каждая историческая эпоха представлена определенной системой источников (форм) права. Право является равным масштабом для неравных людей, универсальной формой разрешения конфликтов или формализации позитивных (положительных) отношений. Формальная определенность права означает установление определенных границ, пространства (рамок и правил) для действия нормы. Это также означает выражение права в многообразных юридических формах, установленных государством. Знание этих форм (различных законов, подзаконных актов и др.) позволяет реализовывать субъективные права лиц на основе норм объективного права, т.е. на основе официально закрепленного законодательства.
4. Интеллектуально-волевой (государственно-волевой) характер права. Право выражает индивидуальную и общую волю граждан государства, государственную волю в отличие от других социальных норм, которые выражают интересы определенных социальных слоев и групп. Право выражает волю, выраженную в официальных актах (законы, подзаконные акты, судебные решения) государства. Издание официальных актов является проявлением свойств государственной власти, ее монополии на правотворчество.
5. Возможность государственного принуждения. Нарушение требований права влечет наложение мер юридической ответственности, этим обеспечивается общеобязательность норм права. Общеобязательность права означает, что оно является формой властного предписания относительно возможного и должного поведения субъектов права.
По мнению М.Н.Марченко к наиболее важным отличиям правовых и неправовых социальных норм относятся следующие критерии: характер отношений, порядок и способ их установления, формы и способы выражения, формы и средства обеспечения, характер и степень определенности мер воздействия. Нормы права закрепляют основные общественные отношения, содержатся в актах, санкционируемых государством, излагаются в письменной форме, обеспечиваются системой санкций и гарантий со стороны государства.[127]Нормы права состоят из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения (регулятивные нормы, нормы прямого регулирования) и исходных (отправных, учредительных) норм, и в действительности являются общими правовыми предписаниями.[128]
Норма права в конечном счете является не только социальным, но государственным регулятором общественных отношений, так как именно государство гарантирует ее реализацию. Право «всегда есть прежде всего совокупность, а точнее, система норм. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная система вполне определенных правил поведения. Как и любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов».[129]Но право не просто система норм, а упорядоченная совокупность предписаний, санкционированных государством. От общественных организаций могут исходить иные социальные нормы, но не нормы права. В тоже время, государство, создавая право, лишь формулирует его (является источником права в формальном смысле), определяет его границы, а не основания, которые необходимо искать в обществе (в «общей воле»), общество является источником права в материальном смысле. Право должно соблюдаться всеми субъектами права, в том числе государством, в противном случае оно становится не обязательным, т.е. не правом, а произволом. В тоже время государство должно обеспечивать реализацию правовых норм с помощью средств и приемов правоприменительного механизма.
2. Сущность и содержание права.
Сущность права раскрывается в его предписаниях, так как право носит предоставительно-обязывающий характер. Сущность права означает детальное выявление свойств его предмета. При этом право выражает или общую, или классовую волю. Если сущностью права является отражение воли (государства, отдельных слоев, личностей и др.), то нормативное оформление этой сущности или воли является самим материальным или процессуальным содержанием права. Содержание права конкретизирует сущность права. Содержание права может быть социальным, политическим, государственным, нормативным и др. Содержание права меняется в соответствии с изменением его сущности и соответственно – его форм выражения. Нормативное (юридическое) содержание права выражается в использовании особых правовых конструкций, специальных терминов и посылок, юридических составов и правил разрешения споров и др. Нормативное содержание права детализирует признаки и свойства права, выражает сами способы и методы нормирования отношений (дозволительный или разрешительный). Выделяются следующие подходы к сущности права:
– классовый, согласно которому, право является системой юридических норм, выражающих возведенную в закон волю господствующего класса (право как средство обеспечения узкоклассовых интересов); Такой поход характерен, как для учения К.Маркса и Ф.Энгельса, так и для других марксистских и социалистических теорий; также волевая теория Гегеля была наполнена «исключительно классовым содержанием».[130]
– общесоциальный, где право рассматривается как выражение компромисса между различными слоями общества (здесь право обеспечивает интересы широких слоев населения, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина).
Сущность права не сводится только к классовым или общесоциальным началам, в различные периоды истории то классовые, то социальные начала выходят на первый план. Кроме того, существуют и другие подходы к определению и сущности права: позитивизм (признание правом норм, исходящих от государства), нормативизм («чистая теория права»), неопозитивизм (признание права таким, какое оно есть, – нормы признания), социологическая юриспруденция («живое право»), психологическая теория (признание права официального и неофициального – норм переживаний императивно-атрибутивного характера), либертарная теория права (различения права и закона, обосновывающая понимание права как всеобщей формы и равной нормы (меры) свободы индивидов) и др.[131] Таким образом, право рассматривается как система юридических норм, правовых отношений, идей, идеалов и ценностей. Сущность права означает в целом наличие внутренних и необходимых, общих и основных, главных и устойчивых черт, признаков и свойств правовых явлений, единство и взаимообусловленность которых определяет качественную специфику и закономерности развития права как самостоятельной субстанции.[132] Сущность права развивается в соответствии с изменяющимися ценностями в том числе в системе культуры и национальной правовой системы. «Органическим продолжением сущности права является его мобильное содержание, находящееся с ней в единстве. Если под сущностью права понимаются наиболее главные качества, определяющие его природу, то под содержанием – конкретное выражение сущности предмета, проявляющееся во все его элементах, взаимодействующих друг с другом. А также с окружающей средой (общественными условиями, в которых действует право). Сущностные свойства права развертываются, конкретизируются в его содержательных свойствах, которые вместе с ними раскрывают его единую природу».[133]
В содержании права необходимо различать конкретно-историческое и логическое содержание права. Конкретно-историческое содержание права многообразно, соответствует истории, религии, культуре, национальной самобытности и др. Логическое содержание права предполагает, независимо от исторических и иных смыслов права, – возможность применения равного масштаба к неравным людям, т.е. обеспечение формально-юридического равенства неравных, фактических статусов лиц.
Термин «право» в современной правовой науке используется в следующих значениях: социально-правовые притязания (естественные права), позитивное право (выраженное в системе нормативно-правовых актов), право в объективном смысле (право как система юридических норм – трудовое, гражданское, семейное и т.д.), право в субъективном смысле (официально признанные возможности лица).[134] Если право – прежде всего нормативно, то предметом нормирования является само содержание юридической нормы. Норма определяет границы поведения, устанавливает пределы возможного поведения, или меру свободы субъекта. Свобода и составляет основное содержание права, заключаемого в форму юридической нормы, предполагающее в современных условиях – формальное юридическое равенство всех субъектов права. Юридические нормы конкретизируют общий принцип свободы субъектов права. Каждая правовая норма есть мера свободы человека. Проблема сущности права связана с его содержанием; принято различать историческое содержание права и логическое содержание права.[135]
Правила, которыми регулируется игра и борьба личных интересов, их совокупность составляют право, которое «охраняет общие интересы и выражает общественные отношения, отливая те и другие в требования и положения, обычай или закон».[136] Предполагается, что «совокупность... рамок и правил составляет право», которое должно соотносится с реальной действительностью.[137]Е.Н.Трубецкой подчеркивал, что историзм «позволяет учитывать национальное, что игнорировала старая естественно-правовая школа права», отмечая, что «нет права, общего всем нациям».[138]Роль интересов, их борьбы в образовании права, выражается в стремлении «обеспечить личную свободу, как внешнюю, так и внутреннюю».[139]Определение права Е.Н.Трубецким носит предоставительно-обязывающий характер: «право есть внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой».[140]В содержании права усматривается предоставление и ограничение внешней свободы. Но указывается на «обеспечение» свободы – внешней и внутренней. Если Е.Н.Трубецкой делает акцент на регулятивно-охранительных функциях права, то, например, В.О.Ключевский – на гарантиях, на механизме реализации нормы.
Указание на борьбу интересов в образовании права близко пониманию Р.Иеринга, который, по словам Е.Н.Трубецкого, подчеркивал участие в образовании права исторического коллективного опыта и идеи разума, «причем исторический опыт служит средством для осуществления диктуемой разумом цели права».[141]
Указание на то, что «право, формы власти, политические учреждения никогда не переходят целиком из эпохи в эпоху, из союза в союз»,[142] не только отрицает решающее значение на правотворчество рецепции, но и определяет зависимость политико-правовых форм от гражданского состояния общества. В таком случае нормы права выступают как «правила, которые закрепляются установлениями общества...».[143] Разделяя все связи в обществе на интересы и отношения, предполагается, что интересы оформляются в праве, а отношения оформляются в различные союзы. При данном подходе раскрывается механизм одновременного анализа форм государства и права.
Источником права (в материальном смысле) в конечном итоге является не личность, а общество. Национальный характер правотворчества связан с формой национального (суверенного) государства. Историко-органическое понимание права тесным образом связано с изучением теории факторов развития (природа, личность, общество). Категория «дух народа», раскрывается через систему связей (экономических, политических, юридических и др.), соответствующих реальным отношениям. Идея порядка, основанного на праве, составляет главную цель государственного союза.
Если право определяется «совокупностью рамок и правил», охраняющих частные интересы, то свободу составляют «личное сознание и общее право».[144]Е.Н.Трубецкой писал: «Свобода внутренняя предполагается правом как условие его существования...»,[145] или «где вовсе нет свободы, там вообще не может быть никакого права».[146]Е.Н.Трубецкой подчеркивает, что свобода является содержанием права, у В.О.Ключевского - личное сознание и право являются простыми элементами системы права, в отличие от свободы, которая является сложным элементом. Свобода связана, как и право, с фактом личного сознания, однако подчеркивается в свободе «стремление определять себя к деятельности».[147]Связь понятия свободы с действием проявляется следующим образом: «под свободой, с одной стороны, мы разумеем всю сумму действующих и законом определенных прав, которые определяют простор деятельности каждого человека». Или другое определение: «под свободой разумеется... и общее право или признанное стремление человека самому определять себе известный простор для деятельности».[148]
Недопустимо смешивать требования политической обязательности с практической необходимостью, в противном случае – можно утратить самое понятие о праве, так как «обязательность – понятие из области права, а необходимость – простой факт. Где действует постоянное и обязательное право, там не остается места для личного уговора».[149] В.С.Нерсесянс отмечает, что по своей сущности право является формальным равенством. Все определения права в различных концепциях отражают или предполагают этот принцип. «Отсюда и внутренняя смысловая равноценность таких внешне различных определений, как: право – это формальное равенство; право – это всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях людей; право – это всеобщая справедливость и т.д. Ведь всеобщая формально-равная мера так же предполагает свободу и справедливость, как последние – первую и друг друга».[150]Таким образом, сущность права проявляется в историческом, экономическом, культурно-религиозном, национальном, специально-юридическом аспектах. Необходимо отметить наличие социального и юридического содержания права. Содержание права исторично, сущность права изменчива и инварианта. Большое влияние на понимание сущности права оказывает юридическая доктрина.