Тема 15. Бюджетно-финансовое и организационное обеспечение социальных стратегий организаций

Фонды накопления, резервный и потребления. Модель распре­деления прибыли. Жилищная субстратегия. Программа жилищно­го кредитования сотрудников. Программа жилищных муниципаль­ных облигаций. Реализация жилищной программы ИжГТУ. Проект жилищной программы РГПУ.

Контрольные вопросы, задания и литература к практическим (семинарским) занятиям

Тема 1. Научные основания дисциплины «Управление социальным развитием организации» (понятия, подходы, предмет и задачи).

Вопросы к теме:

1. Объект, предмет и цель дисциплины «Управление социальным развитием организации»

2. Понятие «организация», его основные значения и общенаучный смысл

3. Юридический и социально-экономический подходы в понима­нии «целевой организации»

4. Основные виды «целевой организации»: «предприятие», «сооб­щество», «учреждение»

5. Внешние и внутренние социальные условия организации

6. Основные направления социальной деятельности организации

Основная литература

Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организа­ции.-М., 2001.-С. 10, 11, 165.

Гражданский кодекс Российской Федерации.— СПб.: Питер, 2004.

Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник.— М., 2005.— С. 1—2.

Дополнительная литература

Бачурин А.В. Экономический кризис в России: причины и уро­ки.- М.: РАГС, 2000.

Паркинсон С. Законы Паркинсона.— М.: Современный литера­тор, 2002.- С. 6.

Пригожий А.И. Методы развития организаций.— М.: МЦФЭР, 2003.

Половинке B.C. Управление персоналом: системный подход и его реализация.— М., 2002.— С. 11-26.

Романов В.Л. Социальная самоорганизация и государствен­ность.— М., 2000.— С. 5-7.

Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. акад. РАН Г.В. Осипова.- М.: НОРМА-ИНФРА, 1999.- С. 346.

Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова.— М., 2002.- С. 79.

Управление человеческими ресурсами.— СПб., 2002.— С. 165-167,291.

ТощенкоЖ.Т. Социология.— М.: Юрайт-Издат, 2003. Труд и социальное развитие: Словарь.— М., 2001.— С. 49, 245 Хан Д. Планирование и контроль: концепция контролинга.— М., 1997.-С. 27.

Тема 2. Внешняя социальная среда организации

Вопросы к теме:

1. Макросоциальные процессы

2. Потенциальные тенденции развития постиндустриальных об­ществ

3. Трансформирующаяся экономическая система

4. Стили поведения современной организации в окружающей сре­де

5. «Заинтересованные общественные группы» в деятельности организаций

6. Концепция социальной ответственности организации

7. Постсоциалистические организации

8. Социальная подсистема организации

9. Комплекс факторов социальной среды

Основная литература

Захаров Н.Л. Социальные регуляторы деятельности российско­го государственного служащего.— М., 2002.— С. 73—84.

Кузнецов А.Л. Социальные стратегии предприятия.— Ижевск, 2000.- С. 88.

Дополнительная литература

Бачурин А.В. Экономический кризис в России: причины и уро­ки.- М.: РАГС, 2000.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 5-е изд. (2CD).— М., 2005 {Феодализм, Ростоу, Индустриальное общество, Традицион­ное общество, Кейнсианство).

Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персо­нала. В 3 т.- М.: МНИИПУ, 2002.- Т. 1.

Гэлбрайт Дж. Новое индустриальное общество.— М., 1969.— С. 463.

КейнсДж. Общая теория занятости, процента и денег.— М., 1978.

Палацци М., Старчер Дж. Корпоративная социальная ответ­ственность и успех в бизнесе // Менеджмент.— 1998.— № 7.— С. 33.

Труд и социальное развитие: Словарь.— М., 2001.— С. 75, 205.

Хан Д. Планирование и контроль: концепция контролинга.— М., 1997.-С. 12.

Шахназаров О. История развития общества: русский путь // Об­щество и экономика.— 2000.— № 2—4.

Эшби У. Введение в кибернетику— М., 1959.— С. 6. Rostov/ W. The Stage Of Economic Growth.— Camb., 1960.

Тема 3. Государство — организация — человек

Вопросы к теме:

1. Государственное управление и регулирование в современных условиях

2. Экономическая (хозяйственная) система общества

3. Основные показатели социального развития организации

4. Современная мотивационная модель личности работника

Основная литература

Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организа­ции.- М: ИНФРА-М, 2001.- С. 90-114.

Захаров Н.Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего.— М.: Изд-во РАГС, 2002.— С. 63—80.

Дополнительная литература

Бачурин А.В. Экономический кризис в России: причины и уро­ки.- М.: РАГС, 2000.

ТощенкоЖ.Т. Социология.— М.: Юрайт-Издат, 2003.

Занятие 4. Исторические предпосылки и необходимость социальной деятельности организации

1. Общее и особенное в организации труда в традиционном и ин­дустриальном обществах

2. Трудовая этика индустриального общества

3. Управление социальным развитием персонала в XIX в. на Запа­де и России

4. Классики менеджмента о социальном управлении

5. Общее и особенное концепций «экономического рационально­го человека» и «человеческих отношений»

Основная литература

Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организа­ции.- М.: ИНФРА-М, 2001.- С. 39-53.

Захаров Н.Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего.— М: Изд-во РАГС, 2002.— С. 63—80.

Дополнительная литература

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения.— М., 1990.

Гумилев Л.И. Древняя Русь и Великая степь.— М., 1989.

Илюшечкин В.П. Теория стадийного развития общества.— М.: Вост. лит., 1996.

Ключевский В.О. История сословий в России. — Птп, 1918.

МаслоуА. Мотивация личности.—СПб., 1999.

Российская социологическая энциклопедия. — М., 1998.— С. 302-303.

Чечулин А.В., Решетников М.М. Общественное признание: опыт поощрения лучших и признание заслуг в дореволюционной и со­временной России.— СПб.: Изд-во «Синтез-Полиграф», 2001.

Тема 5. Отечественный опыт управления социальным развитием

Вопросы к теме:

1. Первые формы социального управления в Советской России

2. Принципы, источники и способы реализации социальной дея­тельности в 30-е гг. в СССР

3. Особенности социального управления в 60—80-е гг.

4. Основные результаты социального управления в СССР

5. Содержание и функции плана социального развития предпри­ятия в СССР

Основная литература

Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организа­ции.- М.: ИНФРА-М, 2001.- С. 26, 40.

Кузнецов А.Л. Социальные стратегии предприятия.— Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000.- С. 149-169.

Дополнительная литература

Бачурин А.В. Экономический кризис в России: причины и уро­ки.- М.: Изд-во РАГС, 2000.- С. 14.

Ленин В. И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. Т. 40.-С. 315.

Вопросы к теме:

Тема 6. Опыт зарубежных стран в управлении социальным развитием

1. Особенности управления социальным развитием в организаци­ях США

2. Концепция качества трудовой жизни

3. Подходы к социальной деятельности в Западной Европе

4. Специфика социального развития корпораций Японии

5. Общее и особенное в западной и восточной моделях управле­ния социальным развитием

6. Применимость зарубежных моделей социального развития предприятий и управления в российских условиях

Основная литература

Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организа­ции.- М.: ИНФРА-М, 2001.- С. 27-28, 56, 59, 71-72.

Кузнецов А.Л. Социальные стратегии предприятия.— Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000.- С. 93-111.

Волгин Н.А., Волгина О.Н. Оплата труда: японский опыт и рос­сийская практика: Учебн. пособие.— М.: ИТК «Дашков и К°», 2004.

Дополнительная литература

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения.— М., 1990.

Mopuma А. Сделано в Японии.— М., 1993.

Тема 7. Деловая игра «Партнерство»

Тема 8. Социальные стратегии в системе управления организацией

Вопросы к теме:

1. Классификация факторов внешней среды, влияющих на орга­низацию

2. Виды планирования

3. Важнейшие элементы социального планирования

4. Задачи управления организацией как сложной системой

5. Принципы и методы разработки стратегического плана органи­зации

6. Социальная стратегия в структуре стратегического плана орга­низации

7. Содержание плана социальной стратегии

8. Принцип «гуманизация труда»

9. Содержание понятия «качество трудовой жизни»

Основная литература

Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / На­учи, ред. и предисл. Л.И. Евсеенко.— М., 1989.— С. 23, 68, 69, 263, 465.

Веснин В.Р. Стратегическое управление.— М.: ИНФРА-М, 2005. Кузнецов А.Л. Социальные стратегии предприятия.— Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000.- С. 68-92.

Дополнительная литература

Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персо­нала. В 3 т.- М.: МНИИПУ, 2002.-Т. 1.

Котлер Ф. и др. Основы маркетинга.— М.: Вильяме, 2004.

Chandler A. D. Strategy and Structure.— Cambridge, MTI., 1962.

Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпора­ции мира.— М., 1991.— С. 102.

Тема 9. Деловая игра «Корпоративное собрание»

Тема 10. Практикум: разработка социальной стратегии организации

Основная литература

Кузнецов А.Л. Социальные стратегии предприятия.— Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000.- С. 149-168.

Тема 11. Социально-экономическая эффективность социальных стратегий на предприятии

Вопросы к теме:

1. Российские исследования изучения влияния социальных фак­торов на экономическую эффективность организаций

2. Влияние социальных факторов на поведение работника на рын­ке труда и в организации

3. Социальные факторы лояльности работника организации

4. Распределение прибыли и заинтересованные социальные группы

5. Эффект распределения прибыли

6. Методика распределения прибыли

Основная литература

Кузнецов А.Л. Социальные стратегии предприятия.— Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000.- С. 93-111.

Дополнительная литература

Захаров Н.Л. «Загадка русской души», или Особенности мотива­ции труда российского персонала // Управление персоналом.— 2004.- № 22-23. 212

Служба социального развития предприятия: Практ. пособие.— М., 1989.-С. 30.

ТощенкоЖ.Т. Социология.— М., Юрайт-Издат, 2003.

Тема 12. Организация работы и сфера ответственности службы персонала по управлению социальным развитием

Вопросы к теме:

1. Миссия организации деятельности по управлению социальным развитием

2. Структура и сфера ответственности (компетенции) службы пер­сонала по осуществлению социальной деятельности

3. Квалификационные требования (компетентность) к специалис­ту и руководителю по осуществлению социальной деятельности

4. Функции служб по управлению социальным развитием органи­зации

Основная литература

Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организа­ции.- М.: ИНФРА-М, 2001.- С. 27-28, 56, 59, 71-72.

Тема 13. Основания методики социального планирования

Вопросы к теме:

1. Этапы формирования социальной стратегии организации

2. Способы распределения средств на социальные цели в Советс­ком Союзе

3. Методы для управления социальным развитием в 70—80-е гг.

4. Методика социального паспорта

5. Уровни социальных стратегий

6. Социальные показатели

7. Методики оценки уровня социального развития организации

8. Расчет показателей по социальной структуре коллектива

9. Расчет показателей по условиям труда и культурно-бытовым ус­ловиям

10. Расчет показателей по оплате и дисциплине труда

П. Расчет показателей по состоянию объектов социальной инфра­структуры

12. Расчет интегральных показателей уровня гуманизации труда и уровня качества трудовой жизни

Основная литература

Кузнецов А.Л. Социальные стратегии предприятия.— Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000.- С. 149-170.

2!3

Тема 14. Практикум: социальный паспорт организации Основная литература

Кузнецов А.Л. Социальные стратегии предприятия.— Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000.- С. 125-135.

Тема 15. Практикум: расчет уровня социального развития организации

Основная литература

Кузнецов А.Л. Социальные стратегии предприятия.— Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000.- С. 135-137.

Тема 16. Бюджетно-финансовое и организационное обеспечение социальных стратегий организаций

Вопросы к теме:

1. Общие принципы использования и распределения прибыли на социальные цели

2. Фонды: резервного, накопления и потребления

3. Использование модели распределения прибыли

4. Жилищные программы

Основная литература

Кузнецов А.Л. Социальные стратегии предприятия.— Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000.- С. 170-190.

Тема 17. Практикум: распределения прибыли организации на социальные цели

Основная литература

Кузнецов А.Л. Социальные стратегии предприятия.— Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000.- С. 138-148.

5. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению

1. Управление социальными процессами организации.

2. Общественные, политические, экономические условия реги­она, влияющие на социальное развитие организаций.

3. Стратегический план социального развития организации.

4. Социальный паспорт организации.

5. Жилищная программа организации.

6. Программа «Здоровье» организации.

7. Социальная корпоративная деятельность организации.

8. Уровень социального развития организации.

9. Служба социального развития организации: функции, цели и задачи.

10. Эффективность мероприятий стратегического плана соци­ального развития организации.

6. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

Контрольные вопросы итоговой аттестации (экзамен)

1. Что является объектом, предметом и целью изучения дисцип­лины «Управление социальным развитием организации»?

2. Каков общенаучный смысл понятия «организация»?

3. В чем специфическое отличие юридического и социально-экономического понимания целевой организации?

4. Чем характеризуются понятия «предприятие», «сообщество», «учреждение»?

5. Что такое внешние и внутренние социальные условия орга­низации?

6. На что направлена социальная деятельность организации?

7. Что такое макросоциальные процессы?

8. Какие потенциальные тенденции влияют на развитие постин­дустриальных обществ?

9. Что представляет собой трансформирующаяся экономичес­кая система?

10. Каковы стили поведения современной организации в окру­жающей среде?

11. Какова роль «заинтересованных общественных групп» в де­ятельности организаций?

12. Что представляет собой концепция социальной ответствен­ности организации?

13. Каковы характерные особенности постсоциалистической организации?

14. Что представляет собой социальная подсистема организации?

15. Что такое система факторов социальной среды?

16. В чем особенность государственного управления и регулиро­вания в современных условиях?

17. Что такое хозяйственная система общества?

18. Каковы основные показатели социального развития органи­зации?

19. В чем особенность современной мотивационной модели лич­ности работника?

20. Что есть общего и особенного в организации труда в тради­ционном и индустриальном обществах?

21. В чем особенность трудовой этики индустриального обще­ства?

22. Какие мероприятия по управлению социальным развитием персонала имели место в XIX в. на Западе и в России?

23. Каков вклад классиков менеджмента в социальное управле­ние?

24. В чем суть концепций «экономического рационального чело­века» и «человеческих отношений»?

25. Какие первые формы социального управления использова­лись в Советской России?

26. Каковы были принципы, источники и способы реализации социальной деятельности в 30-е гг. в СССР?

27. Каковы особенности социального управления в 60—80-е гг.?

28. Каковы основные результаты социального управления в СССР?

29. Что представляет собой и какую функцию выполняет план социального развития?

30. Каковы особенности управления социальным развитием в организациях США?

31. Что представляет собой концепция качества трудовой жизни?

32. Какие подходы к социальной деятельности используются в Западной Европе?

33. Каковы специфические моменты социального развития кор­пораций Японии?

34. Что есть общего и особенного в западной и восточной моде­лях управления социальным развитием?

35. Почему невозможно непосредственное применение интерес­ных моделей социального развития предприятий и управления в российских условиях?

36. Какие существуют определения понятия «стратегия»?

37. Что такое стратегическое планирование?

38. Как изменялись методы планирования на Западе?

39. Как изменялись способы планирования на предприятиях СССР и РФ?

40. В чем особенность социального стратегического планирова­ния?

41. Как классифицируются факторы внешней среды, влияющие на организацию?

42. Какие существуют виды планирования?

43. Каковы важнейшие элементы социального планирования? 44.Что является главной задачей управления организацией как

сложной системой?

45. Какие существуют принципы и методы разработки стратеги­ческого плана организации?

46. Какое место в структуре стратегического плана организации занимает социальная стратегия?

47. Каково содержание плана социальной стратегии?

48. В чем суть принципа гуманизации труда?

49. Что представляет собой содержание понятия «качество тру­довой жизни»?

50. Какие исследования по изучению влияния социальных фак­торов на экономическую эффективность проводились в нашей стране?

51. Какое влияние оказывают социальные факторы на поведение работника на рынке труда и в организации?

52. Какое влияние оказывают социальные факторы на лояль­ность работника организации?

53. Почему необходимо распределять прибыль между заинтере­сованными социальными группами?

54. Какой эффект дает распределение прибыли?

55. Какова методика распределения прибыли?

56. На что направлена и какова миссия деятельности по управ­лению социальным развитием организации?

57. Каковы структура и сфера ответственности (компетенции) службы персонала по осуществлению социальной деятельности?

58. Какие существуют квалификационные требования (какова компетентность) к специалисту и руководителю по осуществлению социальной деятельности?

59. Каковы основные функции служб по управлению соци­альным развитием организации?

60. Какова последовательность формирования социальной стра­тегии организации?

61. Какие существовали способы распределения средств на со­циальные цели в Советском Союзе?

62. Какие были разработаны методы для управления социальным развитием в 70—80-е гг.?

63. В чем суть методики социального паспорта?

64. Какие существуют уровни социальных стратегий?

65. Каковы основные социальные показатели?

66. В чем суть методики оценки уровня социального развития организации?

67. Как рассчитываются показатели по социальной структуре коллектива?

68. Как рассчитываются показатели по условиям труда и культур­но-бытовые условиям?

69. Как рассчитываются показатели по оплате и дисциплине тру­да?

70. Как рассчитываются показатели по состоянию объектов со­циальной инфраструктуры?

71. Как рассчитываются интегральные показатели уровня гума­низации труда и уровня качества трудовой жизни?

72. Каковы общие принципы использования и распределения прибыли на социальные цели?

73. Каковы особенности фондов — резервного, накопления и по­требления?

74. Как работает модель распределения прибыли?

75. Какие существуют жилищные программы?

Наши рекомендации